История Португалии : 1385-1498. Атлантическая экспансия. (Жозе Эрману Сараива)

История Португалии

История Португалии: третья часть

1223-1385. Прогресс и социальные конфликты.

Четвертая часть книги Жозе Эрману Сарайва «История Португалии», которая относится к числу наиболее читаемых в Португалии и Бразилии. Изданная впервые в 1979 г., она с тех пор неоднократно переиздавалась и обновлялась, была переведена на многие иностранные языки. Автору удалось в сжатой форме, но увлекательно изложить историю маленькой пиренейской страны, зачинательницы эпохи великих географических открытий и провозвестницы глобализации.

ОГЛАВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ:


30. Политическое развитие

От победы горожан до триумфа короля

В ходе революции 1383— 1385 гг. крупная феодальная знать была временно разгромлена, так как приняла сторону кастильцев и потерпела поражение в войне. Влияние графов при дворе Фернанду I сменилось, судя по всему, господством городских слоев, заинтересованных в мирной политике и развитии торговой деятельности, и юристов, проникнутых цезаристским духом римского права, а следовательно, защитников усиления королевской власти.

Великий историк, чье сочинение остается на сегодня основным источником по этой эпохе, Фернан Лопиш, оставил нам знаменитый текст, в котором сжато описаны социальные перемены, произошедшие в результате революции: согласно авторитетным писателям тех времен, мировая история делится на шесть эпох, из которых шестая является последней. Но Лопиш считал, что с португальской революцией началась «седьмая эпоха, в которой поднялся новый мир и новое поколение людей, потому что дети людей столь низкого положения, что не стоит о них и говорить, благодаря своей доброй службе и трудам в то время были сделаны рыцарями, назвавшись вскоре новыми родами и фамилиями. Другие обратились к достоинствам древнего дворянства, о каком уже не помнили, так что по достоинству, и чести, и должностям в королевстве, на которые сеньор, будучи магистром, а также и затем, став королем, поставил их, столь возвысились, что их потомки сегодня называются «дон» и имеют большое влияние». Это указание в последнее время понималось буквально и таким образом служило доказательством якобы происшедшей смены состава господствующего класса. Но более вероятным кажется, что историк имел в виду некоторые конкретные случаи, которые он хотел показать сатирически. Люди, занимавшие важнейшие должности как раз в период, когда Фернан Лопиш писал свою хронику, были почти все потомками крупных феодалов, побежденных в гражданской войне. Действительно, вскоре после окончания войны политический курс Авишского магистра кардинально изменился. Мы уже видели, что он выехал из Лиссабона и целые годы не возвращался в него, и мы также видели, что он восстановил пенсии знати, контиаш, которые сам же ранее и отменил. Число знатных сеньоров в королевском совете возросло вопреки обязательствам, взятым на кортесах в Коимбре. Палата двадцати четырех исчезла из истории, и только через пятьдесят лет о ней снова заговорят в связи с ограничением ее вмешательства в муниципальные дела, которые во время революции были полностью в руках мастеровых. По всей стране упало влияние ремесленников в городских советах, и их вмешательство в городское управление в итоге было запрещено везде, кроме Лиссабона. Указы об обязательных работах для сельского населения, отмененные во время революции, снова входит в силу, сначала с оговорками, а затем и в своей худшей форме, как в правление Фернанду I.

Дуарте I (король Португалии 1433 — 1437)

Что действительно является новым в авишской монархии — это сильный централизаторский дух. Щедрые льготы и привилегии, вынужденно предоставленные в военные времена, ловко и умело ограничиваются. Нуну Алвариш стал хозяином почти половины страны и, когда был заключен мир, хотел пожаловать часть полученных земель тем, кто ему больше всего помогал, сделав их своими вассалами. Король этого не позволил и забрал пожалования в казну. Затем он договорился о браке одного своего незаконного сына с единственной дочерью коннетабля; огромные богатства героя вернулись таким образом во владение короны и дали начало Браганскому дому. Авторитет королевской власти был достаточно силен, для того чтобы установить всеобщий налог, от выплаты которого никто не освобождался, каким бы ни было общественное положение: так называемые акцизы (sisas), или налог на сделки. Кортесы собирались в течение всего царствования, но перерывы между их созывами становятся все более и более продолжительными. Воля короля являлась в конце жизни Жуана I могучей силой в государстве, и не было никаких препятствий, которые бы ее ограничивали. Когда в начале следующего царствования (Дуарте I; 1433— 1437), кортесы ходатайствовали перед королем, чтобы война не объявлялась без их согласия, то король ответил, что объявлять или не объявлять войну — вопрос, находящийся в исключительном ведении короля.

Сеута и африканская политика

В 1415 г., то есть всего четыре года спустя после подписания мира с Кастилией, король Португалии во главе огромной военной экспедиции (19 000 воинов, 1700 моряков, 200 кораблей) захватил важный город Сеута на севере Африки. Этот факт рассматривается обычно как отправная точка государственной политики заморской экспансии.

Какие причины привели португальцев в Сеуту? Это один из основных дискуссионных вопросов в португальской историографии.

Традиционным является объяснение, данное в хронике Зурары: инфанты просили короля устроить большой турнир, во время которого они были бы посвящены в рыцари, но смотритель финансов Жуан Афонсу убедил их, что рыцарями становятся в настоящих, серьезных кампаниях, а не в ходе веселых развлечений, и намекнул на проект похода на север Африки. Это повествование было отвергнуто Антониу Сержиу в очерке, быстро вызвавшем отклики общественности. С момента публикации его блестящего исследования (1919) дискуссии на данную тему уже не прекращались; удачное обобщение современных точек зрения на проблему приводит Жайми Кортезан. «Взятие и оккупация этого города, конечного пункта торговых путей из золотоносных областей, ключа к проливу, ворот Востока для Запада, стража и опорного пункта против нападений мусульманских пиратов на португальские берега, были, как мы думаем, своего рода прологом к заморской экспансии». Однако, как всегда, попытка найти сегодня объяснения мотивов событий и поступков прошлого сталкивается со значительными трудностями. Сеута не была конечным пунктом золотого пути (хотя какое-то количество золота туда поступало, как и во все города Северной Африки), не являлась она и ключом к заливу, так как с ее помощью так ни разу и не удалось перекрыть сообщение между Средиземным морем и Атлантикой. Она не играла решающей роли в борьбе с пиратством, если учесть, что пиратские разбои участились как раз после захвата города. Наконец, нет ни одного документа, который бы свидетельствовал о преднамеренной связи операции 1415 г. с заморской экспансией, замысла которой, вероятно, еще не существовало в то время, когда снаряжалась экспедиция в Сеуту.

Версия Зурары, таким образом, хотя и самая старая, оказывается наиболее соответствующей как имеющимся фактам, так и менталитету той эпохи. Жуан I дал обет, что если его война с Кастилией закончится успешно, то он устроит невиданный еще праздник. Этот замысел в дальнейшем развивался, и вместо рыцарского праздника организуется рыцарский поход, имевший то преимущество, что он обещал принести доход от захваченной добычи. Помимо этого большая военная победа должна была повысить авторитет португальского короля, бастарда и революционера, права которого многими оспаривались. Роль торжественного обета, вероятно, была решающей. Как известно, благодаря такому обету был построен монастырь Баталья. И вот, как объяснил Жуан I своим дворянам, собравшимся в Торриш-Ведраше, мир 1411г. был не менее важным событием, чем победа при Алжубарроте; поэтому он, по его словам, долго размышлял о том, как достойным образом его отметить, и решил, что план захвата Сеуты подходит для этого лучше всего.

После португальского завоевания Сеута, которая ранее была центром активной торговли, превратилась в небольшую крепостицу, которая постоянно оборонялась и которую требовалось снабжать по морю ресурсами из Португалии. В 1425 г. инфант дон Педру писал, что Сеута превратилась в «дыру, куда уходят люди, оружие и деньги», и добавлял, что в Англии считают удержание Сеуты ошибкой.

Несмотря на это, Сеуту удерживали и далее, и проекты военной экспансии на севере Африки были одной из констант португальской политики до конца XVI в.

В 1437 г. был совершен новый поход, целью которого являлся захват Танжера, Арзилы и, возможно, других районов. Эта экспедиция закончилась военной катастрофой. Чтобы португальцам позволили отплыть домой, им пришлось пообещать возвратить Сеуту маврам. Инфант Фернанду, брат короля Дуарте I, остался в плену в качестве заложника. Кортесы, созванные для решения этого вопроса, не одобрили условий мира, и инфант умер в плену.

Регентство принца Педру

Когда умер Дуарте I (1438), наследнику престола Афонсу V было шесть лет. В завещании короля Дуарте говорилось, что на время несовершеннолетия наследника регентство должна осуществлять вдовствующая королева Леонор Арагонская. Так же как и в 1383 г., мнения разделились: знать требовала соблюдения положений завещания, ремесленники и бедный люд Лиссабона выступали против и хотели провозгласить регентом принца Педру, брата короля. Королева попыталась оказать вооруженное сопротивление, но, не получив поддержки, покинула страну.

Регентство Педру (1441-1448) отмечено большими уступками знати, с которой регент, вероятно, стремился примириться, вмешательством в политические события в Кастилии, развитием мореплавания в Атлантике, покровительством Университету, составлением «Установлений короля Афонсу» (Ordenagoes Afonsinas), то есть систематического свода действующего законодательства.

В 1448 г. Афонсу взял власть в свои руки, и высшая знать захватила господство в стране, продлившееся до конца этого царствования. Бывший регент и все его сторонники подверглись преследованиям. В 1449 г. Педру собрал своих людей и в сопровождении небольшого войска отправился в Лиссабон. Он ехал, по его словам, чтобы оправдаться от несправедливых обвинений, выдвинутых против него, а по утверждениям его противников, он стремился прорваться в столицу, чтобы при поддержке народа выступить против короля. Второе предположение стало решающим: войско короля вышло ему навстречу, и в битве при Алфарробейре инфант был убит вместе с большим числом своих сторонников.

В этом своем последнем выступлении дон Педру не имел за собой поддержки народа. Мастеровые Лиссабона, десять лет назад провозгласившие его регентом и взявшиеся за оружие, чтобы его защитить, оставались в 1449 г., судя по всему, безучастными к конфликту. Нет также сведений о реакции на эти события на местах в каком-либо районе страны. Трагедия Алфарробейры выглядит скорее как сведение счетов, чем как гражданская война. Триумф высшей знати был полным.

Афонсу V

Вторая половина XV в. до конца правления Афонсу V отмечена политикой в интересах высшей знати: большие пожалования, создание новых титулов, огромный рост штата придворных, исполнение государственных должностей представителями высшей знати, рост пенсий и бенефициев, которые перераспределяли доходы казны в пользу сеньоров, частые военные предприятия.

Афонсу V Африканец (король Португалии 1438 — 81)

За эту политику принято обвинять Афонсу V. На самом деле знать, использовав в 1449 г. молодого короля для подавления противостоящей партии в лице дона Педру, уже многое имела, когда король вступил на престол. Она укрепилась и в значительной степени добилась влияния в период реформ государства, последовавший за революцией 1383— 1385 гг. Развитие экономики наряду с нехваткой подготовленных к административной деятельности кадров среднего класса позволило знати, казалось бы побежденной в ходе революционных событий, извлечь основные преимущества из политики централизации и укрепления королевской власти, проводившейся в первой половине века.

Большие военные предприятия начались в 1458 г. В 1453 г. турки захватили Константинополь, что вызвало в Европе большое потрясение; именно эта дата была избрана в качестве вехи, отделяющей Средневековье от Нового времени. Экспансия турок в направлении Центральной Европы продолжалась, и в 1456 г. они осадили Белград. Папа приказал тогда проповедовать крестовый поход против неверных. Европа осталась глуха к этому призыву, но Афонсу V с воодушевлением воспринял его. Он уведомил папу, что в течение года за свой счет подготовит войско в двенадцать тысяч бойцов и выступит с ним против турок. Несмотря на общее неодобрение, вызванное этой инициативой, подготовка началась немедленно: закупалось оружие, корабли, чеканились золотые монеты, пригодные для хождения во всех христианских странах.

Но папа вскоре умер, осада была снята, и проект крестового похода вскоре оказался заброшен. Военные ресурсы, собранные к тому времени, были использованы в экспедиции на север Африки, закончившейся захватом Алкасер-Сегера (Эль-Ксар Эс-Сегир), маленького прибрежного городка между Сеутой и Танжером. После этого в Африку было совершено еще два больших военных похода под руководством короля: поход 1463—1464 гг., закончившийся неудачей под стенами Танжера, и поход 1471 г., когда была захвачена Арзила (Асила) и занят Танжер, который мавры сдали после потери Арзилы.

Африканские походы и благоволение короля к крупным сеньорам принесли Афонсу V большой авторитет среди португальской и испанской знати. Это побудило одну из группировок кастильской знати просить португальского короля о вмешательстве во внутренние дела соседней страны и о принятии кастильского престола.

Другая партия считала наследницей трона Исабель, сестру умершего короля Энрике (Генриха IV). Исабель же была замужем за наследником арагонской короны. Его восшествие на престол Кастилии означало объединение двух королевств и таким образом нарушение баланса сил, существовавшего между пиренейскими государствами. Афонсу V вторгся в Кастилию в 1475 г. и получил первоначально поддержку некоторых крупных феодалов страны. Но эта поддержка постепенно ослабевала. В 1476 г. произошла битва около города Торо. Португальские историки считают, что исход ее был неопределенным, а историки соседней страны говорят о решающей победе. Фактически битва при Торо означала конец притязаний португальского короля.

Карта венецианского монаха Фра Мауру, заказанная Афонсу V и выполненная в 1459 году. На карте в том числе были указаны последние португальские исследования

Корона в борьбе с крупными феодалами

Правление Жуана II (1481 — 1495) вызвало радикальные перемены в политической жизни.

Жуан II Совершенный
(Король Португалии 1481-95)

Деятельность нового короля, которого его враги называли Тираном, а друзья — Совершенным Государем, уже пытались связать с политической теорией, изложенной Макиавелли в трактате «Государь». Трактат, впрочем, был написан намного позже, но верно, что Жуан II был современником Медичи и сумел стать выдающимся представителем линии политического прагматизма, утверждавшейся в то время в Европе.

Один из его биографов — Руй ди Пина писал, что, «будучи сеньором сеньоров, он никогда не хотел даже казаться рабом рабов». Эта фраза обозначает — сознательно или нет — политическую линию, проводившуюся королем: он сурово подавлял могущество великих, но никогда в своей борьбе не стремился опереться на силу малых. Эта дихотомия политических сил в его время была уже преодолена. Для него вся политическая власть заключалась в институте монархии. В первых же документах его царствования (акты кортесов 1481 г., приговор герцогу Браганскому) мы встречаем титулование «Ваше Королевское Величество». Это новое выражение соответствует новой концепции королевской власти. Последнего средневекового рыцаря, каким был Афонсу V, сменяет государь эпохи Возрождения, не допускающий раздела или ограничения своей власти.

В первые годы царствования были ликвидированы все центры власти, которые могли бы противостоять воле короля. Поводом для репрессий стало противодействие некоторых знатных сеньоров вмешательству королевских коррежедоров в дела пожалованных им земель. Шпионам удалось перехватить письма маркиза ди Монтемора (брата герцога Браганского), в которых он предлагал устроить вторжение в страну кастильских войск для свержения Жуана П. Сам герцог, первое лицо португальской знати и собственник земель почти половины Португалии, был признан замешанным в этом заговоре, осужден и обезглавлен на главной площади Эворы при большом стечении народа. Браганскии дом был ликвидирован, а его огромные владения переданы в казну. Справедливость приговора оказалась позднее поставлена под сомнение, и, вероятно, свидетели обвинения были щедро оплачены самим Жуаном II. В следующем году король лично заколол кинжалом герцога Визеу, брата королевы, обвиненного в руководстве еще одним заговором. Несколько представителей высшей знати были казнены, а многие другие бежали. Епископ Эворы, человек, сыгравший очень важную политическую роль в прошлое царствование, был отравлен в тюрьме. Исаак Абраванел, один из самых богатых евреев Пиренейского полуострова, был обвинен в финансировании заговора и приговорен к смерти, но сумел выехать из страны. Также и кардинал Жоржи да Кошта, пользовавшийся неограниченным могуществом, уехал в Рим и больше в Португалию не возвращался.

После этой кровавой чистки король мог править беспрепятственно, что и делал в соответствии с планами, демонстрирующими исключительные способности и политическую проницательность. Деятельность Жуана II проявилась особенно в трех областях: в административных преобразованиях государства, в дипломатических связях со многими странами Европы и в заморской политике. Одним из его первых решений было строительство замка Мина (1481), послужившего базой для разведки португальцами африканского побережья. Также в эту эпоху складывается план проникновения в Индийский океан вокруг южного побережья Африки.

Жуан II инспектирует строительство каравелл. Илл. Алфреду Гамейру (1917 г.)

Но последствия победы короля над знатью не выходят за пределы его короткого царствования. В 1491 г. вследствие падения с лошади умер наследный принц, инфант дон Афонсу. Этот факт выдвинул на первое место в наследовании короны двоюродного брата короля, Мануэла, герцога Бежи (сын инфанта Фернанду, который был братом Афонсу V). Мануэл же был братом герцога Визеу, одного из вождей знати, погибшего от рук Жуана П. Его вступление на престол могло означать восстановление власти крупных знатных фамилий. Жуан пытался помешать этому, начав в Риме хлопоты по законному признанию своего внебрачного сына дона Жоржи. Но противники короля были весьма сильны как внутри страны, так и вне ее. В признании было отказано, и, когда Жуан II умер (1495), герцог Бежи занял престол. Уже в 1496 г. Браганскии дом был восстановлен, и знатные эмигранты вернулись в Португалию.

Однако вскоре после этого португальские корабли прибыли в Индию. Теперь у короны появились ресурсы, полностью изменившие соотношение политических сил в стране.


31. Еврейский вопрос

В 1492 г. Католические короли [71] постановили в течение четырех месяцев под угрозой смертной казни изгнать иудеев из своих государств (Арагон и Кастилия). Многие из кастильских евреев нашли убежище в Португалии. Жуан II разрешил поселиться в стране наиболее богатым еврейским семьям в обмен на крупную денежную сумму. Однако произошло настоящее нашествие: беженцев оказалось около ста тысяч. Король разрешил им, тоже после уплаты определенной суммы с человека, оставаться в стране в течение восьми месяцев, а затем отправляться на все четыре стороны. Те, кто не мог платить, оказывались на положении рабов.

Большая часть беженцев осталась в Португалии, тем самым значительно увеличив и без того многочисленную еврейскую часть населения страны. Многих детей насильно отрывали от родителей и направляли обживать остров Сан-Томе; но мало кто из них выжил.

Изгнание евреев. Илл. Алфреду Гамейру (1917 г.)

В 1494 г. Мануэл последовал примеру Католических королей и тоже приказал изгнать из страны всех иудеев, причем как пришедших из Кастилии, так и португальских. Сделал он это по требованию дочери монарха соседнего государства. Однако, по-видимому, его советники осознали, какой вред повлечет за собой эта мера: кроме потери значительных доходов, поступавших от евреев, страна лишилась бы и многих ценностей, которые они унесли бы с собой; произошел бы отток тысяч умелых ремесленников. Тогда король повел политику компромисса: он позволил евреям остаться в стране, но отныне они переставали считаться евреями. С этой целью он распорядился насильственно крестить еврейских детей, отказывал в предоставлении судов и лодок для исхода евреев морским путем (что было равнозначно отказу в выезде, поскольку передвигаться по территории соседней Испании евреям было запрещено) и дал гарантию, что в течение двадцати лет еврейское население не будет подвергаться преследованиям по религиозным мотивам. Такое решение было одновременно и очевидным насильственным обращением в другую веру, и маневром, позволяющим обойти обязательство, содержащееся в соглашениях с Католическими королями.

Таким образом с гонениями было покончено, синагоги превращены в церкви, а евреи официально были причислены к христианам. Чтобы различать их, одних стали называть «новыми христианами», других «старыми христианами».

Проблема «новых христиан» будет сохраняться длительное время. Процесс слияния двух групп, которые на протяжении многих веков жили изолированно друг от друга, был длительным и трудным. В 1506 г. в Лиссабоне прошли волнения «новых христиан», за которые они подверглись жестоким преследованиям. Число погибших достигло примерно двух тысяч. Несмотря на обещание властей не преследовать евреев, последние стали объектом многочисленных дискриминаций. Прежнее разделение населения на две части, христианскую и еврейскую, позволявшее иудеям на протяжении веков спокойно жить своей жизнью, сменилось ложным единством. С 1434 г. гонения стали постоянными и систематическими, что привело к формированию двух враждебных друг другу психологии: старохристианской — «правильной», не приемлющей новшества, нетерпимой к чужим ошибкам, догматичной и репрессивной; и новохристианской — притворной, мессианской, гонимой, втайне мятежной, противной национальному единению, отвергающей его и в глубине души не признающей. Этот излом в национальном сознании сохранялся на протяжении длительного времени.


32. Вопрос о «причинах» морской экспансии

В качестве точки отсчета начала морской экспансии Португалии часто указывается 1415 г. (взятие Сеуты). Есть основания считать, что экспансия началась еще раньше; однако наиболее значительные морские события, которые сыграли важную роль в истории страны, действительно произошли именно после этой даты.

Впечатляет размах деятельности, которую развернули португальцы на огромном пространстве в XV —XX вв. Не опасаясь преувеличений, можно говорить о гигантской коллективной эпопее. Всемирная история не может быть написана без многочисленных ссылок на то, что осуществлено этим малочисленным народом, проживающим на краю Европы. Как удалось ему столько осуществить? Неистребимая черта нашего духа — видя перед собой событие, искать ему причину — породила проблему «причин» португальской экспансии, которая затем превратилась в одну из тем обязательных дебатов среди многих занимающихся историей Португалии.

Генрих Мореплаватель на «Полиптихе Сан-Висенте»  (возможно) Нуну Гонсалвеша (1470 г.)

На поставленный вопрос о «причинах» отвечают по-разному: географическое положение страны, диспропорция между демографическим ростом и внутренними ресурсами, большой навигационный опыт у жителей прибрежных районов, достижения мореходной науки, рост городского населения и растущие потребности в зерне и золоте, классовая идеология (торговый дух горожанина, рыцарский дух дворянина, авантюристский дух народа, дух крестоносцев у священнослужителей и королей), личные поступки, в частности инфанта Энрики [72], и др.

Большое количество мнений свидетельствует о том, что вопрос этот не из легких, а возможно, и неразрешимый, поскольку как понятие причин, так и понятие экспансии являются чисто умственными абстракциями, которым с трудом могут соответствовать вполне конкретные исторические реалии. К причинам можно отнести все, что пожелаем, начиная с предшествующих факту событий. Таким образом, смешиваются обыкновенные благоприятные условия с социально-экономическими явлениями, коллективным сознанием, индивидуальными мотивациями.

Понятие экспансии включает события, происшедшие в разные эпохи и в силу разных побудительных причин: это и одиссеи затерявшихся кораблей, и географические исследования, и военные экспедиции, и набеги пиратов, и торговые контакты с туземцами, и миссионерская деятельность, и вмешательство государства вследствие дипломатических мер. Все это происходило на протяжении разных исторических периодов и в разных географических районах: в XV в. события ограничивались Атлантическим океаном, в XVI в. распространились на Индийский и Тихий океаны, в XVII и XVIII вв. сосредоточились на Бразилии, в XIX и XX вв. оказались направлены на Африку. Каждый шаг являлся продолжением предыдущего. Сеута была связана с открытием островов; воодушевленные созданием небольшой фактории на острове Аргин [73], энтузиасты отправились дальше и основательно закрепились в Мине [74]. Уже от Мины продолжилось исследование африканского побережья, открывшее путь в Индию. Колонизация Бразилии началась, когда доходы из Азии стали снижаться; а с провозглашением независимости Бразилии стала нарастать колонизации Африки. Все эти этапы взаимосвязаны; каждый из них нельзя понять, не обратившись к предыдущему. Все в совокупности и составляет экспансию. Попытки найти в этом какую-то единственную, постоянную или даже «фундаментальную» причину — стремление схоластическое.

Можно говорить о том, что спустя несколько веков самостоятельной политической жизни — на этапе, когда в годы независимости успели создать однородное национальное общество, но в то же время и разделенное сильной социальной напряженностью и экономическими проблемами, — начали обозначаться пути выхода, связанные с расширением ресурсов, необходимых для того, чтобы политическому единству соответствовал и экономический уровень, необходимое условие для социального мира. Красноречивым фактом является то, что первая экспедиция, организованная государством для колонизации новых территорий, была направлена на Канарские острова еще до 1336 г. Уже тогда Португалия оказалась в условиях, сходных с теми, которые привели к экспансии в XV в.: дезорганизация села монетарной экономикой, безработица, рост жалованья, господство крупных предпринимателей, связанных с морской торговлей. Паузу в процессе экспансии, вероятно, вызвала эпидемия чумы 1348 г.; из-за нехватки рабочих мест в самой Португалии сократился поток эмигрантов из нее. Существует документ, датированный 1451 г., проливающий свет на этот вопрос. Поселок Авейру жил за счет труда рыбаков; но, вероятно, заработок их был очень невелик: «от этого занятия рыбакам нет пользы». Поэтому они оставили рыболовство и стали моряками. Король запретил такое своеволие. Занятие морскими профессиями было путем выхода из нищеты. Какие моряки могли получиться из тех жителей Авейру? Возможно, они составляли команды на торговых судах, перевозивших вино, соль, оливковое масло в иностранные порты. Поскольку они были рыбаками, то, значит, умели строить и лодки, а преследование китов уводило их далеко от берегов. В 1340 г. король предоставил одному лиссабонскому купцу право на ловлю китов в акватории от устья реки Минью до устья реки Гвадиана за пять тысяч фунтов в год; цена была очень высокая, что свидетельствовало о значимости этого промысла.

В XIII в. началось быстрое развитие и распространение европейской экономики. Во многих районах увеличилось население, были созданы производства, ориентированные на торговлю. С ростом торговли возросли потребности в золоте, продуктах питания, предметах роскоши. Многие купцы отправлялись в плавание в отдаленные уголки света, чтобы доставить в Европу редко встречающиеся товары; торговали ими по очень высоким ценам. Появлялась литература, рассказывавшая об этих плаваниях и богатствах, пробуждая живой интерес. Большой популярностью пользовалась книга Марко Поло, в которой описывались путешествия венецианских купцов во внутренние земли Китая. Открытия португальских мореплавателей всего лишь эпизод из истории Европы, одна из глав, раскрывающая торговую экспансию Европы в период позднего Средневековья; вызвали их общие главные причины.

Некоторые другие страны Европы также осуществляли морские путешествия и имели выдающихся мореплавателей, но не в одной из них заморская экспансия не представляла собой, как в Португалии, основную задачу государства, ось, вокруг которой вращалась вся публичная и частная жизнь. Это исключительное значение, которое морские плавания имели для Португалии, следует объяснять тем, что эти мероприятия были преимущественно государственным делом, в то время как в других странах они являлись отдельными непоследовательными актами купечества или авантюристов.

Мотивы, заставившие королевскую власть занять активную позицию в морских делах, уходят далеко в прошлое и связаны с войной против ислама. После завершения Реконкисты португальской территории короли продолжили эту борьбу на море, постоянно преследуя корсаров, нападавших на побережья страны и препятствовавших торговому мореплаванию. Известно, что уже Диниш I располагал собственным королевским флотом. Этот король перенес резиденцию ордена тамплиеров из Томара, во внутренней части страны, в Алгарви, где активность пиратов была особенно велика. Орден Христа заменил собой орден Храма, и именно поэтому корабли португальских первооткрывателей несли паруса с изображением тамплиерского креста. Поэтому также именно инфанту Энрики, руководителю ордена Христа, выпала такая важная роль в организации открытий. С этой точки зрения морские открытия XV в. должны рассматриваться как результат продолжения военно-завоевательной политики в новой форме научного исследования — изменение, которым мы обязаны личному решению инфанта Энрики.

Социальная обстановка той эпохи также способствовала намерениям инфанта.

В начале XV в. внутренние условия для экспансии Португалии были весьма благоприятными, поскольку это отвечало интересам всех социальных групп, которые составляли противоречивое португальское общество. Для простого народа экспансия была в основном формой эмиграции и представляла собой то, чем всегда и является эмиграция, — возможность обретения лучшей жизни и освобождения от системы угнетения и своеволия сильных, которое в отношении низов всегда было тяжелым и от которого они всегда стремились высвободиться, устремляясь в новые земли (эмиграция XII в. на юг — первое общенациональное проявление феномена). Для служителей церкви и дворян христианизация и завоевание были формами служения Богу и королю, возможностью получить вознаграждение за свою службу: ренты, пенсии, чины, должности, все те блага, которые, при ограниченных возможностях метрополии, все труднее можно было получить дома. Для купцов это была возможность хорошо устроить свои дела, приобретать и перепродавать дешевое сырье, получая большие доходы. Для короля это был вопрос престижа, благовидный способ занять дворян и, что особенно важно, получить новые источники прибыли в то время, когда доходы короны сильно упали. В этом совпадении интересов не участвовали только землевладельцы, хозяева земельных наделов, для которых отток рабочих рук из страны означал подорожание рабочей силы.

Таким образом, экспансия представляла собой способ решения основных противоречий общественной жизни страны. Все кризисы Средневековья, противопоставлявшие королей духовенству, дворянство народу, верхи низам, в своей основе имели одинаковое объяснение: диспропорция между медленно увеличивавшимися доходами и быстро растущими потребностями, между небольшим производством у одних и большим потреблением у других. С эпохой Великих географических открытий Португалия превращалась в потребителя благ, произведенных вне страны, или богатства, приобретенного с помощью этих благ. Этим объясняется то, что начало данной эпохи совпадает с окончанием периода гражданских войн. С тех пор экспансия становится своего рода крупным национальным проектом, к которому тянутся все, поскольку рассчитывают заработать на нем. Она объясняет также, почему политика заморской экспансии так глубоко отразилось на стольких сторонах жизни страны и сумела стать в стране — где все планы и проекты были преходящими и временными и никогда не длились дольше, чем период жизни одного поколения, — деятельностью постоянной, которая в формах, допускаемых историческими условиями, вписалась в пятивековую программу страны.

33. Острова

Самые ранние сведения о заселении португальцами островов в Атлантике связаны с экспедициями на Канары в период правления короля Афонсу IV.

Канарские острова, как, впрочем, и остров Мадейра и, вероятно, Азоры, были мало известны европейцам. Они упоминаются в письмах, датированных более ранним временем, нежели дата их «официального открытия». Это не вызывает сомнений в отношении двух первых архипелагов и допускается, с некоторыми оговорками, в отношении Азорских островов. Но эти острова находились далеко, в стороне от оживленных путей; плавание к ним было опасным и не оправдывало затрат. В самой Европе оставались территории, которые еще можно было осваивать и заселять. Лишь Канарские острова уже были обжиты, и это обстоятельство придавало им экономическую важность: Европа не могла обойтись без рабов, а захват людей становился все более трудным. По этой причине в первой половине XIV в. возник конфликт, связанный с правом владения Канарами: португальцы утверждали, что, когда корабли Афонсу IV подошли к Канарским островам, никто из европейцев там еще не побывал. Однако кастильцы считали, что уже тогда имели права на эти острова. Сто лет спустя спор вновь разгорелся: одновременно у Канарских берегов оказались корабли и Жуана I, и Кастилии. Вопрос был передан для решения папе, и дискуссия растянулась на годы. В 1436 г. было решено, что истина не на стороне португальцев. Однако спор не прекращался вплоть до 1478 г., когда Жуан II, бывший в ту пору инфантом, использовал его в качестве разменной монеты: за мир, заключенный в Алкасоваше [75] (который поставил окончательную точку в претензиях Афонсу V направо наследования кастильского трона), Португалия отказалась от каких-либо прав на Канарские острова. При этом Кастилия отказалась от прав на новые территории, которые могли быть открыты к югу от Канарского архипелага.

Кастильцы стремились также опередить Португалию и на Мадейре. В 1417 г. они оказались на Порту-Санту [76]. Португальцы, которые к тому времени уже побывали на Мадейре, в 1419 г. высадились на Порту-Санту, а в 1420 г. — на Мадейре. Нет данных об освоении этих земель вплоть до 1433 г. В этом году дворянин-эшкудейр [77] на службе у инфанта Энрики по имени Жуан Гонсалвиш и по прозвищу Зарку (Голубоглазый) обосновался с первой группой поселенцев на одном из побережий, где сейчас расположен город Камара-ди-Лобуш [78], название которому он дал из-за находившегося там грота, где жили «морские волки» [79]. Оттуда через несколько лет он переселился на место, где в дальнейшем возникнет Фуншал [80]. В 1451 г. города Фуншал и Машику получили форалы. На месте сведенных лесов была посеяна пшеница, посажены сахарный тростник и виноград. К 1455 г. вывоз этих продуктов в Португалию и в португальские крепости в Северной Африке вырос до внушительных размеров. Высокие темпы развития этих территорий сохранялись вплоть до конца века. Как утверждалось в 1481 г. в кортесах, в предыдущем году от острова отплыли двадцать иностранных судов, груженных сахаром. В связи с массовым притоком иноземцев кортесы обращались к королю с просьбой запретить им селиться в тех местах. К 1500 г. число местных жителей оценивалось примерно в 20 000 человек.

Быстрый успех экономического освоения Мадейры сыграл решающую роль в целом в процессе захвата новых земель; он побудил инфанта к попыткам повторить успешный опыт Мадейры в других местах, в частности на Азорах.

В отношении Азорских островов также более справедливо говорить об их заселении, нежели открытии. Вероятнее всего, первым к их берегам причалил в 1427 г. королевский лоцман Диогу ди Силвиш. Вскоре началось их освоение. В 1439 г. инфант Энрики распорядился завезти на Азорские острова баранов. Кроме того, семьи колонистов, прибывшие из Португалии, основали первые поселения на островах Санта-Мария и Сан-Мигел. В конце XV в. местное производство пшеницы достигло столь внушительных размеров, что зерно в большом количестве стало вывозиться в королевство.


34. Исследование побережья Африки

Интерес с побережью Африки возник, вероятно, вскоре после завоевания Сеуты. Есть свидетельство того, что инфант Энрики отправил экспедицию в 1416 г. Однако первым крупным морским событием, с которого началась эпоха открытий морского побережья Африки, стало преодоление экспедицией Жила Эаниша мыса Бохадор в 1434 г. Последним ее этапом стала экспедиция Бартоломеу Диаша, достигшая южной оконечности Африки, мыса Доброй Надежды, в 1487 г. Таким образом, открытие западного побережья Африки продолжалось пятьдесят три года.

Возведение монумента в устье Заира (Конго). Илл. Алфреду Гамейру (1917 г.)

Среди историков нет единого мнения по поводу целей этих экспедиций. Одни считали, что все экспедиции преследовали одну цель: продвигаясь на юг вдоль берега Африки, открыть морской путь в восточные моря. По мнению других, этот план возник значительно позже, уже в эпоху правления Жуана II, проводившего политику открытия новых территорий. Вторую гипотезу подтверждает большее число известных на сегодня документов и фактов.

На первом этапе (генриховском; назван в честь его организатора, инфанта Энрики) португальские суда исследовали африканский берег вплоть до горных цепей Льва [81], пройдя 4000 км. Небольшие экспедиции в составе одного, двух, реже большего числа кораблей, снаряженные инфантом, королем, а порой, с их разрешения, и частными лицами, отправлялись в плавание из Алгарви или из Тежу для «открытий», то есть для собирания сведений о том, что прежде было неизвестным. В ходе экспедиций записывались результаты географических наблюдений и собиралась информация о том, чем богаты новые земли. Велась разведка золота, которым, как поговаривали, богаты неведомые земли Африки. Однако с 1441 г. основным богатством, добываемым португальцами на африканском побережье, стали чернокожие рабы. Экспедиции преследовали и еще одну очень важную цель — достичь «царства пресвитера Иоанна», то есть Эфиопии; инфант стремился найти морской путь в эту землю, чтобы установить отношения с царством и заключить с ним союз против врагов христианской веры.

В 1460 г. Энрики скончался. Неудивительно, что с его смертью уменьшилось и число экспедиций.

В 1469 г. один богатый лиссабонский купец, Фернан Гомиш, получил от португальского короля на пятилетний срок исключительное право торговли с Гвинеей; так называлась вся открытая к тому времени территория Африки, лежащая за мысом Бохадор. Исключением стали несколько территорий — незадолго до этого построенная крепость Аргин, служившая местом хранения товаров для торговли с районом Золотой реки [82], а также территория африканского побережья напротив островов Зеленого Мыса; эта зона и была отведена жителям упомянутых островов для торговли. Однако для ведения торговли арендовалась лишь территория протяженностью 800 км, расположенная к югу от островов Зеленого Мыса до Львиных гор. Цена, которую Фернан Гомиш должен был платить, составляла двести тысяч реалов в год, что свидетельствует о небольшом объеме торговли: шесть лет спустя аббат из Алкобасы продал свою должность кардиналу ди Альпедринья за сто пятьдесят тысяч реалов в год, и этот факт вызвал удивление ничтожным размером оплаты по сравнению с доходами от аббатства. Однако помимо уплаты денег купец должен был выполнять и другую обязанность: ежегодно открывать новые территории морского побережья протяженностью сто лиг.

Вплоть до 1474 г. в обязанности купцов входило исследование берегов Африки; это говорит о том, что оно осуществлялось в торговых интересах. Действительно, мореплаватели, состоявшие на службе у Фернана Гомиша, и открыли побережье Гвинейского залива к югу от экватора. Им также приписывается открытие островов Сан-Томе и Принсипи, Аннобон, Фернандо-По. Когда истек контракт, купец был возведен в дворянство и получил в качестве дворянского герба щит с изображением голов негров с золотыми серьгами в ушах, ноздрях и на шее. Герб был красноречивым: негры и золото представляли собой услуги, оказанные владельцем короне. Позже он был назначен в королевский совет.

В 1474 г. наследник трона, будущий Жуан II, стал лично руководить плаваниями, и теперь уже становится очевидной цель: достичь Индии, обогнув Африку. Мореплавания сопровождаются отныне энергичной и ловкой дипломатической деятельностью. В Алкасовашский договор, предназначавшийся для урегулирования вопросов совершенно иного характера (притязания Афонсу V на кастильский престол), был внесен пункт, покончивший с конкуренцией, которую составляли испанские суда португальским у берегов Африки: неоткрытые земли были разделены на две части, граница проходила по параллели Канарских островов. То, что оказывалось севернее, отходило к Испании, южнее — к Португалии. В 1482—1483 гг. «Совершенный Государь» направил большую экспедицию, задачей которой, вероятно, было найти путь в Индийский океан; этой экспедицией командовал Диогу Кан. Действительно, мореплаватель открыл побережье Африки, протяженностью превышающее все открытые в предшествующих плаваниях территории. Добравшись до южной части Анголы, он увидел, что береговая линия меняет свое направление, уходя к востоку. Это было примерно на той широте, на которой некоторые географические карты, под влиянием географов Древней Греции, располагали южную оконечность Африки. Мореплаватель вернулся в Португалию с очень важной новостью, в которую, похоже, король поверил: выходец из народа, Диогу Кан получил дворянское достоинство и герб с изображением щита с двумя падранами [83], стоящими на высоких скалистых мысах. На следующий год португальский посол при папском дворе выступил с речью, в которой сообщил, что корабли короля Португалии достигли врат Аравийского залива — так в то время именовался Индийский океан. Тем не менее король поручил все тому же мореплавателю развить успех, и спустя несколько месяцев после возвращения в Лиссабон Диогу Кан вновь отправился в плавание. Дойдя до места, которого достиг в прошлый раз, он продолжил плавание на юг, пройдя еще около 1300 км, но так и не нашел проход в Индийский океан (1486).

На следующий год была отправлена новая экспедиция; возглавил ее Бартоломеу Диаш. В начале 1488 г. жестокий шторм вынудил его удалиться от африканских берегов, но он продолжал следовать на юг, хотя и вне видимости земли. Когда же мореплаватель попытался вновь приблизиться к берегу, ему пришлось плыть вдоль него по течению нескольких дней. Вне всякого сомнения, в том месте африканский берег уходил к востоку. Это был желанный проход в Индийский океан.


35. Тордесильясский договор

В те годы, когда Диогу Кан искал путь в Индийский океан, один генуэзский лоцман по имени Христофор Колумб, много лет живший в Португалии, предложил королю Жуану II организовать плавание в Индию, двигаясь в западном направлении. План строился на идее, в то время уже принятой космографами, о том, что Земля имеет сферическую форму. Таким образом, теоретически до Индии можно добраться, плывя как в восточном, так и в западном направлении. Проблема заключалась лишь в том, чтобы узнать, какой из путей наиболее короткий. Опираясь на расчеты известного флорентийского географа Тосканелли, Колумб полагал, что при плавании на запад путь в Индию окажется значительно короче. При этом он считал, что расстояние до берегов Азии составляло 180 градусов (в действительности 229 градусов), а в каждом градусе 84 км (в действительности 111 км). Однако Жуан II располагал другой информацией и не принял предложения Колумба. Возможно, к этому времени он уже получил сообщение от Кана о якобы сделанном им в 1483 г. открытии.

Поэтому мореплаватель предложил свои услуги королям Кастилии и Леона [84]. После нескольких лет попыток он наконец добился своего, и его предложение было принято. В плавание он отправился с Канарских островов в августе 1492 г. и после почти месячного пути увидел землю. По его расчетам, они добрались до крупных островов, расположенных в Китайском море. На самом деле это были Антильские острова. На обратном пути Колумб сделал остановку в Лиссабоне. Он сообщил о великом открытии королю Жуану II, обвинив «Его Величество в пренебрежении, которое он проявил, отказав ему даже в малом доверии и в покровительстве для совершения открытия, за которыми он обратился». Иными словами, он бросил в лицо королю обвинение в недоверии при подготовке к тому плаванию.

В ответ монарх заявил, что, согласно подписанному в Алкасоваше договору о разделе мира, открытые Колумбом земли принадлежат португальской короне. Возможно, король даже собрался направить корабли, чтобы занять те земли; однако одновременно вступил в переговоры с Католическими королями для мирного решения вопроса.

В результате переговоров в Тордесильясе было подписано соглашение, заменившее предыдущий договор. Мир теперь был поделен на два полушария, разграниченных, от полюса до полюса, линией, проходившей в 370 лигах к западу от островов Зеленого Мыса: новые земли, лежавшие западнее границы, принадлежали Испании; земли, открытые к востоку, принадлежали Португалии.

По расчетам Колумба, весь Индийский океан, а вместе с ним и вожделенный район пряностей должны были оказаться в испанском полушарии. Однако, по сведениям португальских космогра-фов, половина мира, начинавшаяся от Антильских островов, заканчивалась до индийских морей, а следовательно, последние оказывались полностью в зоне португальской экспансии.


36. Плавание Васко да Гамы

Гарантировав, таким образом, португальцам исключительное право плавать в восточных морях, Жуан II немедленно распорядился готовить экспедицию в Индию. Вместо каравелл, которые до того времени использовались для экспедиций, флот, который должен был отправиться в Индию, состоял из судов, специально построенных для этого плавания. Обладая большим водоизмещением, они позволяли перевозить и большее количество грузов.

Отплытие Васку да Гама в Индию. Илл. Алфреду Гамейру (1917 г.)

Во время этих приготовлений король умер. Его преемник, Мануэл I, передал проект плавания на обсуждение кортесам; однако большинство оказалось против его осуществления. Несмотря на это, король не отказался от замысла. Руководить экспедицией было поручено Васко (Вашку) да Гаме, второму сыну одного из королевских чиновников, который когда-то был управляющим у Афонсу V, а затем стал городским наместником в городе Синиш. Таким образом, он был представителем мелкой бюрократической знати. Впервые дворянин был назначен руководить морским плаванием.

Корабли покинули воды Тежу 8 июля 1497 г. Судовой журнал сохранился до наших дней; благодаря ему мы знаем маршрут, которым прошла эскадра. Когда корабли были южнее островов Зеленого Мыса, они взяли курс на запад и прошли неподалеку от берегов Бразилии; затем, воспользовавшись ветром, возобновили поход через Атлантический океан в направлении мыса Доброй Надежды. Двадцатого мая 1498 г. корабли бросили якорь в Каликуте, одном из самых крупных торговых городов Индии. У Васко да Гамы были с собой инструкции для установления с саморином [85], правителем этого района, договора о дружбе и торговле. Однако переговоры проходили исключительно трудно. Арабам, сохранявшим монополию на торговлю в прибрежных с Индией морях, удалось расстроить проект договора.

Двадцать девятого августа 1498 г. португальские корабли покинули Индию и спустя примерно год вернулись в Португалию. В пути потеряли одно судно; около половины членов экипажей не вынесли лишений плавания. Выжившие вернулись на берега Тежу летом 1499 г. Устроенный им прием свидетельствует об осознании значимости предпринятого плавания: король разослал во все города и поселки указы с распоряжением устроить торжественные процессии и празднества в честь замечательного события.


37. Экономика и общество

Примерно в 1440 г. Фернан Лопиш упоминает, как о безвозвратно утраченном, о торговом процветании Лиссабона в XIV в., когда от четырехсот до пятисот кораблей стояли на якоре в виду города, а лодки из Алмады были вынуждены причаливать в Сантуше, поскольку не могли найти ни пяди свободного места у берега. В ту пору улицы были полны лавок, принадлежавших иностранцам; представители каждой нации имели по нескольку торговых домов: генуэзские, ломбардские, каталонские, мальоркские, миланские, корсиканские, бискайские. Все рухнуло: «Началась война, и родился другой мир, очень непохожий на предыдущий; умножились печали, с которыми многие оплакивали свою несчастную убогость».

Летописец приписал причину упадка войне Фернанду I против Кастилии. Однако причины заключались не только в политических ошибках, но и в стремительном обесценивании денежной единицы, явившиеся результатом: увеличения количества кредитных обязательств без соответствующего роста золотой и серебряной денежной массы; дезорганизации внутреннего производства в результате кризиса села; экономической депрессии севера Европы, вызванного Столетней войной; конкуренции со стороны итальянских купцов и купцов из других стран, располагавших большими капиталами и пользовавшихся поддержкой международных торговых сетей; развитие национального духа, отражавшегося в экономических играх, преобразуя капиталистическую деятельность на внешних рынках в колониальную эксплуатацию.

Войны, которые вел Фернанду I, особенно уничтожение португальской эскадры, а затем война за независимость ускорили эволюцию, которая явилась результатом главным образом внешних факторов. Фернан Лопиш дал такое представление о степени обесценивания денег: «За сколько прежде принимали 1173 добры [86], позднее принимали едва лишь одну добру».

В период кризиса пошатнулись оба столпа, на которые опиралась прежняя экономика: внешние рынки, на которые импортировали, и внутренние условия, которые позволяли экспортировать. Новые социальные условия, вызванные давлением на село со стороны монетарной экономики, теперь отразились, в свою очередь, на экономическом развитии.

Жалоба, с которой в 1394 г. обратились землевладельцы в кортесы, дает наглядное представление о положении дел в то время. «Сир, земледельцам Ваших королевств причинен большой ущерб из-за отсутствия работников, и они находятся на грани потери своего состояния. Потому что эти работники просят и забирают себе такую поденную и жалованную плату, что господа не могут иметь свою выгоду [то есть хозяева не могут получить прибыль от производства]. И хуже всего то, Сир, что никто из высокопоставленных [никто из тех, кто принадлежит к высшим классам] не может иметь ни одного слуги, поскольку все они, Сир, хотят жить среди людей своего круга, то есть погонщиков мулов и других людей низкого происхождения, которые сажают их за стол и вместе с ними едят и пьют. И они уже осмеливаются говорить, что хотят жить у тех, у кого заблагорассудится, как в действительности и делают!»

Именно эта дерзость — желание любого жить, у кого хочет, — несколькими годами ранее привела на трон Авишского магистра. И возвращение к прежнему положению стало невозможным. Получив жалобу, содержание которой мы только что узнали, король решил вновь ввести в силу порядок установления цен «добрыми людьми», то есть землевладельцами. Однако есть многочисленные свидетельства того, что в течение последующих десятилетий положение дел не изменилось: жалованье не уменьшилось, народ на селе не успокоился, сельскохозяйственная активность продолжала снижаться. В этот период увеличился импорт пшеницы из Франции, Англии, Кастилии. Показания Фернана Лопиша свидетельствуют о том, что экспорт вина и оливкового масла в XV в. был гораздо меньшим, чем в XIV веке.

Таково было состояние экономики, непосредственно предшествовавшее началу морской экспансии. В экономике государство будет действовать точно так же, как и в политике: стремиться к централизации. Оно берет на себя управление ситуацией, само проявляет инициативу в проведении мероприятий, распоряжается их результатами. Первым крупным предприятием стало завоевание Сеуты в 1415 г., города, который, помимо других причин для пробуждения алчности, был воротами в богатую зерном область.

С тех пор государство становится крупным купцом, а торговой деятельностью, в большинстве своем, занялись государственные чиновники. Перед лицом новых задач предприятия перестают быть делом мелких предпринимателей. Для торговли теперь требуются верфи, арсеналы, армия. Только у государства есть необходимые деньги и прерогативы. Функция, прежде осуществлявшаяся торговцем, который, следуя за своими мулами, ходил по ярмаркам, собирая, алкейри за алкейри, алмуд за алмудом, оливковое масло и вино, которые затем богатый буржуа из Лиссабона вывозил из страны, отныне стала осуществляться служилыми людьми короля, откупщиками с островов, капитанами крепостей, в которых скапливались доходы от торговли с африканцами. Купец уже не может конкурировать, если только ему это право не жалует сам король.

Такая экономическая централизация несет с собой очень важные социальные последствия. Быстро приходит в упадок городская буржуазия; ее попытки вернуться к прежним порядкам, вызванные потоком богатств в результате открытия новых земель, будут нейтрализованы преследованиями евреев, поскольку очень часто богатыми людьми оказываются евреи, и у инквизиции всегда будет стремление называть евреями хозяев крупного движимого имущества. Дворянство восстанавливает свою экономическую мощь, а с ней и социальный престиж. Оно перестало испытывать душившую его конкуренцию торговцев, отправлявших в свои сундуки прибавочную стоимость от сельского труда. В новой экономике ключевые позиции оказались в руках у дворян. Они теперь клиенты короля, и именно они с большой легкостью добиваются от него пенсий, рент, должностей, участия в заморских компаниях, которые представляют собой прекрасную возможность для обогащения. Те самые дворяне, о которых Фернан Лопиш писал в 1440 г. как о «людях столь низкого происхождения, что не стоит о них и говорить», в 1455 г. протестуют против предоставления королем привилегий «портным, сапожникам, цирюльникам, пахарям, людям, которых стыдятся даже их более родовитые вассалы». Именно в XV в. строятся первые большие дворцы дворянских семейств: Гимарайнш, Алвиту, Семпре-Нойва, Агуади-Пейшиш. Тогда же в Португалии вводится и распространяется мода на геральдические гербы, завезенная из других стран. В 1498 г., когда был открыт морской путь в Индию, были упразднены устаревшие пенсии дворянам (контиаш), поскольку дворяне уже не нуждались в них.

Экономическая жизнь сосредотачивается в прибрежных районах, одновременно управляющая деятельность государства концентрируется на экономике и военной политике в заморских владениях. Это государство, взор которого обращен к морю, но именно поэтому оно повернуто спиной к континентальному населению. Начиная с XV в. прекращаются усилия по колонизации внутренних районов, которая осуществлялась со времен возникновения независимого королевства. Провинция теперь всего лишь периферия города. Деревенская жизнь входит в состояние глубокого застоя и сохранит многочисленные средневековые пережитки вплоть до конца XIX века.


38. Португальское возрождение XV века

Наиболее важными свидетельствами культурной жизни Португалии середины XIV в. являются хроники Фернана Лопиша, книга «Верный советчик», появление стиля мануэлину [87] и возникновение португальской школы живописи, первым и наиболее крупным произведением которой стал полиптих из Жанелаж-Вердиш [88]. Эти произведения сильно отличаются друг от друга, но вместе с тем несут общие черты — ощущение сложности и абсолютной оригинальности. Это истинно португальские произведения, а не португализация зарубежных течений. Опираясь на них, можно говорить о португальском возрождении XV в.

В то время количество написанных книг было небольшим. Несомненно, в XV в. писали гораздо меньше, чем в XVI в.; но разница не настолько велика, как та, что существует сегодня в отношении известных произведений каждой из этих эпох. В конце XV столетия в Португалии появились первые типографии; первая книга была издана в городе Шавиш [89] в 1489 г. Теперь каждая книга имела сотни копий, и вероятность ее полного исчезновения стала крайне невелика. Но даже после этого бывали случаи, когда сохранялись единственные экземпляры книг, а от некоторых изданий до наших дней вообще не сохранилось ни одного экземпляра. До тех пор пока не заработали типографии, книги писались в единственном экземпляре или в крайне незначительном количестве копий по распоряжению лиц, желавших иметь их у себя. И многие из тех книг исчезли навсегда.

Среди литературных произведений XIV в. Фернан Лопиш занимает особо значимое место. Прослужив при дворе, побыв нотариусом, он был назначен хронистом и составил историю Португалии, начиная от ее возникновения и, вероятно, до эпохи, в которую он жил. Часть его трудов оказалась утеряна или «приглажена» — по усмотрению новых политических веяний и литературных вкусов его преемников на этом поприще летописца. Известные нам сегодня книги, дошедшие без искажений, в авторстве которых никто не сомневается, — это «Хроники Педру, Фернанду» и 1 и 2 части «Хроники Жуана». Этих книг достаточно, для того чтобы считать их автора одной из самых авторитетных фигур в литературе конца Средневековья. Никакой другой европейский хронист не поднялся до такого широкого, комплексного и драматичного понимания исторического процесса. Все его творчество проникнуто идеей того, что ход истории не ограничивается волей одного государя, группы людей или даже класса; история представляет собой постоянный и глубокий конфликт между противоречивыми движущими силами и интересами. С точки зрения формы его стиль представляет собой наивысший уровень, достигнутый устной литературой и имеющий народные корни. Он сам говорил о себе, что на его страницах не встретишь цветистость слов, но голую правду. Ф. Лопиш был самоучкой. Один современник назвал его «человеком общинного знания» [90], где под общиной подразумевался народ, а под обычным знанием — народная мудрость в отличие от мудрости академической. Он был одним из последних представителей этой культуры, потому что уже при его жизни начал появляться новый вид знания — закутанное в сутану, свободное от плебейства, подражающее классике. Это и была новая культура, которая окончательно восторжествовала в XVI в. Вот почему у манеры исторического повествования, представленной Фернаном Лопишем, не было продолжателей; его преемниками на посту хрониста были люди, славившиеся литературными достоинствами (Гомиш Эаниш ди Зурара, Руй ди Пина), однако их концепция подачи истории уже совершенно иная: придворная, а не народная.

Другим очень оригинальным писателем был король Дуарти. Он получил утонченное литературное образование и делал переводы с латыни. Но главная написанная им книга, «Верный советчик», имеет мало общего с этой его ученостью. Это сборник небольших этюдов, написанных по разному поводу; тема некоторых из них — анализ чувств и состояний души. Так же как общество в творчестве Фернана Лопиша, психология в творчестве Дуарти сложна, противоречива, с многоуровневыми объяснениями. В этом отношении она сильно отличается от всего того, что в Португалии было написано до или после него. На протяжении долгого времени его книга была единственной, направленной на внутренний мир человека. Наступившая затем эпоха гуманизма обезличит литературный труд, превратив его в фиксирование окружающего мира, без всякого проявления интереса к субъективной реальности.

Именно Дуарти поручил Фернану Лопишу писать хроники; он же распорядился построить в монастыре Баталья большой пантеон, который мы теперь называем Незавершенными капеллами [91]. Работы продолжались много лет и были прерваны лишь в 1528 г., когда корона столкнулась с большими финансовыми затруднениями. Этот памятник отражает своими ярусами быструю смену вкусов, проявившихся в течение девяноста лет, пока шло строительство. Гигантский портик, служащий входом в так называемую ротонду Дуарти, несомненно, был спроектирован и начал строиться еще при жизни короля, то есть до 1438 г. Это было рождением стиля мануэлину.

Понятие о стиле мануэлину появилось недавно, в XIX в., с первым поколением романтиков. До тех пор считалось, что от средневековой готики был сделан переход сразу к классическому ренессансу XVI в. Однако нет сомнения, что между двумя периодами было направление, которое нельзя отнести ни к первому, ни ко второму стилю. Это направление было весьма значительным, оно отразилось в очень выразительных памятниках, таких, как Монастырь Иеронимитов в Лиссабоне, Незавершенные капеллы, в пристроенном нефе к церкви ордена тамплиеров в Томаре, в Башне Белен, в церкви в Голегане, в церкви Популу [92], в Калдаш-да-Раинья и еще в десятках небольших портиков и в изящных окнах, которые можно встретить по всей стране. Это уже не готика, но еще и не классицизм. Он возник от дуновения другого ветра и, похоже, длился около века, начиная от Дуарте и до Мануэла.

Имя последнего короля даже в этом оказалось счастливым, поскольку именно оно было выбрано, чтобы назвать период в искусстве. И это несмотря на то, что он всего лишь сохранил данное направление, а его имя соответствует целой эпохе, закончившейся с началом его правления, хотя искусство, которое той эпохой вдохновилось, потом сохранялось в течение нескольких десятилетий.

Стиль мануэлину, подобно хроникам Фернана Лопиша и этюдам Дуарти, сложен; он собран из большого количества составных частей и глубоко оригинален. Пожалуй, это единственный полностью португальский этап в искусстве, в котором почти все является отражением веяний из-за рубежа, приспособленных к местным вкусам и бедности. Это искусство века Атлантики и оно соответствует первому этапу морской экспансии. В его первых памятниках прослеживаются марокканские мотивы, принесенные мастерами-каменщиками, которые ездили в Северную Африку работать в крепостях завоеванных городов. В украшениях господствует морская тема: канаты, узлы, буи, кораллы вытеснили готические орнаменты. Самым смелым свершением тех отважных каменщиков можно, вероятно, считать розетку церкви Томара: им удалось вылепить наполненные ветром паруса, удерживаемые канатами.

Шедевром португальской живописи XV в., а возможно, и остальных времен является загадочный полиптих в музее Жанелаж-Вердиш; сегодня он состоит из шести отдельных картин, хотя известно, что первоначально их число было больше. Авторство, дата и даже тема полиптиха давно являются предметом бесконечной полемики, знаменитой «дискуссии о панно». Как и в случае других шедевров того времени, его отличает оригинальность. В то время крупными центрами живописи были Фландрия и Италия, однако полиптих не может быть отнесен ни к одной, ни к другой школе. Тема его — почитание, причем одни считают, что это относится к инфанту Фернанду, другие — к святому Викентию, третьи — к кардиналу Жайми. Однако единодушно мнение в отношении одного из важных элементов картины — того, кто воздает эти почести. Это вся нация, представленная принцами, прелатами, рыцарями, священниками, горожанами, чиновниками, рыбаками, простолюдинами. Нет среди памятников XV в. другого такого же многозначного, собирательного, классического. Здесь — те же самые чувства многозначности и восхваления реальности, что и в хрониках и камнях церквей. Если бы Фернан Лопиш был не писателем, а художником, его портрет Португалии мало чем отличался бы от этой картины.


История Португалии: Пятая часть

1498-1580. Восточная монополия. (Жозе Эрману Сараива) 

Перейти к оглавлению

Примечания

71. Супруги Исабель (Изабелла) I Кастильская (1451 — 1504) и Фернандо (Фердинанд) II Арагонский (1452— 1516) — первые монархи объединенной Испании.
72. Инфант Энрики (1394—1460), по прозвищу Генрих Мореплаватель.
73. В Западной Африке (Мавритания).
74. Ныне Эльмина в Гане.
75. По другим данным, заключен в 1479 г.
76. Остров архипелага Мадейра.
77. Эшкудейру [порт, escudeiro, доел, «оруженосец») — низший ранг дворянства в Португалии.
78. Camara de Lobos; досл, «волчья комната» (порт.).
79. Белобрюхие тюлени-монахи.
80. Административный центр Мадейры.
81. Горы получили название Сьерра-Леоне, как и одноименное государство.
82. Известно также как Рио-де-Оро (исп.).
83. Pandrao (порт.) — столб (как правило, каменный), который португальцы устанавливали в местах высадки на побережье и в знак перехода этой территории под управление Португалии.
84. Точнее, королям Кастилии и Арагона, то есть Католическим королям (см. выше).
85. Саморином португальцы называли правителя города Каликут (Коджикод).
86. Добра — старинная португальская монета.
87. Вид декоративного искусства в Португалии, который ознаменовал переход от готики к Ренессансу. Своим названием обязан королю Мануэлу I (1495-1512).
88. Национальный музей старинного искусства в Лиссабоне расположен в особняке Жанелаж-Вердиш («зеленые окна»).
89. Город на севере Португалии.
90. Homem de saber comunal (порт.).
91. Capelas Imperfeitas (порт.) были задуманы как королевский пантеон.
92. В городе Брага.

Тэги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *