Базилика да Эштрела: королевская память о потерянной любви

Недалеко от центра Соборы, церкви, монастыри Церкви и монастыри Лиссабона Что посмотреть в Лиссабоне?
Поделиться с друзьями
  • 484
  •  
  •  
  •  
  •  

Базилика да Эштрела (Basílica da Estrela), или Королевская базилика и женский монастырь кармелиток Пресвятого Сердца Иисуса – эта огромная церковь в стиле барокко и неоклассицизма, увенчанная куполом , стоит на вершине холма в западной части города и является главной достопримечательностью района Лапа (Lapa). История строительства церкви связана с именем португальской королевы Марии I Благочестивой.

Карта – Адрес – Как добраться

Praça da Estrela, Lapa.

Трамвай 25 и 28, остановка Jardim da Estrela
Метро Рату (Желтая Линия) – 10 мин. пешком через сад Эштрелы

Работает без выходных
Смотровая площадка открыта со вторника по воскресенье с 10.00 – 18.30

Вход в церковь бесплатный. На смотровую площадку – 4 евро. 

В 1760 году король Жузе I выдал старшую дочь, принцессу бразильскую Марию, за дона Педру, своего младшего брата. Мария была очень религиозна и воспитывалась как будущая королева, цель жизни которой – укрепить династию. Поэтому сразу после свадьбы они с мужем дали обет, что построят великолепную церковь и монастырь, если у них родится сын – наследник престола. Это желание исполнилось через год, когда на свет появился инфант Жузе.

В 1777 году Мария была коронована и немедленно издала указ, согласно которому лучшие архитекторы должны были сделать проект строительства базилики и монастыря кармелиток на западной окраине Лиссабона. Строительство храма началось в 1779, закончилось в 1790 году. Базилика да Эштрела стала первой в мире церковью, посвященной Пресвятому Сердцу Иисуса и первой по-настоящему масштабной постройкой в Лиссабоне после Великого землетрясения. Страна только начала приходить в себя после катастрофы, и молодая королева стала для Португалии символом обновления и надежд на будущее. А для самой королевы таким символом была Базилика да Эштрела: строительство этого храма подтверждало удачный брак, здорового наследника и долгое, благополучное царствование.

Увы, строящаяся базилика оказалась куда прочнее, чем человеческая жизнь. В 1786 году умер король-консорт Педру III. Для Марии его смерть стала страшным ударом. Да, муж был ее родным дядей, и Мария вышла за него только чтобы сохранить трон для династии Браганса, и разрешения на этот близкородственный брак пришлось добиваться у Папы Римского, и особыми способностями Педру III не отличался… Но он был покладист, нетщеславен и благочестив, и Мария любила его.

Кончина мужа эмоционально надломила королеву, она погрузилась в глубокий траур и запретила любые развлечения при дворе. Все государственные мероприятия приобрели форму религиозных церемоний. Через два года судьба нанесла Ее Величеству новый удар – она потеряла и сына, наследника португальского престола. Инфант Жузе умер от оспы в возрасте 27 лет, не оставив наследников. Мария винила в этом себя: ведь именно она допустила, чтобы в пятнадцать лет ее сын сочетался браком с тридцатилетней принцессой Бенедиктой и своей родной теткой. Бенедикта была хороша собой, образованна, очаровательна. Она была Браганса. Но родить Марии внука она так и не смогла.

Королева искала утешения в религии, все глубже замыкаясь в себе и сократив свой круг общения до минимума: единственными людьми, которые могли хоть как-то пробиться к ее угасающему от горя разуму, были священники и монахини обители Пресвятого Сердца.

Через четыре года стало понятно, что королева больше не в состоянии управлять государством: это была уже не тоска по умершим родным, а настоящее сумасшествие. Последний удар по психике Марии Благочестивой, которую теперь стали звать Марией Безумной, нанесла смерть ее духовника. Королева отказывалась встречаться с людьми, почти не выходила из своих покоев, а когда меланхолия сменилась приступами буйства, ее признали невменяемой. Нельзя сказать, что ее не пытались спасти: ко двору был приглашен врач Фрэнсис Уиллис, лечивший в свое время английского короля Георга III. Он считал, что несчастной женщине нужно прежде всего сменить обстановку, уехать из города, где все напоминает ей о страшных потерях, которые ей пришлось пережить. Однако в Европе было неспокойно, и двор и дети Марии воспротивились тому, чтобы королева Португалии покинула страну.

Мария прожила еще довольно долго и номинально оставалась королевой до самой смерти. Но, конечно, в управлении делами государства участия уже не принимала и едва ли понимала, что происходит в мире. Наполеоновские войны, вторжение маршала Жюно в Португалию, бегство двора в Бразилию – все это прошло мимо нее. Там, в Бразилии, куда ее перевезли в специально оборудованной каюте корабля, она и скончалась в 1816 году. Незадолго до кончины она вдруг стала спокойной и даже ласковой, разговаривала с покойными мужем и сыном и пребывала в полной уверенности, что находится в Лиссабоне. Указывая на облака над Рио-де-Жанейро, она восхищалась красотой воздушного купола Базилики да Эштрела. Там ее и похоронили – в церкви, которая должна была стать благодарностью за счастливую семейную жизнь, а стала памятником потерянной любви.

Фасад церкви Эштрела ночью

Огромная церковь в форме латинского креста с одним нефом и гигантским куполом, который виден издалека, была построена в стиле позднего барокко (рококо) и неоклассицизма. Строительство вели архитекторы так называемой “школы Мафры”, Матеуш Висенте де Оливейра (Mateus Vicente de Oliveira) и Рейналду Мануэл душ Сантуш (Reinaldo Manuel). Ничего удивительного, что очертания базилики имеют некоторую схожесть с дворцом в Мафре.

Фасад венчает треугольный фронтон, обрамленный двумя колокольнями с часами и украшенный монументальными статуями и фигурами, изображающими аллюзию на тайну Пресвятого Сердца Иисуса. Для украшения стен и пола было использовано большое количество серого, розового и желтого мрамора, из которого были сделаны сложные геометрические узоры в соответствии с идеями стиля рококо. Картины для алтаря были заказаны в Италии одному из самых востребованных в то время живописцев Помпео Батони (Pompeo Batoni).

Одной из главных достопримечательностей Эштрелы является знаменитый вертеп из более чем 500 фигур, сделанных из пробки и терракоты скульптором Жуакимом Машаду де Каштру (Joaquim Machado de Castro).

Гробница королевы Марии I, выполненная в стиле ампир, находится в правом трансепте церкви.

На крыше базилики находится смотровая площадка, к которой ведут 114 ступеней. Отсюда открывается прекрасный вид на Тежу, Замок Сан-Жоржи, сад Эштрела, районы Лапа, Кампу Урик и Алкантра.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Foto-e1549729174563.png

Фотопрогулка по базилике:


Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - video-e1549730998208.jpg

Видеопрогулка. Смотровая площадка Базилики да Эштрела


Подпишитесь на обновления

Тэги

Добавить комментарий

  Подписаться  
Уведомление о