Дворец Ажуда: клятвопреступления, похищенные сокровища королей и самая долгая португальская стройка

Белен и Алкантара Дворцы Лиссабона Музеи и дворцы Что посмотреть в Лиссабоне?
Поделиться с друзьями
  • 256
  • 2
  •  
  •  
  •  

Национальный дворец Ажуда или Paço de Nossa Senhora da Ajuda – одна из самых странных построек Португалии. Это строительство началось в конце XVIII века (1795 г.) и не закончилось до сих пор. Можно сказать, Ажуда –  главный португальский долгострой, которому удалось превзойти даже знаменитую Санта-Энграсию.

Карта – Адрес – Как добраться – Расписание

Largo da Ajuda

Трамвай 18, Автобусы – 729, 732, 742. Пешком от монастыря Жеронимуш 15 мин.

Чт.-Вт. (среда – выходной) с 10.00 до 18.00
Закрыт 1/01, пасха, 1/05 и 25/12

7,5 евро. Скидка 50% студентам, пенсионерам >65, семьи с детьми >4 чел.

Дворец задумывался как замена так называемому Paço Real – загородному деревянному особняку, который был построен сразу после землетрясения 1755 года неподалеку от Белена, на холме Ажуда,  для размещения королевской семьи.  Первоначальный барочный проект, разработанный Мануэлом Каэтано де Соузой (Manuel Caetano de Sousa), претерпел глубокие изменения в 1802 году. Новые решения в стиле неоклассицизма, внесенные архитекторами Франсишку Шавье Фабри и Жузе да Коштой и Силвой, сильно изменили саму идею проекта. Работы по возведению Дворца Ажуда постоянно сталкивались с политическими и экономическими проблемами, художественными спорами, нехваткой средств и ссорами  между исполнителями. Наконец, во время царствования  Короля Луиша I восточная часть дворца все же была доведена до ума, и с 1861 года он стал королевской резиденцией. Сейчас во дворце расположен музей, представляющий бывшие королевские интерьеры с великолепной коллекцией мебели, ювелирных изделий, текстиля, стекла и керамики, а также собрание картин, скульптур и фотографий. В настоящее время производятся работы по отделке западного крыла – когда они закончатся, можно будет считать дворец завершенным. В западном крыле будет размещена коллекция “Драгоценности Португальской Короны” (Joias da Coroa Portuguesa).

ИСТОРИЯ

В 1726 году король Португалии Жуан V приобрел три поместья в районе Белен: одно стало Дворцом Белен, во втором был построен Дворец Нессесидадеш (Palácio das Necessidades), а третье поместье Кинта да Ажуда (Quinta da Ajuda) было зарезервировано для загородного дворца. Увы, для Жуана V планы так и остались планами: при жизни короля не было создано даже проекта строительства. Однако наследник Жуана  Жузе I собирался воплотить их и скорее всего так бы и поступил, но ему  помешало Лиссабонское землетрясение 1755 года.

1 ноября, в день землетрясения, вся королевская семья находилась в Беленском дворце, который избежал разрушений – их спасло удачное стечение обстоятельств. Однако рассудок короля пострадал едва ли не сильнее чем страна: у Жузе начались панические атаки и жесточайшая клаустрофобия, которые преследовали его до конца жизни. Опасаясь повторения катастрофы, король отказался жить в каменных дворцах и приказал построить легкий деревянный дом на холме Алту-да-Ажуда (Alto da Ajuda). Дом этот должен был отвечать двум требованиям: устойчивости к землетрясениям и отсутствию любых каменных конструкций выше фундамента. Архитекторы Петрониу Маззони (Petrónio Mazzoni) и Вериссиму Жоржи (Verissimo Jorge) начали строительство дворца из лучших корабельных сосен района Вале-де-Фигейра (Vale de Figueira). “Real Barraca” (Королевский Барак) или “Paço de Madeira” (Деревянный дворец), был завершен 20 сентября 1761 года и почти на три десятилетия стал официальной резиденцией португальских королей. Интерьеры дворца были украшены прекрасной современной мебелью и уцелевшими предметами искусства. Деревянный дворец постоянно достраивался и реконструировался и в конце концов разросся настолько, что стал занимать площадь большую, чем площадь существующего в настоящее время дворца Ажуда. В 1768 году по приказу министра Помбала рядом с Королевским Бараком был разбит первый ботанический сад Лиссабона с великолепной по тем временам коллекцией растений. Король Жузе I прожил в Бараке вплоть до своей смерти в 1777 году: доходы от бразильского золота и тот факт, что управление государством практически полностью взял на себя маркиз Помбал, позволили ему вести роскошную жизнь, омрачаемую лишь психическим расстройством, которое, впрочем, удавалось держать под контролем.

Королевский Барак или Деревянный Дворец на холме Ажуда

В ноябре 1794 года Деревянный Дворец был уничтожен пожаром. Вместе с постройками в огне погибли бесценные коллекции картин, гобеленов и ювелирных украшений. Король-Регент Жуан VI, управлявший от имени своей матери, безумной королевы Марии I, приказал построить на месте сгоревшего деревянного дворца каменный. Тут-то и пригодился  план, разработанный придворным архитектором Мануэлом Каэтано де Соузой. План, который король Жузе I отказывался даже обсуждать.

Первый камень в фундамент нового дворца был заложен 9 ноября 1795 года, всего через год после пожара. Он был задуман как огромное здание в стиле позднего барокко, не уступающее по своим масштабам дворцу в Мафре. 

Однако вскоре строительство было прервано. Дело в том, что ко двору в это время прибыли архитекторы Франсишку Шавье Фабри (Francisco Xavier Fabri) и Жузе да Кошта и Силва (José da Costa e Silva). Приверженцы так называемой “болонской школы”, последователи неоклассицизма, они раскритиковали сложный и очень дорогой проект. Их мнение донесли до короля-регента, тот пригласил архитекторов к обсуждению и таким образом, к радости придворных интриганов, положил начало четырехлетней войне за огромный бюджет новой стройки. 

9 декабря 1801 года, устав от бесконечных интриг, король выпустил указ, согласно которому любые изменения в проекте могут быть приняты только при общем согласии всех архитекторов. Но количество желающих урвать кусок этого пирога было так велико, что переговоры между двором, архитекторами и подрядчиками или заходили в тупик, или превращались в скандал. В конце концов подковерные игры привели к тому, что противоборствующие стороны разделились на два лагеря: “старый”, во главе с Каэтану и Антониу Франсишку Розой, и “новый”, поддерживающий Кошту и Фабри. Война между лагерями шла не на жизнь а на смерть, с взаимными обвинениями в растратах, искусственных завышениях цен на стройматериалы и даже саботировании королевских указов.

Наконец, 21 января 1802 года было принято компромиссное решение: Жузе да Кошта и Фабри должны были подготовить новый проект в неоклассическом стиле.  А чтобы удовлетворить противоборствующую строну, в команду архитекторов был включен Антониу Франсишку Роза, которому особенно вменялось следить за сокращением затрат. Мануэл Каэтано был отстранен от дел и в том же году скончался. Надо сказать, что Жузе да Кошта и Фабри уважали то, что уже было построено, и внесли лишь необходимые изменения, которые, по их мнению, добавляли будущему дворцу масштабности и величественности. Оформление интерьеров дворца было поручено маркизе де Алорне, которая пригласила для внутренних работ лучших португальских и европейских художников.

Макет дворца – версия 1802 года

Казалось, стройка, наконец, пришла в движение. Но в 1807 году случилась новая напасть:  королевский двор бежал в Бразилию, а в Лиссабон вошли французские войска во главе с маршалом Жюно. Нужно отдать должное французам: они не препятствовали строительству дворца и, как утверждают историки, даже сам Жюно настаивал на продолжении работ. Но королевскому двору в Бразилии необходимо было построить резиденцию в Рио-де-Жанейро, ресурсов казны не хватало на два дворца, поэтому в 1809 году строительство Ажуды снова остановилось. К 1813 году работы возобновились под руководством Франсишку Фабри. Его соратник Жузе да Кошта был занят на строительстве в Бразилии. Фабри внес новые изменения, основанные на опыте строительства неаполитанского Королевского Дворца в Казерте. 

В 1817 году умер Фабри, и его заменил Антонио Франсишку Роза, который под давлением Королевского казначейства вынужден был сильно сократить масштабы стройки. Неизвестно, чем кончилось бы дело, если бы король Жуан VI, все еще находящийся в Бразилии, не начал проявлять интерес к проекту.  Работы возобновили, причем в ускоренном темпе: предполагалось, что по возвращении в Португалию королевская семья поселится в новом дворце. Но в 1820 году в стране случилась буржуазная революция, и финансирование стройки практически прекратилось.

Новый план Антониу Розы

В 1826 году умер Жуан IV, и Португалия оказалась во власти двух противоборствующих братьев: Педру IV и Мигела. Этот период вошел в историю как Мигелистские войны: время, когда строить было некому и не на что, поскольку гражданская война не слишком-то способствует наполнению государственной казны.

К этому времени в Ажуде были закончены  отделочные работы в южном крыле восточного фасада. Дворец стал резиденцией инфанты Изабел-Марии, дочери Педру IV и будущей королевы Марии II. Ее государственный, да, пожалуй, и личный статус был в ту пору очень неопределенным: стремясь предотвратить гражданскую войну, отец отрекся от престола в ее пользу, так что фактически она была королевой. При этом, опять же, по настоянию отца, она должна была выйти замуж за Мигела, своего дядю, которому предназначалась должность регента. Но у Мигела были другие планы, и в 1828 году он провозгласил себя новым королем – кстати, во дворце Ажуда, в Зале Кортесов.

Архитекторы не знали, к кому теперь обращаться за деньгами: к Педру, Мигелу, Кортесам, которые он распустил? К полубезумной королеве Жуакине? К несовершеннолетней Марии? Что будет со стройкой без финансирования, и не проще ли вообще заморозить ее до тех пор, пока в стране не настанет хоть какое-то подобие порядка? Однако королевский двор, раздираемый междоусобицей, в вопросе Ажуды выступил неожиданно монолитно: замораживать ничего не надо, надо максимально удешевить проект.  В итоге от изначального плана осталась лишь треть, а восточный фасад стал главным входом.

План дворца с выделенной построенной частью восточнго фасада

Переезд королевского двора в Келуш в 1829 году и смерть архитектора Розы снова остановили работы, что привело к разрушению северного крыла. Однако Педру IV, которому после победы в Мигелистских войнах и изгнания брата пришлось взять на себя функции регента при дочери, не был готов бросить Ажуду в руинах. Дворец должен быть достроен, пусть и в сильно усеченном варианте, а пока его надо использовать для важных государственных церемониалов. И в 1834 году именно в Тронном зале дворца Ажуда Педру IV поклялся в верности Конституционной Хартии, тем самым приняв на себя ответственность за Португалию. Что, впрочем, не помогло ему получить от вновь собранного парламента сколько-нибудь серьезное финансирование строительства Ажуды. 

Дворец Ажуда между 1826 и 1850 гг

Следующие годы Ажуда медленно, но верно приходила в упадок. Дворец разрушался и становился печальным памятником великим мечтам, которым так и не суждено было сбыться. Возможно, о нем бы больше не вспоминали, если бы не трагические события 1861 года, когда Португалия буквально за несколько дней потеряла короля и наследников: Педру V скончался во дворце Нессесидадеш,  инфанты Жуан и Фернанду умерли в Беленском дворце – официально от холеры, но ходили упорные слухи об отравлении. Трон получил их брат Луиш, который, не желая оставаться во дворцах, где умерла половина его семьи, стал подыскивать себе новую резиденцию. Более или менее годилась только Ажуда, и сразу после коронации Луиш I приказал  архитектору Посидониу да Силве и Коште-Секейру (Possidónio da Silva and Costa Sequeira) в самые короткие сроки реконструировать здание, исходя из вкусов его жены, королевы Марии Пии Савойской.

Был спешно отремонтирован Восточный фасад,  проведены отделочные работы в северном крыле. И хотя Западный фасад так и не был закончен, 16 апреля 1862 года новый король и его жена переехали во дворец, превратив его в официальную королевскую резиденцию. Впервые с момента начала строительства Ажуда стала полностью обитаемой. Королева старалась обустроить новую резиденцию: в течение всей второй половины 19-го века продолжались доделки дворцовых интерьеров, появлялись новые картины и гобелены, проходила отделка мраморных и паркетных полов, закупались дорогая мебель и предметы интерьера. 

Дворец Ажуда во второй половине 19 века

После смерти Луиша I королева Мария Пиа продолжала жить во дворце со своим сыном, инфантом Афонсу. Новый король Португалии Карлуш переехал жить в Беленский дворец, а Ажуда осталась резиденцией королевы-матери. С революцией 5 октября 1910 года и упразднением монархии все работы прекратились. Дворец был закрыт, началась новая фаза забвения и упадка, которая привела к тому, что в 1925 году ливни затопили дворцовую библиотеку, погубив тысячи томов, среди которых были по-настоящему уникальные экземпляры.

В 1934 году правительство поручило архитектору Раулю Лино (Raul Lino) разработать план завершения строительства. Учитывая долгую и несчастливую историю Ажуды, ничего удивительного, что план этот, как и множество других до него, был признан слишком дорогим. 

В 1938 году дворец был превращен в музей, но открыт для публики спустя тридцать лет. В 1954 году во дворце была создана Каза Форте (укрепленное помещение) для хранения и экспонирования знаменитой коллекции драгоценностей португальской короны и изделий из серебра, принадлежавших королевской семье. Широкой публике эти сокровища не демонстрировались, их можно было увидеть только в дни официальных мероприятий, которые проходили в Ажуде все реже и реже.  В 1968 году во дворце разместилась штаб-квартира Министерства культуры Португалии.

Дворец Ажуда, вид сверху

После Революции Гвоздик в 1974 году, в ночь с 23 на 24 сентября, большой пожар уничтожил картинную галерею короля Луиша и часть северного крыла. Согласно сообщениям в прессе, большая часть произведений искусства (500 картин) погибла в этом пожаре. Однако вскоре появились сообщения, что две картины, считавшиеся сгоревшими, были проданы на аукционах. Одна из них –  автопортрет Рембрандта, который ушел с молотка в Париже в конце ноября 1974 года. Вторую, менее значимую, кисти итальянского  художника XIX  века, продал аукционный  дом “Кристи” в Лондоне в начале 1975 года. В суматохе революционных событий этим странным фактам не придали сколько-нибудь серьезного значения. Расследования не было, и до сих пор толком неясно, было это случайное возгорание или поджог, кто и сколько похитил картин, и как они могли оказаться на аукционах так быстро. История со сгоревшими полотнами, которые неизвестно как всплыли на рынке произведений искусства, обсуждалась в португальском парламенте в 1976 году, но никакой ясности нет и по сей день. 

Время от времени об Ажуде вспоминали, но каждый раз оказывалось, что у государства есть более важные расходы, чем завершение этой бесконечной стройки. Складывалось впечатление, что правительство просто искало, кому бы отдать этот требующий расходов и забот объект – дорогой и в сущности никому не нужный. 26 мая 1992 года дворец был передан Португальскому институту архитектурного наследия (Instituto de Gestão do Património Arquitectónico e Arqueológico).

Западный фасад дворца до реконструкции 2018-20 гг.

И вот в ноябре 2014 года было официально объявлено, что незавершенный западный фасад Национального дворца Аджуда будет достроен. Этот проект включает не только реставрацию здания, но и строительство укрепленного помещения, отвечающего всем требованиям безопасности для экспонирования  драгоценностей португальской короны. Работы начались в феврале 2018 года и завершатся в 2020 году.

Ключевое слово тут – безопасность. Дело в том, что коллекция эта одна из самых дорогих в мире. К примеру, один из экспонатов – крупнейший в мире золотой самородок весом в 20 килограммов. Когда-то он прибыл из Бразилии в Португалию и долгое время был собственностью короны. Редкие алмазы, уникальные сапфиры, природные изумруды – это лишь малая часть того, что удалось собрать в своей сокровищнице португальским королям. 

В последний раз коллекция выставлялась в 2002 году в Гааге, и выставка эта ознаменовалась громким скандалом: во время экспонирования были похищены шесть уникальных экспонатов, включая 135-каратный бриллиант, бенгальскую трость короля Жузе I, украшенную 387 бриллиантами, кольцо с бриллиантом в 37 карат, колье с 32 чистейшими камнями… Похищенное так никогда и не было найдено, и эксперты выдвигали обоснованное предположение, что похитителей интересовали не драгоценности как предмет искусства, а исключительно камни. Поэтому вероятность когда-нибудь увидеть кольца и ожерелья равна нулю: бриллианты скорее всего были проданы по отдельности.  Правительство Нидерландов выплатило Португалии шесть миллионов евро в качестве компенсации, что, конечно, не покрывает и десятой доли истинной стоимости похищенных драгоценностей.

Проект западного фасада

Прогулка

Одно из первых неоклассических зданий в Лиссабоне, дворец представляет собой здание в форме неправильного прямоугольника. Каждое крыло занято различными объектами: восточное и южное крыло занимают музейные экспозиции дворца Аджуда; северное крыло принадлежит Институту музеев и охраны природы (Instituto de Museus e Conservação) и Институту культурного наследия и археологии (Instituto de Gestão do Património Arquitectónico e Arqueológico). Главный фасад  с тимпаном в центре и боковыми башнями по сторонам ориентирован на восток.

Для посещения в музее открыто два этажа Piso Térreo (Цокольный этаж) и Andar Nobre (Рыцарский этаж).

Цокольный этаж

Зал Герольда

Sala do Porteiro da Cana или Reposteiro (Зал Герольда). В этом зале объявляли имена, звания и титулы  гостей во время визита во дворец. В центре зала находится скульптура Правосудия (Justiça) с двумя штандартами по сторонам –  Жуана VI и его жены Карлоты Жуакины (Carlota Joaquina)

Зал Испанских Гобеленов

Sala das Tapeçarias Espanholas (Зал Испанских Гобеленов). Как следует из названия, в этом зале находятся восемь испанских гобеленов: “Танец”, “Прогулка по Андалусии”, “Игра в карты”, “Фонтан”, “Пикник”, “Отъезд на охоту”, “Возвращение с охоты” и “Охотники”. Также этот зал имел название Sala de Audiência (Зал Аудиенций). Здесь официальные гости ожидали приема. На сводчатом потолке аллегорическая фреска, изображающая отъезд короля Жуана VI в Бразилию

Зал Заседаний

Sala do Despacho (Зал Заседаний). Этот зал использовался для государственных функций. Здесь король обсуждал с советниками дела и принимал решения. Обычно заседания проходили по четвергам. “Изюминка” этого помещения – итальянский камин из черного мрамора.

Зал Музыки

Sala de Música (Зал Музыки). Потолок зала украшают медальоны с изображениями герба Португалии, герба герцогов Браганса и кресты военных орденов. Салон был предназначен для домашнего музицирования: Король Луиш I прекрасно играл на виолончели, а королева Мария Пиа на пианино.

Комната Короля Луиша

Quarto do Rei D. Luís (Комната Короля Луиша). Обшитая деревянными панелями и выкрашенная в белый и золотой цвета, эта комната остается одним из немногих  помещений, полностью сохранивших первоначальный облик. Куполообразный потолок украшен росписью, на стенах – портреты португальских монархов.

Голубой Зал

Sala Azul (Голубой Зал). Возможно, когда-то эта комната и была оформлена в голубых тонах, но сейчас об этом напоминают лишь название и две старинные китайские вазы по обе стороны от камина. Облик комнаты был изменен между 1863 и 1865 годами по вкусу королевы Марии Пиа. Авангардным для своего времени решением было размещение двух больших зеркал напротив друг друга, для визуального расширения зала.

Дубовый кабинет.

Gabinete de Carvalho (Дубовый Кабинет). Комната для курения, отделанная дубом, была закрыта для женщин. Здесь могли находиться только мужчины. На стенах кабинета висят картины с изображениями любимых кораблей короля Луиша I.

Зимний Сад

Jardim de Inverno (Зимний Сад) или Sala de Mármore (Мраморный Зал). Зал отделан мрамором и агатом, подаренным королевской семье португальским вице-королем в Египте. В центре находится фонтан из каррарского мрамора. Фонтан окружен тремя бронзовыми журавлями, у стен установлены две огромные декоративные клетки для птиц.

Розовый Зал. Фото gloriaishizaka

Sala Cor-de-Rosa (Розовый Зал). Небольшая комната со стенами, отделанными  розовым шелком, с мебелью, окрашенной в розовый цвет или обитой розовым бархатом. Эта комната была создана специально для хранения коллекции фарфора,  которую собирала королева Мария Пиа.

Зеленый Зал

Sala Verde (Зеленый Зал). Стены комната обиты зеленым шелком, белый расписной потолок отделан золотыми элементами. На одной из стен размещен большой портрет королевской семьи,  написанный французским живописцем Жозе Лайро (Joseph Layraud) в 1876 году. Большой камин из белого мрамора с округлым декором в стиле рококо занимает другую стену. Комната использовалась королевой для приема посетителей. Кроме того, именно в этой комнате родился наследный принц Карлуш. Рядом находитсяSala de Saxe. Шелковые обои, гипсовый потолок, украшенный цветами, птицами и бабочками – когда-то это была одна из королевских детских. И сегодня здесь хранятся выставлены игрушки принцев Карлуша и Афонсу. 

Комната Королевы

Quarto da Rainha (Комната королевы). Была оформлена в стиле “ампир” в 1861 году. Обитые синим шелком стены переходят в расписной потолок с аллегорическими изображениями Веры, Надежды и Милосердия и фигурой Иоанна Крестителя. В комнате стоит богато украшенная деревянная мебель и большая кровать с балдахином. Рядом находится туалетный столик с большим трехпанельным зеркалом, а также ванна, двойная раковина и биде, гигиенические новинки, появившиеся примерно в 1880 году.

Столовая Королевы. Фото gloriaishizaka

Casa de Jantar da Rainha (Столовая королевы). Это дополнительный зал, который не был предусмотрен проектом 1802 года и появился в плане почти век спустя. Столовая отделана красным шелком, пол покрыт инкрустированным паркетным полом с бронзовым блеском.

Бильярдная. Фото gloriaishizaka

Sala de Bilhar (Бильярдная). Комната представляет собой пристройку к соседней столовой, с паркетным полом и камином, бильярдный стол занимает большую часть пространства.

Рыцарский этаж

Во время торжественных и праздничных мероприятий приглашенные гости заходили через вестибюль и поднимались на второй этаж Дворца по Рыцарской лестнице (Escadaria Nobre)

Китайский Зал

Sala Chinesa (Китайский Зал). Полностью отделанный натуральным шелком зал в восточном стиле. Это был первый дворцовый зал, в который попадали гости.  Отсюда они направлялись в Тронный зал разными путями – в зависимости от своего титула и статуса.

Королевская мастерская

Atelier de Pintura do Rei (Королевская мастерская). Облицованная  деревянными резными панелями комната с деревянной же лестницей, также украшенной резьбой ручной работы.

Королевская канцелярия

Gabinete de Trabalho do Rei (Королевская канцелярия). Эта небольшая комната использовалась  королем Луишем как Зал Заседаний в последний год его жизни. Рядом с канцелярией находится Qurto da Cama do Rei (Спальня короля), куда по совету врачей была перенесена спальня с первого этажа. Интерьер этих комнат был восстановлен в 2000 году по акварелям, написанным Энрике Казанова (Enrique Casanova).

Sala das Incias LM (Зал инициалов L и M). Относительно небольшое прямоугольное пространство украшено аллегорической сценой, изображающей инициалы “L” и “M” – первые буквы имен короля Луиша и королевы Марии Пиа.

Зал Портрета Королевы. Фото gloriaishizaka

Sala do Retrato da Rainha (Зал Портрета Королевы). Довольно большой зал со стенами, обитыми красным шелком. Главным в зале является ростовой портрет  33-летней королевы Марии Пиа в сине-белом бальном платье.

Зал Дипломатического Корпуса. Фото gloriaishizaka

Sala do Corpo Diplomático (Зал Дипломатического Корпуса). Зал использовался как помещение, где послы и члены дипломатического корпуса могли бы скоротать время в ожидании аудиенции.

Тронный зал

Sala do Trono (Тронный зал). Это большое пространство, которое занимает южную башню Дворца. На небольшой двухступенчатой ​​платформе, под бархатным балдахином, стоят два трона – короля Луиша I и королевы Марии Пиа.

Бальный зал

Sala de Baile (Бальный зал) или Sala de D. João VI (зал короля Жуана VI). Это официальный бальный зал с верхней галереей для музыкантов. Рядом со входом размещены большие портреты Луиша I и Марии Пиа. Стены покрыты красным шелком. На стене изображена сцена возвращения Жуана VI из Бразилии.

Обеденный зал

Sala dos Grandes Jantares (Обеденный Зал). Большой зал для государственных обедов и церемониальных мероприятий представляет собой пространство с двумя длинными столами для гостей и главным столом для королевской семьи. Потолок украшен аллегорическим изображением солнечной колесницы Аполлона.

Лифт королевы Марии Пиа

Из Зала Заседаний (Sala do Despacho) есть проход к лифту, который был установлен во дворце в 1888 году. Этот старый лифт работает на гидравлическом приводе. Пока он закрыт для посетителей.

Лифт королевы
Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - video-e1549730998208.jpg

Видеопрогулка по дворцу Ажуда

Подпишитесь на обновления

Тэги

Добавить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о