Национальный музей старинного искусства: 15 шедевров, которые нужно увидеть

Лиссабон Музеи и дворцы Музеи Лиссабона Недалеко от центра

Национальный музей старинного искусства, сокращенно MNAA (Museu Nacional de Arte Antiga), создан в 1884 году. Пожалуй, его можно смело назвать важнейшим музеем страны: здесь находится самая большая португальская коллекция картин и скульптур, золотых и серебряных изделий, а также декоративно-прикладного искусства Европы, Африки и Дальнего Востока. Разрушительное Лиссабонское землетрясение погубило огромное количество художественных ценностей, но Португалии все же удалось собрать множество произведений национального и мирового значения. В коллекции MNAA насчитывается более 40 000 предметов искусства. Основными источниками пополнения коллекций стали королевские дворцы, церковная собственность, перешедшая в руки государства, а также щедрые пожертвования частных лиц. Босх, Дюрер и Брейгель. Гольбейн и Ван Дейк. Тинторетто и Рафаэль, Веласкес и Сурбаран — вот далеко не полный список старых мастеров, чьи работы можно увидеть в этом лиссабонском музее.

Карта — Адрес — Как добраться — Расписание

Rua das Janelas Verdes 

Трамвай 15E, 18E, 25E
Автобусы 713, 714, 727, 728, 732, 760

Ежедневно с 10.00 — 18.00, выходной понедельник, 1 января, пасха, 1 мая, 13 июня, 25 декабря

Билет — 6 евро. Скидка 50% студентам и пенсионерам (>65)

Дворец, в котором находится Национальный музей старинного искусства, был построен в конце XVII века для первого графа Алвора — отпрыску знатного семейства Тавора, для которого, собственно, и был учрежден этот титул, нужно было где-то жить по возвращении из Индии, где он служил вице-королем. Изысканное в своей простоте здание, полное света и радующее глаз лаконичной чистотой линий, не является архитектурным шедевром — оно вполне типично для своего времени: длинный фасад, идущий параллельно улице Зеленых окон — Rua das Janelas Verdes. Дворец, в общем, и дал название этой улице: за зеленый цвет оконных рам лиссабонцы прозвали его «дворцом зеленых окон». Едва ли не единственное внешнее украшение здания — барочные дверные проемы. Очевидно, внешняя скромность компенсировалась роскошью внутренней отделки. В силу чрезвычайно трагических обстоятельств, о которых мы еще поговорим, упоминаний о вкусах графов Алвор не сохранилось. Зато во дворце остались две комнаты, потолки в которых расписал художник Винченцо Бачерелли. В Лиссабоне эпохи «до землетрясения», то есть, в первой половине XVIII века, этот флорентиец был одним из самых популярных и дорогих мастеров. Семейству Тавора, богатому, влиятельному, почти всемогущему, удалось сделать его своим придворным художником.

Графам Алвор дворец принадлежал до середины XVIII века. Если точнее, до 1759 года, когда его владелец лишился не только всего своего имущества, но и самой жизни. Франсишку де Ассис де Тавора, третий граф Алвор, был одним из тех, кто 13 января 1759 года взошел на эшафот по обвинению в покушении на короля Жузе I. Инициатором печально известного «дела Тавора», в буквальном смысле обезглавившем верхушку португальской знати, был маркиз Помбал. По удивительному совпадению именно его брат, кавалер Паулу де Карвалью, стал следующим владельцем дворца казненного графа Алвора. При нем дворец был украшен причудливыми лепными украшениями работы Джованни Гросси — звезда этого итальянского мастера декоративной лепнины взошла после Великого Лиссабонского землетрясения: маркизу Помбалу понравилась идея быстрого, относительно недорогого и эффектного декора, который создавал Гросси.

Из рук Паулу де Карвалью дворец очень скоро перешел в руки некоего Даниэля Гильдеместера — голландского дипломата, личного друга маркиза Помбала и его делового партнера по торговле алмазами. Богатый, влиятельный, женатый на португалке из знатного рода, Гильдеместер в конце концов выбрал Португалию своей второй родиной и построил несколько зданий, самым знаменитым из которых стал дворец Сетейаш в Синтре. Во Дворце Зеленых Окон Гильдеместер провел масштабные работы по улучшению внутреннего пространства.

Так что государству дворец достался в более чем приличном состоянии — большая редкость для конца XIX века. Он идеально подошел для размещения коллекции, а по мере ее увеличения начал расширяться. В первой половине XX века к основному зданию была добавлена ​​западная пристройка, спроектированная архитектором Гильерме Ребело де Андраде (1930-40 гг.), которая включала в себя часовню разрушенного во время землетрясения 1755 года женского монастыря Святого Альберта. Часовня была построена в XVI веке, позднее ее интерьер был перестроен в стиле барокко и украшен бело-голубой плиткой азулежу. Сейчас в часовне идут реставрационные работы, которые закончатся в 2020 году.
Более поздняя модернизация пространств музея была выполнена архитектором Жоау де Алмейдой в 1983 году, и затем в период с 1992 по 1994 год.


Коллекция музея

Португальская живопись и скульптура (3 этаж музея)

Наиболее богато в музее представлена коллекция ранних работ португальских художников на религиозные сюжеты. В XV-XVI веках португальская живопись находились под сильным влиянием фламандского реализма. Этому способствовали сильные торговые и культурные связи с Фландрией. В 1428 году Португалию посетил великий Ян ван Эйк. Живописец был участником посольства, целью которого являлось сватовство бургонского герцога Филиппа Доброго к принцессе Изабел Португальской. Ван Эйк провел в Португалии целый год, и, конечно, его присутствие в Лиссабоне не могло не повлиять на местных художников. Однако это не объясняет вот какой удивительный факт: именно в Португалии, не имевшей тогда сколько-нибудь значительной живописной традиции, появилось произведение, равного которому не знает вся европейская живопись XV века.

Речь о главным сокровище Музея, так называемом «Алтаре Сан Висенте», о котором ниже мы поговорим более подробно. Кроме того, в этой коллекции заслуживают непременного внимания портрет молодого короля Себастьяна, написанный Криштовау ди Морайшем (Cristóvão de Morais) в 1571-74 годах, и неоклассические картины Антониу ди Сикейры (Domingos António de Sequeira). В коллекции также представлены готические скульптуры из многоцветного камня и дерева.

1. Панели Святого Викентия (Painéis de São Vicente). Нуну Гонсалвеш (1470 г.)

Панели Святого Викентия. Автор Нуну Гонсалвеш (1470 г.)

История этого произведения поистине удивительна. На протяжении почти полутора веков оно существовало лишь на страницах исторических хроник. Например, в трактате «Da pintura antiga» 1548 года, что написал Франсишку де Оланда, упоминается некий Нуну Гонсалвеш, придворный живописец короля Афонсу V, и несколько его работ, включая «Алтарь Сан Висенте». Де Оланда ставит Гонсалвеша в один ряд с величайшими европейскими художниками эпохи Возрождения и рассказывает, что «Алтарь» был создан для часовни Святого Викентия в Лиссабонском кафедральном соборе. Долгое время, однако, считалось, что никаких других следов художника с таким именем не существует, да и сам «Алтарь», кто бы его ни создал, погиб во время Великого землетрясения. Существовала также версия, что «Алтарь» исчез значительно раньше, в 1614 году, во время Иберийской унии: якобы его приказал уничтожить лично король Филипп II Габсбург. Ведь Гонсалвеш изобразил членов королевского дома, рыцарей, духовенство и мореплавателей, поклоняющихся фигуре Святого Висенте, и произведение это было пронизано духом величия Ависской династии — последних на тот момент королей независимой Португалии. А значит той могучей страны, которой больше не существовало, но которую португальцы помнили и о которой грезили, находясь под властью испанцев. Впрочем, какова бы ни была правда, и сам «Алтарь», и его предполагаемый автор были лишь мифом. Причем мифом, который тускнел год от года и уже начал превращаться в зыбкое воспоминание.

До тех пор, пока в 1882 году в хранилище монастыря Сан Висенте де Фора не были найдены шесть деревянных панелей, в которых без труда угадывались разрозненные створки алтаря. Первая идентификация была сделана уже в 1895 году, когда исследователь Жуакин де Васконселуш установил портретное изображение Генриха Мореплавателя. К 1910 году была написана большая монография, в которой утверждалось, что это и есть легендарный «Алтарь Сан Висенте» авторства Нуну Гонсалвеша. Надо заметить, имя этого мастера эпохи Возрождения мало что говорило тогда португальской публике. Никто, впрочем, не оспаривал тот факт, что найденное произведение — шедевр, равного которому Португалия не знала. А вот его история и авторство являются предметом научных споров и по сей день. Единственное, в чем более или менее сошлись искусствоведы — это в том, что 58 изображенных на панелях фигур это, собственно, портрет всего португальского общества XV века, от королевских особ до рыбаков, которые собрались для участия в акте почитания Святого Висенте дабы испросить покровительства в деле военной экспансии в Магрибе.

Авторство же Нуну Гонсалвеша было установлено на основе трудов Франсишку де Оланды, а также других документов XV века и монограммы GN, обнаруженной на одной из створок алтаря. Забытый гений португальского Ренессанса начал обретать историческую плоть. Но ответ на вопрос «Каким образом в Португалии XV века мог появиться столь мощный живописец, настолько опередивший свое время» не найден до сих пор. Также ведутся споры о том, кого именно изобразил художник, тот ли это алтарь, что был создан для Кафедрального собора, или алтарей было два. И если так, то где же все-таки второй, и что на нем было?

Полиптих экспонируется с 1940 года, и сейчас можно уверенно сказать: «Алтарь Святого Висенте» — это уникальная работа, созданная задолго до того, как те же самые художественные приемы стали использовать нидерландские и итальянские мастера.

2. Ад (O Inferno). Неизвестный португальский художник (1510-1520 гг.)

Ад. Неизвнстный португальский художник (1510-1520 гг.)

Это полотно наиболее полно отражает представления европейцев XVI века о том, что такое ад: все, что географически и ментально находится за пределами Европы. Не случайно Люцифер изображен в индейском головном убор из перьев, сидящим на африканском троне и держащим в руке африканский же рог.


Европейское искусство (1 этаж)

Коллекция представлена работами европейских художников XIV-XIX веков. Особенно стоит выделить собрание работ фламандских и немецких художников, а среди них такие знаменитые работы, как «Святой Иероним» Альбрехта Дюрера (1471-1528), «Саломея» Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553), «Мадонна с младенцем» Ханса Мемлинга (1440-94) и «Искушение Святого Антония» Иеронима Босха (1450-1516). Из итальянских мастеров нужно обратить внимание на картину «Святой Августин» Пьеро делла Франчески (1420-92) и алтарь с изображением Воскрешения Христа работы Рафаэля (1483-1520).

3. Святой Августин (Santo Agistinho). Пьеро делла Франческа (1465 г.)

Святой Августин. Пьеро делла Франческа (1465 г.)

Эта картина была частью полиптиха, написанного Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) в 1465 году для Церкви Отшельников Святого Августина в итальянском Борго-Сансеполькро. Гениальность художника проявляется в торжественной монументальности фигуры Учителя Церкви, характерной особенности эпохи Возрождения, необычайной простоте построения изобразительного пространства и виртуозном изображении деталей.

4. Саломея с головой Иоанна Крестителя (Salomé com a Cabeça de São João Batista). Лукас Кранах Старший (1510 г.)

Саломея с головой Иоанна Крестителя, Лукас Кранах Старший (1510 г.)

Эта картина, изображающая иудейскую царевну Саломею с головой Иоанна Крестителя, положила начало серии работ художника, посвященных теме женской власти и женской хитрости. Саломея, Юдифь, Далила, Лукреция и другие фигуры или сцены, подчеркнутые красотой моделей и черным или темным фоном, источают эротизм. Современник Дюрера, Гольбейна, Альтдорфера, Бальдунга Грина и Грюневальда, а также таких скульпторов, как Фейт Штосс или Рименшнейдер, Кранах завершил золотое поколение немецкого Ренессанса.

5. Святой Иероним (São Jerónimo). Альбрехт Дюрер (1521 г.)

Святой Иероним. Альбрехт Дюрер (1521 г.)

Это изображение Святого Иеронима является инновационным решением в иконографии и формах живописного изображения покровителя христианских гуманистов. Иероним представлен здесь в образе старого мудреца, размышляющего о смерти и природе человека. Этот шедевр чрезвычайно легендарного немецкого художника эпохи Возрождения, созданный во время его поездки в Нидерланды в 1520-1521 годах, был подарком Дюрера Рую Фернандешу де Алмада, секретарю португальского фабричного дома в Антверпене. В галерее Альбертина (Вена) и Музее Далем (Берлин) есть четыре эскиза к этой картине.

6. Искушение Святого Антония (Tentações de Santo Antão). Иероним Босх (1500 г.)

Искушение Святого Антония. Иероним Босх (1500 г.)

Этот триптих отображает наиболее часто повторяющуюся и, в сущности, центральную тему творчества Босха: искушение и одиночество праведного человека в момент, когда он сталкивается со злом — дьяволом, что властвует над земным миром либо явно, либо под видом ложной красоты. Триптих показывает три этапа жития Святого Антония, от соблазнения демонами до отшельничества, в котором он нашел путь к спасению души.

7. Святой Леонард (São Leonardo). Андреа делла Роббиа (1501-1513 гг.)

Эта скульптура прибыла из Флоренции в Португалию в 1514 году как часть группы из шести скульптур, в качестве подарка от Папы Юлия II королю Мануэлу I. Первоначально они были размещены в монастыре Жеронимуш.


Драгоценные изделия (2 этаж)

В музее представлена великолепная коллекция ювелирных изделий, среди которых особенно выделяются «Крест Саншу I» и «Беленская дароносица» Жила Висенте. Также стоит отметить «Золотую раку королевы Леонор» и серебряный столовый сервиз работы лучших французских мастеров того времени.

8. Крест Саншу I (Cruz de D. Sancho I). 1213 г.

Этот золотой крест выполнен в 1213 по заказу Короля Саншу I и подарен им Монастырю Санта-Круж в Коимбре. К сожалению, история не сохранила имени ювелира. Крест высотой 65 сантиметров сделан из чистого золота, драгоценных камней и жемчуга и когда-то служил реликварием для части Животворящего Креста. В центре выгравирован Агнец Божий, на концах изображены символы четырех евангелистов: орел Святого Иоанна, лев Святого Марка, телец Святого Луки и ангел Святого Матфея.

9. Белемская дароносица (Custódia de Belém). Жил Висенте, 1506 г.

Белемская дароносица. Жил Висенте, 1506 г.

Самая известная работа португальского ювелира и драматурга Жила Висенте, которую он выполнил по заказу короля Мануэла I для монастыря Жеронимуш в Лиссабоне. Дароносица была сделана из золота, уплаченного как дань королем Килвы (Kilwa, современная Танзания) в качестве знака вассальной зависимости от португальской короны. Это золото было привезено в столицу Васко да Гамой по возвращении из его второго путешествия в Индию в 1503 году. Это прекрасный пример позднеготического ювелирного искусства. В центре мы видим фигуры двенадцати апостолов, стоящих в молитвенном круге на коленях. Над ними фигура голубя в золотом обрамлении, символизирующая Святой Дух, а на верхнем уровне — фигура Бога-Отца. Подставка-основание с растительным и анималистским орнаментом символизирует землю. А между небесным и земным мирами парят армиллярные сферы, эмблемы короля Мануэла I, которые связывают и объединяют два мира, словно подтверждая праведность заморских притязаний Португалии.

10. Золотая рака Королевы Леонор (Relicário da Rainha D. Leonor). Местре Жуан (1515-1525 гг.)

Золотая рака, Местре Жуан (1515-1525 гг.)

Известное как реликварий королевы Леонор (1458-1525), это произведение выполнено Местре Жуаном (Mestre João (Ian Vansteigoltist) между 1515-25 гг. из золота, двух изумрудов, трех рубинов и бриллианта. Первоначально предназначался для хранения реликвии тернового венца Христа. Уникальным этот предмет искусства делает его форма в виде античного храма.

11. Центральная часть столового сервиза (Centro de Mesa). Тома Жермен (1729-31 гг.)

Центральная часть столового сервиза. Томас Жермен (1729-31 гг.)

Создан Тома Жерменом (Thomas Germain), самым известным серебряных дел мастером своего времени, и, вероятно, дополненный впоследствии его сыном Франсуа-Тома в 1729-31 гг. Столовый сервиз, состоящий из 1200 предметов, принадлежал восьмому герцогу Авейру, Дону Жузе де Маскареньяшу, чье имущество было конфисковано в 1758 году, когда он стал одной из жертв знаменитого «дела Тавора». Герцог Авейру, как и многие другие представители знатнейших португальских родов, были казнены по обвинению в причастности к заговору против короля дона Жузе I. Сервиз этот создавался специально для французского обеденного ритуала, учрежденного Людовиком XIV в Версале в конце 17-го века.


Португальская и китайская керамика (2 этаж)

Обширная коллекция керамики иллюстрирует взаимопроникновение китайской и португальской культур. Начиная с Эпохи Великих Географических открытий отмечено влияние культуры Мин на португальскую керамику. И, в свою очередь, примерно в это же время в китайских изделиях начинают проявляться португальские элементы. В собрании музея также находится керамика из других европейских стран.

12. Китайская ваза (Pote). Неизвестный мастер, Китай, династия Мин

Китайская ваза династии Мин, 16 век

Пример китайского фарфора династии Мин, созданного по заказу португальцев, прибывших в Китай в XVI веке. Эта фарфоровая ваза с гербом Августинского ордена — редчайших артефакт, в мире существует всего несколько подобных произведений. Судя по гербу — сердце, пронзенное двумя стрелами и увенчанное двуглавым орлом — эта ваза предназначалась для христианской общины монастыря Носса-Сеньора-да-Граса в Макао.


Восточное и африканское искусство (2 этаж)

Коллекция размещена в зале под название Arte da Expansão (Искусство Экспансии) и наглядно показывает как разные культуры влияли друг на друга в Эпоху Географических Открытий. Здесь можно увидеть африканские изделия из кости и предметы мебели из Японии.

13. Костяная солонка из Бенина (Soleiro). Неизвестный мастер, Бенин

Костяная солонка из Бенина, неизвестный мастер, XVI век,

Эта костяная солонка — одно из первых художественных свидетельств пересечения европейской и африканской культур во время Великих Географических Открытий. Изделия из слоновой кости из Бенина отличаются особо тщательным изображением европейцев: длинные волосы, подстриженные бороды, заостренные носы. Но в костюмах мы ясно видим признаки традиционного африканского орнамента: одежда фигур воспроизводит ритуальные узоры, которые все еще существуют в современной Нигерии.

14. Ширмы в стиле Намбан (Biombos Namban). Кано Наидзен и Кано Доми. Япония

Прибытие португальцев в Японию в 1543 году положило начало культурному и экономическому сотрудничеству двух континентов. Эти японские ширмы являют собой важные исторические и художественные документы, рассказывающие о том, как встретили португальских моряков в Японии. На двух парах ширм японские художники Кано Наидзен и Кано Доми изобразили прибытие европейского корабля в порт Нагасаки. Корабль, заметьте, черный, а приплывшие на нем люди называются «Намбан Джин», что означает — варвары с юга. Так японцы называли португальцев. Осюда и название стиля. Произведения датированы 1606 годом.

Зал Португальских Вертепов

На первом этаже музея, рядом с часовней Святого Альберта, находится уникальный Зал Португальских Вертепов (Sala do Presépio Português), открытый в 2018 году. Здесь можно увидеть недавно отреставрированный великолепный рождественский Вертеп Маркизов ди Белаш (Presépio dos Marqueses de Belas), выполненный в начале 19 века скульптором Баррушем Лаборау (Barros Laborão). Ветреп состоит из 130 фигур и, помимо сцены Рождества, изображает другие библейские сцены и сцены из жизни португальского общества. Маркиз ди Белаш никогда не был владельцем это вертепа, но он был другом и покровителем скульптора. По легенде, Барруш Лаборау дал своему произведению имя маркиза и изобразил его семью в виде одной из маленьких скульптурных групп вертепа.

15. Рождественский Вертеп Маркизов ди Белаш (Presépio dos Marqueses de Belas), Барруш Лаборау (начало 19 в.)


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *