Беленский дворец (Palácio de Belem): тайны тихого дома, где живет португальская власть

Белен и Алкантара Дворцы Лиссабона Музеи и дворцы Что посмотреть в Лиссабоне?

Беленский Дворец (Palácio de Belem)  или Национальный дворец Белен (Palácio Nacional de Belém) — это здание с удивительной судьбой, которое с момента основания, кажется, только и делало, что переходило из одних богатых рук в другие, оставаясь при этом удивительным островком спокойствия в бурно развивающемся Лиссабоне. Сменяли друг друга королевские династии, строился и рушился город, империя переживала взлеты и падения — и только Беленский дворец жил своей параллельной жизнью, оставаясь неуязвимым для времени и перемен. В известном смысле его можно, пожалуй, назвать «оком тайфуна» — небольшим островком спокойствия в центре государственных бурь и одновременно причиной их появления. В силу каких-то обстоятельств этот скромный дворец, который по части удобства, роскоши и расположения значительно уступает другим португальским постройкам этого рода, был и остается средоточием государственной власти. 

Беленский дворец: Карта — Как добраться — Часы работы

Praça Afonso de Albuquerque, Belém

Городские автобусы из центра: 727, 28, 729, 714 и 751
Трамвай из центра: 15
Пригородный поезд от станции Кайш Содре: станция Белен

Музей работает со вторника по воскресенье – с 10.00 до 18.30 (последний вход в 17.30). Экскурсия по дворцу – только по субботам  – с 10.30 до 16.30
Выходной: понедельник и 1 января, пасхальное воскресенье, 1 мая и 25 декабря.

Билеты: Музей – 2,5 евро; Дворец – 5 евро/ По воскресеньям и праздникам до 13.00 вход в музей бесплатный

Palácio Nacional de Belém находится в историческом районе Белен, неподалеку от монастыря Жеронимуш. Фасад дворца обращен к Тежу и выходит на площадь Афонсу де Альбукерке (Praça Afonso de Albuquerque). Дворцовый ансамбль в стиле барокко и маньеризма представляет собой архитектурную группу из пяти соединенных между собой зданий. Восточный фасад здания выходит на Pátio das Damas (Женский дворик), за которым на углу улицы Calçada da Ajuda находится еще одно здание — Picadeiro Real (Королевская школа верховой езды), ныне Музей Карет. Западный фасад обращен к Pátio dos Bichos (Дворик животных), за ним находится Павильон Аррабида (Arrábida) и Каскадные Сады (Jardim da Cascata). На юге расположен Большой сад (Jardim Grande), который заканчивается мирадором.

Первая известная постройка появилась здесь в середине XV века и в документах того времени значилась как Quinta do Outeiro das Vinhas — Усадьба «Виноградный холм». «Осваивать» отдаленный, но стратегически и идеологически важный район Белен начал король Мануэл I, прозванный Venturoso, Удачливый. Здесь, в устье Тежу, было, можно сказать, его «место силы», источник его удачливости и могущества Португалии, ведь именно отсюда уходили за новыми землями и их богатствами португальские каравеллы эпохи Великих Географических Открытий.

Беленский дворец на берегу Тежу

Неудивительно, что за очень короткий срок несколько рыбацких деревень усилиями короля и целой армии приглашенных им архитекторов превратились в процветающий городок, где хотел иметь загородный дом каждый португальский вельможа — близость к королю во все времена ценилась очень дорого. Quinta do Outeiro das Vinhas была лакомым куском беленской недвижимости, однако досталась она Ордену Святого Иеронима: в 1498 году Мануэл I подарил ее Ордену как часть земель будущего монастыря Жеронимуш.

Менее чем через сто лет землю с полуразрушенными постройками удалось купить человеку, который вошел в историю как Мануэл Португальский (Manuel de Portugal): поэт, философ, дипломат, сын первого графа Вимиозу. Впрочем, литература была для него чем-то вроде изысканного хобби — хотя Камоэнс, с которым Мануэл состоял в приятельских отношениях, высоко ценил его поэтические опыты. Делом своей жизни он, как и его предки, считал службу королям Ависской династии, ведь именно они в 1520 году учредили титул графов Вимиозу. Это была благодарность и преданность, освященная временем: Вимиозу были связаны близким кровным родством с коннетаблем Нуну Алварешем Перрейрой, которому Ависская династия была  обязана своей короной. Ничего удивительного, что Мануэл пользовался особой милостью сначала Жуана III, а затем и печально известного короля Себастьяна I.

Беленский дворец и монастырь Жеронимуш

Итак, в 1559 году граф Мануэл получил преимущественное право выкупа на незастроенный участок в Белене, купил его и  построил небольшой дворец с парком. До деформации русла Тежу, которая привела, в частности, к тому, что Torre de Belem «вышла» на сушу, было далеко, и новый дворец задумывался как пасторальный домик прямо на берегу реки. Предполагалось, что здесь граф-поэт поселится, когда выйдет в отставку и сможет посвятить себя литературному труду. Но судьба, а вернее, политика, распорядились иначе.

Quinta de Belem, как называл ее новый владелец, не удержалась в руках семейства Вимиозу по той же причине, по которой в ней и оказалась: из благородства и преданности. После гибели юного короля Себастьяна в Северной Африке разгорелась борьба за португальский престол, которая привела к объединению Португалии и Испании под властью испанского короля Филиппа II и фактической утрате государственной независимости. Мануэл де Вимиозу был одним из тех немногих аристократов, кто до самого конца сопротивлялся испанскому владычеству — несмотря на то, что Филипп II предлагал ему сохранение всех титулов и собственности в обмен на лояльность. За свою преданность Ависской династии Мануэл заплатил изгнанием и потерей земель и дворцов. Так Quinta de Belem перешла в руки менее принципиальных графов Авейраш (Conde de Aveiras).

На протяжении следующих 60 лет, известных как Эпоха Трех Филиппов, Белен постепенно утрачивал свое сакральное значение. Приходил в упадок Лиссабон, который для испанских королей был не более чем провинцией, а вместе с ним и наследие Ависской династии. Под властью Испании Португалия теряла свое колониальное могущество — почуяв слабость страны, Англия, Голландия и Франция вытеснили ее из мировой торговли. Некогда великолепные дворцы португальской знати приходили в упадок, и Беленский дворец избежал этой участи только благодаря монахам из монастыря Аррабиды, которые, поселившись в одном из помещений усадьбы, заботились и о постройках, и о прилегающей территории. В память об этих монахах один из корпусов дворца и сейчас носит название «Аррабида» — именно там сейчас располагается резиденция президента республики.

В 1726 году усадьба была приобретена королем Жуаном V за 200 000 крузадо. Покупка более чем объяснимая, учитывая, что Жуана за его религиозность прозвали «король монахов»: Quinta de Belem была уединенной, находилась рядом с монастырем Жеронимуш и не требовала дорогостоящего ремонта. Превращенная в летнюю загородную резиденцию, она отвечала всем требованиям короля. Впрочем, бывал он там нечасто. А вот его потомок Жозе I проводил в Беленском дворце немало времени, поскольку его жена Марианна Виктория Испанская, первая из португальских королев, по-настоящему оценила всю прелесть этого тихого места. Любительница верховой езды и охоты, Марианна настояла на поездке в Белен и в конце октября 1755 года. И никто тогда не мог знать, что эта настойчивость спасет жизнь не только ее, но также короля, их четверых детей и в конечном итоге всю династию Браганса. 

1 ноября 1755 года Великое Лиссабонское Землетрясение разрушило город и нанесло сокрушительный удар по империи. Одной из немногих удач того ужасного дня можно считать тот факт, что король с семьей и самыми приближенными был  в Белене, а не во дворце Рибейра на Террейру ду Пасу, который превратился в руины за считанные минуты. Лишись государство короля, к последствиям катастрофы добавилась бы борьба за власть. 

Беленский дворец пострадал незначительно, и именно туда приехал маркиз Помбал, чтобы обсудить с королем первоочередные шаги по устранению последствий стихийного бедствия. Но Жозе I, к тому времени своими глазами увидевший разрушенный город, пребывал  в панике.  У него случился сильнейший приступ клаустрофобии, он отказывался войти в любое из помещений дворца и потребовал, чтобы для него, семьи и придворных разбили палатки в парке. Эта клаустрофобия останется с ним до конца жизни. Будучи человеком практичным, маркиз Помбал не стал отговаривать короля, а капитальные строения дворца предложил использовать как госпиталь для пострадавших, количество которых исчислялось сотнями тысяч.

С тех пор за Беленским дворцом закрепилась репутация «счастливого, благословенного» места. Спустя некоторое время он был отремонтирован и получил статус официальной резиденции португальских королей:  Casa Real de Campo de Belém — Королевский загородный дворец в Белене.

[the_ad id=»8643″]

На протяжении следующих десятилетий короли заботились о своем доме. В 1787 году на месте бывшей конной арены итальянским архитектором Джакомо Аццолини (Giacomo Azzolini) был построен крытый манеж для верховой езды — сейчас в нем  находится знаменитый Музей карет. Дворцовый парк содержался в идеальном состоянии. Резиденция наполнялась дорогой мебелью, редкими книгами и произведениями искусства. Все это, включая также посуду и постельное белье, было собрано и погружено на корабли, которые в 1807 году буквально за одну ночь оставили Португалию без короля и вообще какой-либо внятной власти: опасаясь французской интервенции, двор в полном составе уплыл в Бразилию. Считается, что свою последнюю ночь на португальской земле будущий Педру I, император Бразилии, провел в Беленском дворце. 

До 1839 года о Беленском дворце особенно не вспоминали. Буржуазная революция, объявление независимости Бразилии, принятие первой португальской конституции и даже мигелистские войны пронеслись мимо, не нанеся дворцовому комплексу существенного урона. Королева Мария II, получившая трон в результате отречения своего отца Педру IV, вернула традицию загородного отдыха в Беленском дворце. А на время ремонта резиденции Несессидадеш (Palácio das Necessidades) он стал для королевской семьи полноценным домом. Королева Мария любила его и передала эту любовь своим детям. 

Увы, потому-то в конце 1861 года  Беленский дворец стал свидетелем трагедии в королевской семье: в его стенах скончались дети Марии — девятнадцатилетний инфант Жуан и пятнадцатилетний инфант Фернанду. Они умерли вслед за королем Педру V, и обстоятельства этих смертей до сих пор доподлинно неизвестны. Существуют версии, что принцы погибли от холеры, от брюшного тифа и от яда. Как бы там ни было, королевская семья покинула Беленский дворец. 

Однако дурная слава закрепилась за ним всего на несколько лет. В 1886 году после свадьбы с принцессой Амелией Орлеанской будущий король Карлуш I распорядился отремонтировать дворец и спустя три года, после коронации, сделал его своей основной резиденцией. Однако в 1904 году Карлуш и Амелия приняли решение передать Беленский дворец министерству иностранных дел: согласно указу от 4 сентября 1904 года здесь отныне следовало размещать глав государств, принцев и представителей иностранных миссий, которые приезжали в Лиссабон с официальным визитом.

В 1905 году по инициативе королевы Амелии в манеже для верховой езды был открыт Музей Карет. Несмотря на то, что дворец перестал быть для Амелии и Карлуша домом, они не переставали о нем заботиться. Карлуш I был трогательно привязан к месту, которое помнило его лучшие годы и начало семейной жизни с Амелией. Именно ему было суждено стать последним португальским монархом, жившим в Беленском дворце. 1 февраля 1908 года Карлуш I и его старший сын герцог Луиш Филипе были убиты на Площади Коммерции террористами-республиканцами. Королеве Амелии, которая отбивалась от нападавших букетом цветов, удалось спастись самой и спасти младшего сына Мануэла. Но спасти монархию шансов не было, и в 1910 году королевство Португалия прекратило свое существование. 

И об этом король Мануэл II, занявший трон после Португальского цареубийства, тоже узнал в Беленском дворце:  2 октября 1910 года во время приема президента Бразилии Марешала Гермеса да Фонсеки королю доложили о том, что началась революция, которая через несколько дней отнимет у него корону.

В 1912 году, уже после провозглашения республики, дворец Белен был назначен официальной резиденцией президента. Однако согласно Закону о привилегиях за проживание во дворце президентам Первой республики пришлось платить —  100 000 реалов ежемесячно. Закон об аренде был отменен в 1928 году с приходом к власти Антониу Салазара. В эпоху Нового государства (Estado Novo) Дворец Белен перестал быть местом важных политических событий, однако сохранил свою историческую роль.

Не случайно после Революции гвоздик 1974 года именно там был  создан Совет национального спасения. А с утверждением нынешней конституции в 1976 году дворец снова получил статус официальной резиденции главы государства. Правда, как жилище его использовал только Рамалью Эанеш (Ramalho Eanes), который проживал там в период с 1976 по 1986 годы. Все прочие главы государства, включая нынешнего, прибывали в Беленский дворец только для работы.

В 2004 году здесь был открыт Музей Президентства Республики (Museu da Presidência da República), который можно посетить.

Беленский дворец, будучи сейчас в большей степени музеем, чем административным центром государственной власти, все-таки имеет свое символическое значение. После принесения присяги во дворце Сао Бенту и возложения венков к могилам Камоэнса и Васко да Гамы в монастыре Жеронимуш каждый новый президент Португалии торжественно входит в Беленский дворец на правах главы государства: это обязательный пункт инаугурационных торжеств на протяжении уже многих десятилетий. А еще это чуть ли не единственная возможность для вновь избранного президента немного перевести дух: именно в Беленском дворце проходит самое неформальное мероприятие этого дня — торжественный обед для нового главы государства и тех, с кем ему предстоит работать следующие пять лет.

Фотопрогулка по дворцу:

Тэги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *