Дворец Сан-Бенту (Palácio de São Bento) — это дворец в неоклассическом стиле, где сейчас сейчас размещается парламент Португалии. Его элегантный белоснежный фасад словно освещает лиссабонский район Лапа и резко контрастирует с его разноцветными старинными домами — особенно это заметно, когда спускаешься к нему по извилистым улицам от площади Присип Реал.
Карта — Адрес — Как добраться
Praça da Estrela, Lapa.
Трамвай 25 и 28, остановка São Bento
Автобусы 714, 738
Посетить дворец можно только с экскурсией в последнюю субботу месяца, для этого нужно записаться на сайте parlamento.pt
Сад открыт по воскресениям с с 10.00 – 17.00
Вход бесплатный.
Так, собственно, и было задумано: здание строилось для того, чтобы доминировать над окружающим городским ландшафтом. Оно должно было быть заметным и не оставлять сомнений в том, что именно здесь находится логический центр района. А как же иначе, скажете вы, ведь речь о парламенте целой страны!
Но дело в том, что Сан-Бенту строился скорее для власти небесной чем земной: до секуляризации это был бенедиктинский монастырь Сан-Бенту-да-Сауде, основанный на этом месте в 1570 году. А само здание построено в период 1598 — 1617 гг. архитектором Балтазаром Альварешем (Baltazar Álvares).
В 1834 году, после победы Педру IV в либеральных войнах, монастырь перешел в собственность государства, которое немедленно приспособило его под резиденцию нового парламента — Cortes Gerais da Nação. Здание, изначально созданное для молитв и уединения, не слишком соответствовало своему новому назначению, поэтому переустроить бывший монастырь поручили архитектору Поссидониу да Силве (Possidónio da Silva). Помимо неизбежного изменения интерьера, он также создал два парламентских зала — Палату Пэров (Câmara dos Pares) и Палату Депутатов (Câmara dos Deputados). Окончательно монастырский облик был уничтожен на рубеже 19-20 веков, когда дворец сильно пострадал от пожара и подвергся глобальной реконструкции под руководством архитектора Вентуры Терры (Ventura Terra). Но никакие изменения не смогли заставить лиссабонцев принять новое название — Дом Кортесов. Упрямые алфасиньяш продолжали называть его «Сан-Бенту» и не собирались изменять своей привычке только из-за того, что властям пришла фантазия переименовывать бывший монастырь.
Не прижилось и официальное «Дом Конгрессов» — так Сан-Бенту стали называть после падения монархии в 1911 году. Во времена Нового Государства, с 1933 по 1974 годы, он стал Дворцом Национального собрания. Кстати, это были годы, когда в зале заседаний не было правительственных скамей — потому что во время диктатуры правительство в парламенте не появлялось. После Революции Гвоздик дворец получил название «Ассамблея Республики» — так, собственно, он и называется в официальных источниках по сей день. Но для португальцев это здание было и остается просто Сан-Бенту.
Площадь дворца 75 тысяч квадратных метров. В его ста залах находится почти пять тысяч предметов искусства разных исторических эпох. На месте старого жилого корпуса монастыря Сан-Бенту сейчас находится библиотека, насчитывающая около 180 тысяч томов. В 1999 году был открыт новый корпус Ассамблеи Республики, построенный по проекту Фернанду Таворы и связанный с историческим дворцом крытым переходом. В 2002 году дворец был классифицирован как Национальный памятник.
Прогулка по дворцу
Начать прогулку стоит с так называемого Зала Монахов, расположенного на первом этаже, рядом с садами. Когда-то в этом помещении собирались для общей молитвы братья-бенедиктинцы, а теперь здесь находится центр приема граждан. Также здесь можно посмотреть видео об истории парламентаризма в Португалии.
Первое, что поражает в Сан-Бенту — грандиозная Рыцарская лестница, построенная в 1930-х годах. Она ведет на галерею, где находится восемь дверей, увенчанных скульптурами, которые представляют главные города Португалии: Лиссабон, Порто, Брагу, Визеу, Брагансу, Фару, Эвору и Каштелу-Бранку.
Обязательно посетите библиотеку. Здесь хранится первая Португальская Конституция 1822 года, подписанная королем Жуаном VI 1 октября 1822 г. Для своего времени эта конституция была одной из самых либеральных в мире.
Зал Ожидания ( Sala dos Passos Perdidos — буквально «Зал бессмысленных шагов»). Название этого зала — прекрасный пример того, с какой безжалостной иронией португальцы относятся к своей власти. Под арочным потолком этого зала граждане обычно ожидали встречи со своими депутатами: подать петицию, пожаловаться на проблему, высказать неудовольствие, в конце концов. Ждать приходилось долго, сидячих мест на всех не хватало, и, чтобы не стоять столбом, люди ходили туда-сюда. «Бессмысленными» эти шаги делал тот факт, что пожелания граждан депутаты исполняли редко и неохотно, так что чаще всего эти встречи и предшествующее им многочасовое ожидание были просто потерей времени. Сейчас этот зал стал местом встречи депутатов, членов правительства и журналистов.
Непременно обратите внимание на Бюст Республики — это скульптура, олицетворяющая Португальскую республику. В 1910 году Португалия решила перенять французскую традицию и создать зримый символ своей молодой демократии. Для этого был объявлен конкурс, в котором победила работа, созданная скульпторам Франсишку душ Сантушем (Francisco dos Santos). Именно она и выставлена в Ассамблее. Моделью для создания скульптуры была юная Ильда Пуга (Hilda Puga). Шестнадцатилетнюю Ильду «нашел» скульптор Симоэш ди Алмейда — на том конкурсе он занял второе место. Дочь богатого промышленника и горничной, Ильда к тому времени успела вместе с родителями пожить в амазонских джунглях, где ее отец, порвавший из-за мезальянса с семьей, пытался наладить бизнес. С бизнесом не получилось, семья вернулась в Португалию, и Ильде пришлось работать швеей. Однако позировать художникам она считала неприличным, и ди Алмейде пришлось договариваться с ее матерью. Та согласилась при условии, что на сеансах будет присутствовать кто-то из членов семьи, и Ильде не придется раздеваться. Впоследствии модель, чье лицо, между прочим, до 1970 года красовалось на всех монетах в 5 эшкудо, говорила, что скульпторы ее обманули: изобразили с голой шеей, тогда как она согласилась расстегнуть всего одну пуговицу на воротничке. Ильда пережила Первую республику и Новое государство и умерла в 1993 году в возрасте 101 года.
Тюрьма Бокаже. В Сан-Бенту осталось не так уж много помещений где сохранились следы старого бенедиктинского монастыря. Одно из них когда-то было тюрьмой, где сидел знаменитый португальский поэт Мануэл Мария Барбоза ду Бокаже. Он был арестован за неуважение к церкви и королю 17 февраля 1798 года, после того как попытался бежать на корвете «Авизу» в Бразилию.
Зал Сената. В наше время это сессионный зал парламента. В монастырский период являлся Залом Капитула, а в период конституционной монархии здесь была размещена Палата Пэров. Изначально был прямоугольным, после пожара в 1895 году был перестроен и приобрел форму амфитеатра.
Вифлеемские колокола. Страшный пожар 1895 года полностью опустошил дворец и уничтожил почти все, что осталось от старинного монастыря. Среди прочего, уцелели два колокола, которые сейчас выставлены в главном вестибюле.
Склеп Каштелу Родригу
В 2010 году, во время ремонтных работ, под основным корпусом дворца, где когда-то находилась часовня Святого Бенедикта, строители обнаружили верхние арки неизвестного ранее помещения. Впрочем, неизвестное — это не совсем точное слово. О том, что во дворце Сан-Бенту существует склеп маркизов Каштелу Родригу, построенный в первой половине 17 века, историки и археологи знали уже довольно давно. Впервые этот склеп был обнаружен еще в 1939 году, тогда же по личному приказу самого Салазара и засыпан щебнем. Все документы, которые могли бы дать подсказку, где находится склеп, были уничтожены. Говорят, этот склеп вызывал у Салазара суеверный ужас: якобы речь шла о каком-то проклятии, которое произнес перед смертью последний представитель этого могущественного когда-то рода. Итак, археологи знали, что склеп существует, но не знали, где именно во дворце его искать. И вот, едва взглянув на арки подземного сооружения, они вынесли вердикт: это и есть тот самый таинственный склеп.
Дворянский титул маркизов Каштелу Родригу был создан в 1600 году. Король Филипп III Испанский пожаловал им дворянина Дона Криштовау де Моура (D. Cristóvão de Moura) и назначил его вице-королем Португалии. Основатель рода Моура прославился еще во времена Афонсу Энрикеша — свой рыцарский титул и имя он получил за участие во взятии Моуры в Алентежу. Семья Моура владела большим количеством земель, а также поместьем Келуш под Лиссабоном и замком Каштелу Родригу. Их лиссабонская резиденция находилась до Великого землетрясения по соседству с Пасу Реал и считалась самым красивым дворцом после королевского. Но присяга испанской короне перечеркнула все достижения этого некогда великого рода. Неудивительно, что после восстановления независимости в 1640 году король Жуан IV Браганса выслал семью Каштелу Родригу из страны, приказал конфисковать все их имущество и предать забвению само их имя. Потому и был без сожаления засыпан камнем только что построенный семейный склеп Катшелу Родригу — короля не остановило даже то, что над его украшением работал великий Франческо Борромини.
Сейчас склеп, которому так и не довелось стать фамильной усыпальницей Каштелу Родригу, реставрируют. О точных сроках окончания работ пока не говорят, однако уже понятно, что он может стать одним из сокровищ не только португальской, но и мировой архитектуры.
Сад Сан-Бенту
Задний фасад главного здания выходит в Сад Сан-Бенту (Jardim de São Bento). До недавнего времени попасть на эти два гектара, что когда-то принадлежали монастырю, было невозможно: скромный особняк в саду — ни больше ни меньше как резиденция премьер-министра Португалии. В 2016 году премьер-министр Антониу Кошта открыл его для широкой публики: таким образом он хотел подчеркнуть, что принцип «В Лиссабоне не должно быть территорий, закрытых для жителей города», которого он придерживался в бытность мэром столицы, все еще имеет для него значение. Правда, погулять в саду Сан-Бенту можно лишь по воскресеньям — если, конечно, вы не премьер-министр.
Сама резиденция место тоже в своем роде историческое. Этот особняк, построенный в 1877 году Жоакимом Машаду Кайрешом (Joaquim Machado Cayres), был экспроприирован Новым государством в 1937 году для официальной резиденции Президента Национального Совета Антониу Салазара. Легенда гласит, что именно в этом здании в 1968 году стареющий диктатор упал со стула — и больше уже никогда не появлялся на публике. После 25 апреля 1974 года особняк и сад претерпели некоторые изменения и приобрели современный облик.
Пройдя мимо резиденции, вы попадете в первую часть сада со скамейками, беседкой и фонтанами в виде рыб. Дальше по тенистым аллеям, мимо мраморной статуи Медитации (Леопольдо де Алмейда, 1939) и монумента в честь 25 апреля (Жузе Педру Крофт, 2004), выполненного из чугуна и полированной стали, вы дойдете до лестницы ведущей к Внутренним садам дворца Сан-Бенту.
Это французский регулярный сад, спроектированный Криштину да Силвой (Cristino da Silva).
Видеофильм о дворце Сан-Бенту на португальском языке
Интересное
К дворцу Сан-Бенту примыкала одноименная арка, возведенная в 17 века во время строительства акведука «Свободные воды». Арка являлась частью старой водопроводной системы. в 1937 году она была разобрана и перенесена на площадь Испании.
Арка Сан-Бенту Демонтаж арки в 1937 Арка Сан-Бенту на площади Испании