Монастырь Жеронимуш или Санта-Мария-де-Белен (монастырь Ордена Святого Иеронима) построен в 16 веке. Строительство монастыря длилось почти 100 лет и в нем принимали участие лучшие архитекторы того времени — Диогу де Бойтака (Diogo de Boitaca), Жуан де Каштилью (João de Castilho), Диого де Торралва (Diogo de Torralva) и Жеронимо де Руан (Jerónimo de Ruão ). Главная причина его строительства это Великие географические открытия: Жеронимуш должен был стать символом могущества Португалии и воплощенной в камне великой благодарностью Небу – за покровительство в открытии новых земель.
Прогулка по монастырю здесь
1452 год
Генрих Мореплаватель приказал построить в Рештелу на месте будущего монастыря часовню Санта-Мария-де-Белен. В то время Рештелу, расположенный рядом с Лиссабоном в месте где Тежу впадает в океан превратился из маленькой деревни в важный морской порт и торговый центр, откуда отправлялись морские экспедиции, снаряженные под руководством Генриха Мореплавателя для исследования Атлантики и поиска пути в Индию. В этой часовне молились перед новыми морскими походами великие мореплаватели -Педру Алвариш Кабрал (Pedro Álvares Cabral) , Васко да Гама (Vasco da Gama) и многие другие
1496 год
Король Мануэл I попросил у Святого Престола разрешение на строительство на месте старой часовни большого монастыря
6 января 1501 или 1502 года
После завершения успешной экспедиции Васко да Гама в Индию король Мануэл приказал начать строительные работы. Строительство финансировалось за счет Vintena da Pimenta, 5-процентного налога на торговлю с Африкой и Азией, что в то время было равно 70 килограммам (150 фунтов) золота в год. С притоком таких богатств, строители и архитекторы были практически не ограничены в ресурсах, для осуществления своих самых новых и дорогих идей. Руководить работами назначен королевский строитель Диогу де Бойтака, один из основателей стиля мануэлино, который определил планировку церкви и монастыря.
1513 год
Мануэл I приобрел больше земли под застройку и приказал значительно расширить план строительства.
2 января 1517 года
После отъезда Диогу де Бойтака на строительство монастыря в Баталье, руководить дальнейшими работами назначен Жуан де Каштилью, родом из Кантабрии. Именно он внес самый большой вклад в архитектурный облик знаменитого монастыря. Под его руководством были проведены работы по отделке первого этажа и строительству второго, возведены своды нефов и трансепта, а так же построен великолепный южный портал. Жуан де Каштильо привнес в архитектуру строений позднеготического мануэлино элементы испанского стиля платереско.
1518 год
Мануэл I в своем завещании приказал превратить монастырь после его смерти в пантеон ависской династии. До этого королей хоронили в монастыре Сан-Висенте.
1521 год
Умер король Мануэл I, а так как строительство еще не было завершено, он был временно захоронен в часовне Святого Иеронима в Рештелу, рядом с монастырем. Новый король Жуан III продолжил работы.
1530 год
Жуан де Каштилью, получив новые подряды, отказался от должности главного архитектора монастырского комплекса.
1540-е гг.
Десять лет спустя Диогу де Торралва приступил к выполнению обязанностей главного архитектора. В течение 11 лет под его руководством выполнялись различные отделочные работы на уже существующих постройках, в том числе был построен Высокий Хор и переоборудован алтарь для захоронения останков короля Мануэла I в 1551 году.
1563 год
Жеронимо де Руан стал новым главным архитектором и продолжил работы до даты своей смерти в 1601 году.
1580 год
Строительство было практически прекращено после потери Португалией независимости. Почти все доходы испанская корона пускала в это время на строительство Эскориала.
16 июля 1604 года
Филипп Испанский сделал монастырь королевским погребальным памятником, запретив вход в здание всем, кроме членов королевской семьи и монахов- иеронимитов.
1625 год
По проекту королевского архитектора Феодосиу де Фриаса (Teodósio de Frias) Диогу Важ (Diogo Vaz) построил вход в Зал Королей.
1640 год
Была построена монастырская библиотека по заказу настоятеля монастыря Бенту де Сикейры (Frei Bento de Siqueira). После восстановления португальской монархии монастырь приобрел значение королевского пантеона. Четверо из восьми детей Жуана IV были похоронены здесь, в том числе Король Афонсо VI (1643-1683) и Катарина де Браганса (королева Англии, Ирландии и Шотландии, 1638-1705). 29 сентября 1855 года останки Афонсу VI и его трех братьев и сестер были перенесены в пантеон Дома Браганса в монастыре Сан-Висенте-де-Фора в Лиссабоне.
1682 год
Педро II приказал перезахоронить в монастыре останки Себастьяна I и Энрике Португальского, последних королей ависской династии. Для погребения были заказаны гробницы работы Матеуша де Коуту (Mateus do Couto). По поводу останков короля Себастьяна до сих пор идут споры об их принадлежности.
1755 год
Монастырь пережил Великое землетрясение, получив небольшие повреждения. В монастыре рухнула центральная часть верхнего хора, которую быстро восстановили.
28 декабря 1833 года
По королевскому указу прошла секуляризация. Монастырь был передан благотворительному обществу Real Casa Pia de Lisboa. Церковь Санта-Мария де Белем стала приходской церковью. К сожалению, значительная часть ценностей была утрачена.
1860 год
Начались работы по перестройке и реконструкции монастыря по проекту архитектора Рафаэля Сильвы и Кастро (Rafael Silva e Castro). Был снесен монастырский пруд, стены галерей и монастырской кухни. В это же время архитектор Колсон (J. Colson) составил три проекта реконструкции монастыря, которые не были утверждены. В данных проектах впервые были представлены элементы нео-мануэлино.
1863 — 65 гг.
Архитектор Валентин Жузе Коррейа (Valentim José Correia) приступает к работам в монастыре. В это время был перестроен верхний этаж жилого корпуса и окна в стиле нео-мануэлино. Коррейю на его посту сменил Сэмюэль Баррет (Samuel Barret), который построил башни в западном конце жилого корпуса.
1867-78 гг.
В 1867 году к работе приступили архитекторы Рамбуа и Чинатти (Rambois e Cinatti), известные по строительству лиссабонского оперного театра Сан-Карлуш. Они полностью реконструировали фасад церкви, придав памятнику современный вид. В это время был разрушен Зал Королей и встроенные башни в восточной части жилого корпуса, добавлено окно розы в верхнем хоре, а старая пирамидальная крыша колокольни заменена куполом. К сожалению, такие массовые изменения привели к обрушению в 1878 году центральной части жилого корпуса монастыря.
1884 год
Инженер Раймундо Валладас (Raymundo Valladas) взял на себя руководство реставрационными работами. Ему пришлось практически заново построить жилой корпус монастыря и восстановить все пострадавшие от обрушения детали.
1888 год
В монастыре захоронен писатель Алешандро Эркулану (Alexandre Herculano), гробница была изготовлена по проекту Эдуарду Аугушту да Силва (Eduardo Augusto da Silva).
1894 год
Принято решение завершить восстановительные работы к празднованию 400-летия открытия пути в Индию Васко да Гамой, которое было торжественно отмечено в 1898 году. В этом же году в монастырь были перенесены и захоронены останки Васку да Гамы и Луиша де Камоэнса. Гробницы изготовлены скульптором Кошта Мота (Costa Mota). В следующем году в монастыре был похоронен поэт Жуау де Деуш (João de Deus). С тех пор монастырь служит местом захоронения выдающихся литературных и политических деятелей Португалии: Альмейда Гаррет (Almeida Garret) — 1902 год, Сидониу Пайш (Sidónio Pais) — 1918 год, Герра Жункейру (Guerra Junqueiro) — 1923 год и Теофилу Брага (Teófilo Braga) — 1924 год.
1898 год
Монастырь стал местом торжественного празднования 400-летия открытия пути в Индию.
1903 год
В западном крыле монастыря размещен Португальский этнологический музей (Museu Etnológico Português), который в дальнейшем стал называться Национальным археологическим музеем (Museu Nacional de Arqueologia).
1907 год
Монастырь признан национальным памятником.
1962 год
В западном крыле монастыря открыт Морской музей, а рядом построен планетарий им. Галуста Гюльбенкяна (Calouste Gulbenkian).
1983 год
Монастырь был весен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
1985 год
В здании монастыря произошла церемония подписания договора о членстве Португалии в ЕЭС.
Монастырь Жеронимуш: какие тайны истории скрывают его стены?
Монастырь Жеронимуш был построен меньше чем за сто лет – для сооружения такого грандиозного размаха это не срок. Принято считать, что главная причина его строительства это Великие географические открытия: Жеронимуш должен был стать символом могущества Португалии и воплощенной в камне великой благодарностью Небу – за покровительство в открытии новых земель.