Хронология истории Португалии. Свевское и вестготское королевства

История Португалии

На главном снимке иллюстрация Ангуса МакБрайда — Битва римского всадника со свевскими воинами.

Хронология истории Португалии. Римский период

Во время великого переселения народов на территорию Иберии вторглись германские племена из Центральной Европы. Сначала аланы (alanos — здесь и далее порт.), вандалы (vândalos) и свевы (suevos) вошли на полуостров. Хотя пришельцы были в меньшинстве, они благодаря своей воинственности и дезорганизованности Рима довольно быстро захватили власть на территории Пиренеев. Свевам удалось создать на севере Португалии и в Галисии государство со столицей в Браге. Годами позже вестготы (visigodos) изгнали сначала алан и вандалов, а затем разгромили свевов и объединили полуостров под своей властью.


ВТОРЖЕНИЕ

Расселение варваров в Испании

409 год

Осенью 409 года вандалы, аланы и свевы буквально ворвались в Испанию. Вандалов-асдингов вел король Гундерих (Gunderico), вандалов-силингов — король Фридубальд (Fredebaldo), аланов возглавлял вождь Респендиал (Respendial), а свевов — король Хермерих (Hermerico). Вторжение носило разрушительный характер. Рим занятый войной с вестготами короля Алариха I (Alarico), не мог организовать какое-либо централизованное сопротивление. Они убивали и опустошали все вдоль и поперек, поджигали города и отбирали у населения продовольственные запасы. Олимпиодор (Olimpiodoro) и Исидор Севильский (Isidoro de Sevilha) рассказывают о случаях людоедства среди защитников осаждённых городов.

411 год

Варварам удалось захватить большую часть Испании. Западноримский иператор Флавий Гонорий Август был вынужден заключить с ними договор, сохранив под своей властью лишь Тарраконскую Испанию (Hispânia Tarraconense), прилегающую к Пиренеям. Вандалы-асдинги расселились в Восточной Галлеции (Galécia). Рядом с ними разместились свевы и сделали своей столицей Бракару (Брага). Вандалы-силинги заняли Бетику (Hispânia Bética), а аланы Лузитанию (Lusitânia), где стал править царь Аддак (Átax) и Карфагенскую Испанию (Hispânia Cartaginense) с Распендиалом во главе. На основании того, что аланы получили больше территорий, чем вандалы и свевы, существует мнение, что они могли доминировать в этом союзе.
Независимость сохраняли только крупные и хорошо укрепленные населенные пункты — кастеллы.
Кастеллы были укрепленными поселениями, распространенными преимущественно в Галлеции. До римского завоевания и в первое время после него они представляли собой, по существу, родовые поселки местных кельтских племен. После того как император Веспасиан в 73-74 гг. распространил на всех латинское гражданство, кастеллы как самостоятельные единицы стали исчезать. Они возродились в нестабильную эпоху поздней античности и играли значительную роль в сопротивлении варварам. Последние не любили и даже боялись городов и укрепленных поселков и старались в них не селиться. Поэтому и после варварского завоевания население городов и кастеллов оставалось римским.
После разделения земель, варвары по свидетельству Павла Орозия (Paulo Orósio), историк и христианский теолог V века): «сменили мечи на плуги и к остальным римлянам благоволили как к друзьям и союзникам, так как находились среди них некоторые римляне, которые предпочитали бедную свободу среди варваров податным тяготам среди римлян«.
При этом варвары продолжали грабительские нападения на местное население.

414 год

Павел Орозий отправляется из Браги (Бракара) в Гиппон (Северная Африка) к Августину Блаженному. Целью его поездки является выяснение у «учителя церкви» спорных моментов касающихся учения испанского ересиарха Присциллиана, которые Орозий сформулировал в первом известном своем труде «Наставление относительно заблуждения присциллиан и оригенистов» (лат. Commonitorium de errore Priscillianistarum et Origenistarum).

415 год

Под предводительством короля Валии (Vália) вестготы пересекли Иберию и вышли к Геркулесовым Столбам (Гибралтар). Валия, пришел к власти после убийства короля Атаульфа (Ataúlfo — порт.), обвиненного соплеменниками в излишней преданности Риму. Он стремился осуществить замысел первого вестготского короля Алариха I, который после взятия Рима хотел переправиться в Северную Африку. Там Аларих надеялся найти страну для мирного проживания своего народа, но осуществить этот замысел помешала буря в Мессианском заливе, уничтожившая почти все корабли и часть племени. В Гибралтаре вестготы снова погрузились на корабли, но начался серьёзный шторм. Валия решил не искушать судьбу, и остался в Испании.

416 год

Вследствие недостатка провианта Валии пришлось пойти на переговоры с императором Гонорием, который опасался, что вестготы нарушат союз заключённый Атаульфом. В обмен на 600 000 кентинариев (19 620 тонн) хлеба, Валия вернул сестру императора Галлу Плацидию, вдову Атаульфа и пообещал воевать на стороне Рима. Полученного хлеба хватило бы на пропитание 20 000 воинов с их семьями в течение года. Исидор Севильский характеризует Валию так: «Он был избран готами, чтобы вести войну, но направлен божественным провидением к миру«.


Взятие Рима Аларихом I в 410 году н.э.

416-417 гг.

Исполняя договор вестготы Валии разгромили и уничтожили вандалов-силингов в Бетике. Их король Фридубальд обманом был взят в плен и отправлен в Рим. Аланы Лузитании, были практически истреблены. Царь аланов, Аддак, пал в сражении около современного Кадиса. Немногочисленные остатки аланов и силингов бежали в Галлецию, где признали над собой власть короля вандалов-асдингов Гундериха.

418 год

Неизвестно по какой причине вестготы пощадили свевов и асдингов. Возможно Валия просто не хотел продолжать вести войну без выгоды для своего племени.
«Мы между собою сражаемся, мы гибнем, а победа достаётся тебе«, — писал он императору Гонорию, извещая его о своих победах над вандалами и аланами.
Рим отозвал вестготов назад в Галлию, а в качестве признания заслуг император выделил вестготам территорию от предгорий Пиренеев на юге до Луары на севере. Здесь Валия основал первое вестготское королевство, получившее название Тулузского.

419 год

После ухода вестготов между свевами и вандалами начался конфликт. Вандалы под предводительством Гундериха осадили свевов в Нербасских горах. Местонахождение этих гор не выяснено. Вероятно эта горная гряда была расположена недалеко от Браги, которую свевы считали своей столицей.

420 год

На помощь свевам пришли римские войска, возглавляемые Астурием, комитом испанских провинций. Вандалов вынудили снять осаду свевов. Асдинги по словам хрониста Идация (Idácio de Chaves) «совершив немалые убийства в Бракаре при своем уходе, покинули Галлецию и переселились в Бетику»

422 год

Вестготы под руководством короля Теодориха I (Teodorico — порт.) присоединились к походу римского полководца Кастина против вандалов Гундериха в Бетике. В решающей битве, когда победа римлян была близка, вестготы ударили союзников в тыл и спасли вандалов от поражения. Это было не первое выступление Теодориха против союзных римлян, но никаких последствий эта измена не имела.

423 год

После совместной победы над римлянами, Теодорих обручил одну из своих дочерей с Хунерихом (Hunerico — порт.) сыном будущего короля вандалов Гейзериха (Genserico), брата Гундериха. Но союз против Рима с вандалами так и не сложился.

427 год

Идаций (Idácio de Chaves), становится епископом Агва Флавии (Águas Flávias, ныне — Шавеш).
Написанная им «Хроника» («Chronicon») охватывает период от 379 до 469 года. «Хроника» Идация стала первым приложением к мировой «Хронике» Иеронима и практически единственным источником о событиях V века на Пиренеях.

428 год

После захвата Гиспалиса (Севилья) умирает король вандалов и аланов Гундерих. Исидор Севильский повествует, что Гундерих разрушил базилику Св. Викентия в Гиспалисе, в результате чего «Божьим повелением был на рыночной площади настигнут дьяволом и пал мёртвым«. Эту версию подтверждает Идаций — «Когда Гундерих, король вандалов, захватив Гиспалис, нечестиво возгордившись, наложил руку на церковь этого города, он, пораженный Божиим знаком, погиб».

429 год

Вандалы и аланы покидают Пиренеи. Ведомые новым королем Гейзерихом они переправляются в Северную Африку, где впоследствии основывают свое королевство. Хотя вандалы недолго пробыли в Бетике эту территорию стали называть Вандалусией, откуда и произошло современное название этой провинции — Андалусия.


РАССВЕТ КОРОЛЕВСТВА СВЕВОВ

Королевство Свевов в V веке н.э.

430 год

После ухода вандалов народ Галлеции по свидетельству Идация «убил часть свевов, а часть их захватил». Свевский король Хермерих в ответ разграбил центральную часть Галлеции, и после возвращения пленных заключил мир. Свевы остались единственной значительной военной силой на полуострове. Под их контроль попала вся территория современной Португалии и Галисии.

431 год

Свевы нарушают мир и начинают грабить галлеков (местное население Галлеции). Епископ Идаций отправляется в Равенну к Флавию Аэцию, самому влиятельному римскому полководцу, будущему победителю Атиллы. Он просит его вразумить свевов и остановить нападения.

432 год

После победы над франками в Галлии Аэций послал к свевам комита Цензория. Король Хермерих при посредничестве епископа Идация, заключает мир и на короткое время прекращает терроризировать романское население провинции.

437 год

Цензорий снова отправляется послом к свевам. Хермерих вновь подтверждает мир с римлянами, но при этом продолжил набеги.

438 год

Из-за тяжелой болезни Хермерих назначает королём-соправителем своего сына Рехилу (Réquila). Сразу же по вступлении на престол, Рехила предпринимает поход в Бетику и в начале марта у реки Сингиллион (приток Гвадалквивира) побеждает Андевота и захватывает у него много золота и серебра.


Расширение свевского королевства

439 год

Рехила захватывает Эмериту (Мериду) и практически делает её своей резиденцией.

440 год

Город Мартила (ныне Мертола в Алентежу) сдается свевам после осады (единственный известный из исторических источников эпизод успешной осады в истории свевов). Руководивший обороной римлян комит Цензорий захвачен и объявлен Рехилой почетным пленником. При этом как отмечает Идаций, в это время свевы и римляне находились в состоянии мира.

441 год

Свевы занимают Севилью, а затем, согласно Идацию всю провинцию Бетика и даже Карфагенскую Испанию. В этом же году умирает король Химерих и Рехила становится единоличным лидером. Все римские силы в этот период отвлечены на умиротворение багаудов в Таррагонской Испании. (Багауды — антиримское, народно-освободительное движение, охватившее северо-западную Галлию, а потом и северо-восточную Испанию).

446 год

Только через пять лет римский полководец Вит, заручившись поддержкой вестготов предпринимает поход против свевов. Битва состоявшаяся на территории Карфагенской Испании закончивается поражением римлян, и на некоторое время свевы становятся полноправными правителями большей части Пиренейского полуострова. Так Идаций описывает победу свевов — «Когда же подошли свевы во главе со своим королем, то он (Вит) был ими побежден в бою, когда готы, помогавшие ему ради грабежа, охваченные постыдным страхом, бежали. А свевы потом вернулись из этих провинций с большой добычей».

448 год

Рехила умирает в своей резиденции в Мериде. Свевский трон занимает его сын Рехиарий (Requiário I). Сила свевов при Рехиле достигает своей высшей точки, но не совсем ясно, можно ли говорить о том, что они твёрдо овладели захваченными землями.


Свевы на Пиренейском полуострове

449 год

Рехиарий установает modus vivendi с подчинённым ему римским населением Галлеции. Возможно ему удается это, так как в отличие от предшественников, исповедовавших арианство, он был ортодоксальным христианином, как и романское население полуострова. В отличие от деда и отца он прекращает грабить города Галлеции и Лузитании и относиться к местному населению как к своим подданным. При этом он продолжает совершать набеги на соседние римские провинции Бетику и Тарраконскую Испанию. 
Ядром государства свевов становится территория между реками Дору и Минью со столицей в Бракаре (ныне Брага). Рехиарий намного опережает других королей-варваров. Он первым чеканит монеты от своего имени, тем самым подчеркивая свою независимость от Рима. 
В том же году Рехиарий заключает союз с королем вестготов Теодорихом и женится на его дочери. Свадьба проиходит в Тулузе. В феврале Рехиарий грабит Васконию (Страна Басков), а в июле по пути из Тулузы хитростью захватывает Илериду (ныне Лерида) в Тарраконской Испании. Также Рехиарий поддерживает багаудов в их борьбе против Рима.

452 год

Согласно «Хроники» Идация «В Галлеции было жестокое землетрясение, и на небе появились многие знаки. В апреле после заката солнца с севера часть неба стала красной, наподобие огня или крови, и было прочерчено линиями, похожими на искаженные яркие копья».

453 год

Император Валентиниан III направляет к свевам посольство с участием комитов Мансуэта и Фронтона. Неизвестно, увенчалось ли оно успехом.

454 год

Новое посольство во главе с Юстинианом достигает успеха и Рим заключает новое соглашение со свевами. В результате свевы возвращают римлянам Карфагенскую Испанию и отказываются от притязаний на Тарраконскую. Взамен Рим признает власть свевского короля над Галлецией и Лузитанией. Бетика, скорее всего остается областью свевских грабежей.

455 год

В Римской империи происходят важные изменения. Аэций, император Валентиниан III, и новый император Петроний Максим — убиты. Вандалы Гейзериха входят в Рим в июне и грабят город две недели подряд. Провозглашённый при поддержке вестготов императором галльский магнат Авит практически не имеет власти. За все время Западная империя никогда не была так дезорганизована. Рехиарий, считая, что убийство Валентиниана освобождает его от обязательств вторгается сначала в Карфагенскую, а затем и Тарраконскую Испании.


Нашествие Гейзериха на Рим. Эскиз К. Брюллова. Ок. 1834

456 год

Император Авит пытается снова договориться со свевами и направляет к ним Фронтона, уже бывшего послом ранее, но переговоры не приводят к миру.
Новый король вестготов Теодорих II (Teodorico II) также пытается уговорить своего свояка Рехиария отказаться от набегов. По свидетельству Иордана Рехиарий грубо отказывает — «Если уж и на это ты ропщешь и упрекаешь меня, что я пришёл только сюда, то я приду в Тулузу, в которой ты сидишь; там, если будешь в силах, сопротивляйся!«
Теодорих II, заручившись, согласием императора Авита и пригласив к участию в походе королей бургундов Гундиоха и Хильперика входит в Испанию.


5 октября 456 года

В битве при Кампус Парамус (в 12 милях от Асторги, восточная граница Галлеции) Рехиарий терпит сокрушительное поражение. Раненный король свевов бежит в Портукале (Порту), где садится на корабль, но, отброшенный назад бурей, попадает в руки вестготов.

28 октября 456 года

Вестготы и бургунды грабят Бракару (Брага). 
Идаций так описывает захват Бракары: «Король Теодорих с войском, подойдя к Бракаре, крайнему городу Галлеции, в пятый день ноябрьских календ, в воскресенье, этот город разграбил. Большое число римлян было захвачено, базилики святых разрушены, алтари повержены и разбиты, Божьи девы были соблазнены, но сохранили невинность, клир раздет до стыдливой наготы, весь народ обоего пола вместе с детьми был извлечен из святых мест убежища, священное место было наполнено пронзительными криками скота и верблюдов«.


Декабрь 456 года

Рехиарий был казнён. Идаций сообщает, что «Свевское владычество разрушено и закончено».
Теодорих II уходит в Лузитанию и по версии Иордана оставляет наместником провинции варна Агривульфа (Agiulfo). Свевы убеждают его объявить себя королем. Теодорих II, узнав об измене, высылает против него отряд, который захватывает и казнит Агривульфа. 
По версии Идация, Агривульф остается сам, в надежде получить свевский престол, но в июне в Опорто (Порту) он умирает.
Практически одновременно о своих притязаниях на престол заявляют Малдра (Maldras) и Фрамтан (Frantano). По видимому Малдра с частью свевов уходит в Лузитанию и захватывает Олисипо (Лиссабон), а Фрамтан остается в западных областях Галлеции.

457 год

Теодорих в Лузитании во время осады Эмериты (Мериды) получает известие об убийстве в Равенне его ставленника, римского императора Авита. Он снимает осаду и возвращается в Галлию, для противодействия новой римской власти.
Для контроля Лузитании и Бетики он оставляет своего полководца Цирилу. С тех пор вестготы остаются здесь на постоянной основе.
В Галлеции умирает Фрамтан и свевы избирают себе нового короля Рехимунда (Requimundo — порт.). По свидетельству Исидора Сивильского — новый король замирился с Малдрой и вместе с ним опустошил Лузитанию.

458 год

Вестготы под предводительством Цирилы входят в Бетику и располагают здесь свой гарнизон на постоянной основе.

459 год

Малдра возвращается из Лузитании в Галлецию, убивает своего брата и входит в Портукале (Порту).
Теодорих II отзывает Цирилу из Бетики и назначает нового полководца Суниэриха, который совместно с римским магистром Непоцианом начинают новую кампанию против свевов.
Они освобождают Луку (Луго), в которую незадолго до этого (по словам Идация, «в пасхальную неделю») вошли свевы Рехимунда и убили императорского наместника Галлеции. Затем Суниэрих уходит на юг через Бракару (Брагу) и берет под свой контроль Скаллабис (Сантарен).

460 год

Малдра умирает в Портукале (Порту). 
Рехимунд, правящий свевами в западной Галлеции оспаривает власть с новым претендентом на престол Фрумаром (Frumário), одним из самых видных военачальников свевов. 
Раздоры среди свевов на некоторое время отвлекают их от галлеков. Идаций говорит о «видимости» мира, чем показывает, что особой надежды на мирное сосуществование с варварами галлеко-римляне не питали.

460 — 464 годы

Фрумар и его люди захватывают город Аква Флавия (совр. Шавеш), похищают епископа Идация и держат его в плену больше трёх месяцев.
Согласно «Хронике» Идация, Теодорих пытается замирить свевов с галлеками и направляет в Луку (ныне Луго) посольство в составе военачальника Цирилы и знатного галлека Палогория. Здесь они встречаются с послами Рехимунда и получают заверения о соблюдении мира. Вскоре после ухода послов, свевы нарушают свои обещания и продолжают грабежи.
Идаций сообщает о некоем Ремисмунде (Remismundo — порт.), возможно сыне Малдры, который в это время находился при дворе вестготского короля и скрее всего относился к свевам, перешедшим на сторону вестготов. Теодорих II отправляет его и Цирилу с новым посольством в Галлецию. Цирила остается, а Ремисмунд возвращается обратно.

464 год

После смерти Фрумара, Ремисмунд возвращается в Галлецию и используя поддержку вестготов объявляет себя королем. Ему удалось вновь соединить всех свевов Галлеции под своей королевской властью и заключить мир с галлеками. 
Исидор Севильский отмечает, что Теодорих пожаловал ему оружие и супругу. Очевидно, вестготский король сделал Ремисмунда своим «сыном по оружию» (то есть зависимым от него королём).
В этом же году Ремисмунд совершает набег на Конимбригу (Коимбру) в Лузитании и грабит знатного жителя Кантабра.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ ВЕСТГОТОВ НА ПИРЕНЕЯХ

Вестготы в Иберии

466 год

Теодорих II убит своим братом Эйрихом (Eurico), который становится королем вестготов.

467 год

Ремисмунд решает использовать создавшуюся ситуацию и, полагая, что смерть Теодориха освобождает его от всяких обязательств перед вестготским троном, начитает военную экспансию, разграбив Конимбригу. Как сообщает Идаций — «Конимбрига, захваченная во время мира, разграблена. Дома разрушены вместе с частью стен и жилищами и разбросаны, область и община стали безлюдными«.

468 год

Ремисмунд осаждает Олисипо (Лиссабон). Глава города Лусидий предает горожан и сдает город свевам. Скорее всего местные элиты, понимая, что не получат помощи от имперского правительства и видя, как вестготы занимаются грабежом в Лузитании и Бетике пошли на компромисс с более знакомыми им свевами. После этого Лусидий занимает видное место при дворе Ремисмунда. Его отправляют с посольством в Равенну к императору Прокопаю Артемию.

469 год

В Бракаре умирает епископ Идаций, автор самой подробной «Хроники», того периода. После его смерти никто так подробно не описывает события, происходившие далее в Лузитании и Галлеции. В течение следующих 100 лет существуют только обрывочные упоминания о свевском государстве и этот период в истории свевов назван «темным».

472 — 473 годы

Король Эйрих захватывает и подчиняет своей власти все испанские провинции, кроме Галлеции и Лузитании севернее реки Мондего, где властвуют свевы. Васкония также сохраняет независимость.

476 год

Одоакр смещает последнего римского императора Ромула Августа и провозглашает себя королем Италии. После падения римской империи Эйрих получает полную независимость и начинает переустройство вестготского государства.
Он велит составить свод вестготского права. Исидор Севильский передаёт: «В правление короля Эйриха готы начали записывать свои законы, которые прежде были известны только как традиции и обычаи». 
Эйрих благосклонно относится к римской культуре и своим романским подданным, но исповедуя арианство продолжает преследовать ортодоксально-никейское христианство, доминирующее на всей территории вестготского государства.

484 год

Эйрих умирает.
Престол занимает его сын Аларих II (Alarico II).
Государство вестготов находится на вершине своего могущества: с общей площадью в 700—750 тысяч км² и населением почти 10 миллионов человек, это самое крупное из государств, образовавшихся на развалинах Рима. Власть Алариха распространялась на огромную территорию от Атлантического океана до Альп и от Гибралтарского пролива до Луары.


Золотой треммис Алариха II

493 год

Теодорих Великий, король остготов, становится бесспорным хозяином Италии. Он выдает свою дочь Тиудигото в жёны Алариху II. Этот брак соединил оба готских королевских рода Амалов и Балтов. Остготское королевство в Италии становилось естественным союзником Вестготского.

494 — 502 гг.

Франки постепенно продвигаются к югу от Луары, на территорию вестготов. В 496 году король франков Хлодвиг I принимает никейское христианство и объявляет его государственной религией. Это делает его популярным среди преобладающего христианского населения Галлии, подчиненного исповедующим арианство вестготам. Война шла с переменным успехом, но в итоге не привела к победе ни одну из сторон. В 502 году Аларих II и Хлодвиг заключили мир.
При появлении франкской угрозы испанские провинции приобрели важное значение в глазах вестготов.

506 год

Опубликован «Римский закон вестготов», также известный под названием «Бревиарий Алариха», целью которого является урегулирование отношений с романским большинством. Свод Алариха II сыграл большую роль в будущей судьбе римского права в Западной Европе.

507 год

Хлодвиг нарушает договор и вторгается на территорию вестготов. Весной в Битве при Вуйе (близ Пуатье) погибает Аларих II. Поражение приводит к полной дезорганизации вестготских сил в Галлии. В итоге Тулузское королевства вестготов прекращает свое существование.
Королем вестготов становится Гезелах (Gesaleico), сын Алариха II
Рожденный от наложницы Гезалех не пользовался расположением вестготов. Многие из них отдавали предпочтение Амалариху (Amalarico) другому сыну Алариха II и внуку остготского короля Теодориха Великого.

511 год

Остготы берут Барселону, не натолкнувшись на серьёзное сопротивление Гeзелеха и возводят на вестготский трон малолетнего Амалариха. Официальным опекуном короля объявляют его деда Теодориха Великово. Государство вестготов оказалось под верховной властью остготского короля. Возможно, конечной целью Теодориха было образование готской сверхдержавы и восстановление единства остготов и вестготов.


Государство остготов и вестготов при Теодорихе Великом

526 год

После смерти Теодориха Великого полновластным королём вестготов становится Амаларих. Он договорился о возвращении вестготской казны из Равенны и о прекращении уплаты подданными вестготского короля подати в Равенну, а взамен этого остготскими были официально признаны земли Прованса.

527 гг.

Амаларих пытается установить хорошие отношения с местным романским населением. С его разрешения в Толедо был созван Первый Собор ортодоксально-никейской церкви.

531 год

Франки предпринимают поход в Септиманию (южная часть Галлии под контролем вестготов) и разбивают армию Амалариха в сражении под Нарбонной. Амаларих бежит в Барселону, где его убивают.
Амаларих не имел сыновей. С его гибелью исчез королевский род Балтов. С этого момента каждый знатный гот считал себя вправе занять престол. После убийства Амалариха и продолжавшегося несколько месяцев периода междуцарствия королём стал остгот Теудис (Têudis), бывший оруженосец Теодориха Великого.
К этому времени основная масса вестготов уже осела на Пиренейском полуострове. Связанный своим браком с местной римской элитой, Теудис старается стереть различия между вестготским меньшинством и романским большинством населением.

541 год

Франки вторгаются в Таррагонскую Испанию и осождают Сарагосу. Захватив самую дорогую церковную реликвию сарагосцев, тунику Св. Викентия, они отступают к Пиренеям. Вестготская армия во главе с военачальником Теудизелом громит франков в горах, но получив щедрый выкуп пропускает их в Галлию. По-видимому, военные действия не принесли решительного перевеса ни одной из сторон. Но вестготы вынуждены покинуть Нарбонну.

542 год

Юстиниановая чума, пришедшая на Пиренеи из Византии опустошает полуостров.

546 год

Теудис издает закон о судебных издержках. Этот закон был вписан в свод законов Алариха II, относящийся к римскому населению, но действителен был и для вестготов. Принятие такого общего закона стало первым шагом к правовому объединению вестготов и их римских подданных.

548 год

Теудис убит в его дворце в Севилье и королевский престол занимает один из его военачальников Теудизел (Teudiselo). Это убийство открыло двадцатилетний период политической нестабильности в Вестготском королевстве. Григорий Турский, историк франков, говорит о «готской болезни», выразившейся в убийстве готами неугодных королей.

549 год

В октябре заговорщики из вестготской знати во время пира убивают Теудигизела. Королем стал Агила I (Ágila I). По сообщениям Григорий Турского: «господство его легло тяжким бременем на народ»

550-551 гг.

Не все поддержали Агилу и ему приходится силой оружия доказывать свое первенство. Поход на Кордобу заканчивается поражением и Агиле бежит в Мериду. В это же время в Севилье знатный вестгот Атанагильд (Atanagildo), заручившись поддержкой императора Византии Юстиниана, поднимает восстание против Агилы и объявляет себя королем.
В Галлеции королем свевов становится Харарих (Carriarico) с именем которого связана история, описанная Григорием Турским. 
Сын Харариха страдал от проказы. Услышав о целительной силе реликвий Святого Мартина в Туре, король поклялся, что примет веру святого, если его сын будет излечен. Он обещал заплатить за реликвии золотом равным весу его сына. В Тур были отправлены послы за святынями и по прибытии их в Брагу, сын короля чудесным образом исцелился. Король сдержал слово и отказавшись от арианства принял ортодоксальную веру.
Вместе с этим посольством в Галлецию прибыл Мартин Брагский (Martinus Bracarensis — лат., Martinho de Braga — порт.) «Апостол Галисии», сыгравший ведущую роль в переходе свевов из арианства в ортодоксальное христианство. Мартин Брагский получает землю в Думе (Dume) рядом с Брагой для строительства монастыря. Думийский монастырь — первый монастырь, возникший на территории Пиренейского полуострова, — являлся главным центром распространения ортодоксальной веры среди свевов.


Памятник Святому Мартину в Браге

552 год

Пришедшая на помощь Атангильду, византийская армия под началом Либерия разбила войска Агилы и заняла южное побережье Испании. 

554 год

Агила убит в Мериде, а его прежние сторонники присоединяются к Атанагильду, который теперь стремится избавиться от своих византийских союзников.
Григорий Турский пишет о борьбе с Византией так: «Атанагильд провёл много сражений с войском императора, часто одерживая над ним победы, и освободил из-под власти греков ряд городов, незаконно ими захваченных«. 
Только к концу своего правления Атанагильду удалось отбить Севилью; нападение на Кордову закончилось провалом и выбить византийцев из Бетики Атанагильд так и не смог.

556 год

5 мая Мартин Брагский по настоянию местных жителей становится епископом новой епархии в Думе, территория которой ограничивалась только владениями монастыря. Это был единственный случай в истории западноевропейского Средневековья, когда епархия занимала бы такую небольшую площадь.

558 год

Ариамир (Ariamiro) становится королем свевов

561 год

1 мая состоялся Первый Брагский собор, окончательно закрепивший отказ свевов от арианства.

562 год

Умирает епископ Браги Лукреций и его преемником избрают святого Мартина, который сохраняет за собой также и Думийскую епархию.

566 год

Королем свевов становится Теодемир (Teodomiro), во время правления которого было завершено обращение свевов в ортодоксальное христианство. Вот как об этом повествует Исидор Севильский:
«Многие ещё короли свевов погрязали в арианской ереси, пока к власти не пришёл Теодемир. Этот тотчас уничтожил лжеучение арианского безбожия и вернул свевов к католической вере, при поддержке Мартина, епископа монастыря Дума, верующего и ученого мужа, чьим усердием были восстановлены церковный мир и множество учреждений в церковном устройстве Галисии».


ОБЪЕДИНЕНИЕ ПИРЕНЕЕВ ПОД ВЛАСТЬЮ ВЕСТГОТОВ

Пиренейский полуостров в 560 году

567 год

Атангильд умирает в Толедо, став первым после долгого перерыва королём, умершим собственной смертью. Атанагильд не оставил сыновей. Две его дочери Брунгильда (Brunilda da Austrásia) и Гелесвинта (Galsuinta) были выданы замуж за франкских королей. В стране не было наследника и в течении пяти месяцев вестготы не могли выбрать нового короля. Предполагается, что всё это время Вестготским королевством управляла королева Гоисвинта, жена Атанагильда 

568 год

Политический кризис был разрешен и королём вестготов в Нарбонне был провозглашён герцог Септимании Лиува I (Liúva I).
В конце года или начале следующего он назначаеь соправителем своего брата Леовигильда (Leovigildo) для управления Испанскими провинциями. Сам Лиува до его смерти в конце 571 или в начале 572 года, сохранял за собой управление Септиманией.
Леовигильд с целью упрочить свои права на престол, женится на вдове короля Атанагильда королеве Гоисвинте.

570 год

Леовигильд начинает войну с Византией.
Миро (Miro) становится королем свевов.

572 год

Леовигильд захаватывает Кордову и вестготская граница передвигается к Картахене — столице византийских владений в Испании. Отсутствие флота не позволило вестготам завершить вытеснение византийцев из Испании. Местные византийские власти, не получая помощи из Константинополя, были вынуждены просить мира, по условиям которого вся долина Бетиса перешла под власть Леовигильда. И только прибрежная полоса осталась в руках Византии.
В Браге проходит Второй церковный собор в котором приняли участия епископы Визеу, Коимбры, Иданьа-а-Велья и Ламего.

573 год

Леовигильд, согласно Иоанну Бикларскому, «войдя в Сабарию, опустошил Саппос (то есть область племени саппов)«. Захват Сабарии (области, вероятно, расположенной между Саморой и Саламанкой близ нынешних границ Португалии) был очевидно предпринят с целью выбить оттуда Свевов. Захваченную провинцию Леовигильд передал в управление двум своим сыновьям Герменегильду (São Hermenegildo) и Реккареду (Recaredo), сделав их соправителями.

574 год

Иоанн Бикларский сообщает, что Леовигильд «войдя в Кантабрию, уничтожил захватчиков провинции«. Под «захватчиками провинции» можно предполагать свевов. Власть вестготов над Кантабрией была номинальной.
Эти завоевания создали необходимый плацдарм для нападения вестготов на государство свевов в Галисии.

576 год

Как сообщает Иоанн Бикларский «Король Леовигильд тревожил земли свевов в Галисии, и король Миро через послов предложил мир, который через короткое время был заключен«. Причины, вызвавшие прекращение наступления вестготов, остались неизвестными.

578 год

Леовигильд на основе законов Эйриха и Бревиария Алариха создает новый «Пересмотренный кодекс» (Codex revisus)

579 год

Леовигильд женит своего сына Герменегильда на франкской принцессе Ингунде (дочь короля Австразии Сигиберта I и внучка королевы Гоисвинты), чтобы нейтрализовать франкскую угрозу. Прибытие Ингунды в Толедо обострило религиозный разлад при королевском дворе. Ингунду убеждают принять арианскую веру, но она отказывается. Королева Гоисвинта, ревностная арианка, насильно проводит над внучкой обряд крещения, впоследствии он был признан недействительным.
Чтобы разрешить конфликт, Леовигильд отправляет старшего сына с молодой женой управлять Севильей. В Севилье Ингунда знакомится с ортодоксальным епископом Леандром, позднее канонизированным. Вместе они убеждют Герменегильда принять ортодоксально-никейскую веру.

20 октября в Браге умирает Мартин Брагский, который сразу стал почитаться в Галисии как местночтимый святой. Он оставил множество трудов. Возможно для нас будет интересно собрание стихотворений Varii versus, а среди них, эпитафия святому Мартину Турскому, в которой перечислены народы, жившие в середине VI века около Дуная, в том числе славяне — одно из наиболее ранних упоминаний славян в западноевропейской литературе.

580 год

Леовигильд усиливает гонения на никейских христиан. Он созывает Толедский Собор арианских епископов, на котором всем вестготам предписывается принять арианство, для чего решено упростить процедуру крещения и введено почитание реликвий и мучеников, до этого неизвестное арианской церкви.
Раздувание конфессиональных противоречий повергает вестготское государство в жестокий кризис. Исидор Севильский упоминает о гонениях: «Переполненный безумием арианского заблуждения, Леовигильд начал преследование христиан-ортодоксов, сослал епископов, отнял доходы и привилегии у церкви. Этими ужасными деяниями он заставил многих подхватить арианскую заразу».
Герменегильд поднимает восстание против отца и призывает никейских христиан поддержать его.
Леовигильд, надеясь на мирное урегулирование конфликта, поначалу не предпринимает никаких ответных действий.


Фрагмент картины Франсиско Эрреры Младшего «Триумф Герменегильда» (1654 год). Музей Прадо, Мадрид

581 год

Леовигильд выступет на север против васконов, возможно, вступивших в союзные отношения с Герменегильдом. В итоге он завоевывает часть их территории и основывает на этих землях город Викториакум (ныне Витория). Одновременно против, восставшего сына он отправляет войско герцога Айонского, которое в столкновениях с Герменегильдом терпит два поражения. 

582 год

Леовигильд выдвигается на подавление мятежа Герменегильда и без труда захватывает Мериду.

583 год

Леовигильд осаждает Севилью. Король свевов Миро, согласно Григорию Турскому, поддерживает восстание Герменегильда и приходит на помощь, но его армию окружают войска Леовигильда.
Миро по одним данным, чтобы сохранить свою армию, приносит клятву верности вестготскому королю и возвращается в Брагу, где вскоре умирает. По другим, он погибает в бою. Его юный сын Эборик (Eborico) восходит на престол и подтверждает клятву верности Леовигильду.

584 год

После взятия Севильи Герменегильд бежит в Кордову, преследуемый войсками отца. Он обратился за помощью к Византии, но подкупленный Леовигильдом византийский губернатор оказывает в помощи. Герменегильд взят в плен и официально лишён своего титула. По старому германскому обычаю Леовигильд приказывает сорвать с него одежду и в рубище с одним слугой отправляет в изгнание.
В Браге Андека (Andeca) смесщает с престола свевского короля Эборика и отправляет его в монастырь. Чтобы узаконить свою власть он женится на Сисегунтии, вдове Миро, матери Эборика и разрывает союз с вестготами.

585 год

Вестготы вторгаются на территорию Галисии и захватывают Брагу. Узурпатора Андеку постригают в монахи и отправляют в ссылку в город Пакс (Pax Julia, ныне Бежа или Pax Bajoxus, ныне Бадахос). После подавления полководцами Леовигильда восстания некого Маларика, Галисия становится провинцией Вестготского королевства.
«Государство свевов, просуществовав 177 лет, перешло отныне к государству готов» — подводит итог Исидор Севильский.
Леовигильд практически завершает объединение Пиренейского полуострова. Византийцы отброшены к побережью, франкские нападения отбиты . Нерешенной проблемой остаются религиозные противоречия между вестготским арианским меньшинством и романским христианским большинством.

586 год

После отказа отречься от римской веры Герменегильд убит в Таррагонской тюрме герцогом Сисбертом. Это происходит на Пасху в 585 или 586 году. Позднее Герменегильд причислен к лику святых.
Леовигильд после 18 лет правления умирает естественной смертью в Толедо. Королем становится его сын Реккаред (Recaredo).
В своих «Диалогах» Григорий Великий рассказывает о том, что незадолго до смерти Леовигильд раскаялся в убийстве своего сына и признал правоту никейской веры, однако побоялся публично признаться в этом.

587 год

Реккаред I принимает ортодоксальное христианство и объявляет его единой государственной религией. Вестготы-ариане во главе с бывшей королевой Госвинтой предпринимает попытки противостоять этому решению.


Обращение Реккареда I. Муньос Деграин

588 год

Восстание в Лузитании. В Мериде арианский епископ Сунна и знатные всетготы, среди которых находился и будущий король Виттерих устраивают заговор против ортодоксального епископа Масоны. Заговор вовремя раскрыт, а заговорщики осуждены и сосланы в Галисию.

589 год

На третьем Толедском соборе происходит объединение арианской и никейской конфессий. После установления церковного единства пали последние барьеры между вестготами и римлянами. Реккаред объявлен «священнейшим правителем», «исполненным Божественного духа«. Таким образом в церковном отношении король вестготов поднимался на тот же уровень, что и византийский император.

601 год

После смерти Реккареда трон получает его сын Лиува II (Liúva).

603 год

Спустя два года после начала правления Лиува II свергнут Виттерихом (Viterico). Ему отрубают правую руку, а затем казнят. Виттериха провозглашают королём. Виттерих пришел к власти при поддержке группы вестготской аристократии, которая была недовольна политикой Реккареда. Свержение Луивы также ставит крест на попытке ввести в королевстве наследственную монархию.
Виттерих демонстрирует возвращение к воинственным традициям вестготов и противопоставляет себя первому ортодоксально-никейскому королю Реккареду. Виттерих усмиряет васконов и начинает конфликт с Византией.

610 год

При Виттерихе усиливаются противоречия в правящей верхушке королевства. Возможно партия Виттериха, связанная с Лузитанией и Галлией , соперничала с юго-западной группировок вестготской аристократии. В апреле Виттериха убивают во время пира в результате заговора в ближайшем окружении короля. Как писал о нём Исидор Севильский: «В течение жизни он творил много беззакония, и поскольку он жил с мечом, то и умер от меча. Смерть невинного Лиувы не оказалась безнаказанной».
На престол был возведён Гундемар (Gundemaro), возможно, один из заговорщиков или даже глава заговора. После убийства Виттериха победа никейского христианства стала полной.

612 год

После смерти Гундемара королем становится Сисебут (Sisebuto). Его правление становится временем укрепления вестготского католического королевства. Он начинает проводить целенаправленную антиеврейскую политику и стремиться окончательно вытеснить византийцев из Испании.
Мосарабская хроника сообщает о нем следующее: «Сисебут, муж мудрый и учёный, … заставил римские города платить дань Испании и принудил евреев принять христианскую веру«.
К этому времени король уже не является в первую очередь военным вождем. Все чаще сам король поручает командование армиями своим герцогам. Одним из самых важных военачальников становится Свинтила (Suíntila). Именно он громит рунконов и удачно воюет византийцами.

621 год

Сисебут умирает в Толедо. Наследовавший ему сын Реккаред II умирает, по одним сообщениям, через 3 месяца, по другим — через несколько дней. Королем провозглашают знатного гота Свинтилу (Suíntila).
По словам Исидора Севильского «кроме воинской славы, у Свинтилы было много других истинно королевских достоинств: вера, благоразумие, трудолюбие, глубокие познания в юридических делах и решительность в управлении. В своей щедрости он был великодушен ко всем, и милосерден к бедным и нуждающимся. Таким образом, он являлся не просто правителем народа, но также мог называться отцом страждущих.«
Первоочередной задачей нового короля становится изгнание византийцев с Пиренейского полуострова. Он начинает новую войну и захватывает все города, которые византийская армия удерживала на побережье Испании.

625 год

Война с Византией завершилась взятием и разрушением Картахены, последнего оплота византийцев на территории Пиренейского полуострова. Таким образом, Свинтила стал, по словам Исидора Севильского, первым королём, «властвовавшим над всей Испанией по эту сторону от Гибралтарского пролива«.

631 год

Свинтила пытается закрепить трон за своей семьей и назначает своего сына соправителем. В результате против Свинтилы выступает группировка знати под руководством Сисенанда (Sisenando). Сисенанд призывает на помощь франков и обещает королю Дагоберту I передать в дар великолепное золотое блюдо весом в 500 фунтов (почти 230 кг), которое было подарено королю Торисмунду патрицием Аэцием за помощь вестготов в войне против гуннов. Как только в Испании становится известно, что франки идут на помощь Сисенанду, вся готская армия переходит на его сторону. Мятежники направляются к столице, Толедо, где 26 марта Сисенанда провозглашают королём.

633 год

IV Толедский собор узаконивает права Сисенанда на трон. Должность короля отныне объявляется избираемой, и в выборе участвуют все знатные люди и епископы Вестготского королевства. Королём мог быть избран только гот. Гонения против евреев ещё более усилились. Были подтверждены постановления предыдущего собора, запрещающие евреям иметь рабов из числа христиан, а также не разрешающие им женится на женщинах-христианках или сожительствовать с ними.



636 год

Хинтила (Quintila) выбран королем после смерти Сисенанда.
30 июня в Толедо созван V Толедский собор под председательством Браулио Сарагосского, заменившего недавно скончавшегося Исидора Севильского.

638 год

VI Толедский собор разбирает вопросы церковного устройства и дисциплины и принимает постановление, запрещающее проживание в пределах страны не христиан ортодоксально-никейского вероисповедания. Таким образом, он санкционировал изгнание из страны евреев, отказывающихся принять христианство.

639 год

После смерти Хинтилы его юный сын Тульга (Tulga) избран королем. Не все представители вестготской знати одобряют этот выбор.

642 год

Хиндасвинт (Quindasvinto), руководящий войсками в Васконии, пользуясь слабостью короля поднимает мятеж и 16 апреля в Пампльеге местная знать и народ провозглашают его королём. Он направляется в Толедо и после устранения Тульги (то ли постриженного в монахи, то ли умершего от болезни) захватывает трон. 30 апреля 79-ти летний Хиндасвинт уже официально провозглашён королём советом знати и епископами.
Первой его целью становится укрепление положения короля и недопущение заговоров и мятежей. Франкский хронист Фредегар говорит о желании короля навсегда покончить с мятежами знати:
«Чтобы быть уверенным в своей власти над Испанией и зная готское пристрастие свергать своих королей (из-за чего он и сам был часто вовлечен в заговоры), он приказал убить одного за другим всех тех, о которых он знал, что они были причастны к восстаниям против королей, которые были свергнуты. Других он отправил в ссылку и раздал их жен, дочерей и наследственные владения своим приближенным. История гласит, что для подавления этих преступных склонностей, он осудил на казнь двести готских вождей и пятьсот человек более низкого ранга; и до тех пор, пока он не стал уверенным, что смирил эту болезнь, он не прекращал казни тех, кого подозревал. Хиндасвинт сделал так, что готы никогда больше не отваживались устроить против него какой-либо заговор, наподобие тех, которые они составляли при его предшественниках«.

643 год

Для легализации своих репрессий Хиндасвинт издает специальный закон, карающий тех, кто выступает против государя, народа и родины. В число преступников включались как мятежники, так и беглецы в чужие страны.
Хиндасвинт стремится к фундаментальному преобразованию руководящей прослойки страны. Прежде независимое дворянство подлежит замене служилым дворянством, придворной знатью (officium palatinum), во всём благодарной королю и связанной особой клятвой верности.

646 год

На VII Толедском соборе, созванном 18 ноября, светские чины впервые становятся полноправными участниками, а не только наблюдателями. 
Несмотря на свою непримиримую политику, Хиндасвинт упоминается в церковных анналах, как благодетель и жертвователь.

649 год

20 января Хиндасвинт объявляет своего сына Реккесвинта (Reсesvinto) соправителем и отменяет право выбора короля, утверждённое на IV Толедском соборе.

653 год

Жесткое правление Хиндасвинта создает в стране напряжение. Смерть 90-то летнего короля пробуждает надежды оппозиции. Некий Фройя привлекает на свою сторону васконов и вместе с ними осаждает Сарагосу. Город выдержал осаду, и это дало возможность Реккесвинту собрать силы и разгромить войска Фройи и васконов. 

16 декабря Реккесвинт созывает VII Толедский собор для подтверждения церковью его королевского титула. Собор поддерживает Реккесвинта но в замен возвращает выборность короля, уточнив что новый король должен избираться только в столице или в месте где умер король с согласия епископов и высших дворцовых чинов.

654 год

Реккесвинт публикует «Судебную книгу»(лат. Liber Iudiciorum), которую начал готовить еще его отец. Этот переработанный вариант вестготского свода законов, включает в себя 324 акта прежних королей, 99 актов Хиндасвинта и 87 — Реккесвинта. «Судебная книга» объединяла всё население королевства в правовом отношении.

656 год

Святой Фруктуоз Брагский становится епископом Браги.


ПОСЛЕДНИЕ ВЕСТГОТСКИЕ КОРОЛИ

Избрание Вамбы королём. Картина Франсиско де Паула Ван Халена (1843 г.)

672 год

1 сентября (в сентябрьские календы) в день смерти Реккесвинта королём был выбран герцог Лузитании Вамба. Юлиан Толедский в своей книге «История короля Вамбы» отмечает: «Когда этот светлейший муж совершал погребальные обряды и оплакивал короля Рекцесвинта, тут же все пришли к согласию, как в душе, так и на словах, и заявили, что хотят видеть его правителем; они единодушно кричали, чтобы готами правил только Вамба и никто другой, и всей толпой бросились к его ногам, дабы он не отказал умоляющим. Муж, избегая этого, как мог, плача, не внимая никаким рыданиям, не уступал просьбам народа. Он то заявлял, что не справится со столь тяжкими испытаниями, то утверждал, что слишком стар. 
Поскольку он настойчиво сопротивлялся, некто из полководцев-дуксов, действуя как будто от лица всех, поступил следующим образом. Дерзко обратив на Вамбу угрожающий взгляд, он сказал ему прямо в лицо: «Если ты не дашь нам своего согласия, то узнаешь, что значит быть заколотым мечом. Мы не уйдем отсюда, пока либо наше войско не провозгласит тебя королем, либо кровавая смерть не настигнет [тебя], перечащего, тут же и немедленно
«.
Согласно одному преданию, Вамба родился в городке Эгитания, окруженном со всех сторон стеной, построенной во времена римского владычества (современное селение Иданья-а-Велья)
По мнению испанских историков, Вамба родился и провёл детство в андалузском горном поселением Пухерра (Pujerra — исп.) в Андалусии.

673 год

Подавив ряд мятежей Вамба начал реформы по централизации королевской власти. 1 ноября он издает «военный декрет», согласно которому воинская повинность распространялась на всех без исключения жителей королевства, включая церковное сословие.
Закон предусматривал суровые наказания: для высших чинов церкви и знати — вечное изгнание и конфискация всего имущества, для более низкого сословия — фактическое лишение гражданских прав и даже превращение в рабов государства.
Это вызвало недовольство. Начались довольно жёсткие репрессии. 
Теряя в значительной степени поддержку знати, Вамба активно использовал рабов и представителей низких сословий в управлении, продолжая политику Хиндасвинта.

675 год

Вамба созывает XI Толедский собор. Сам созыв собора после 18 лет перервыва, можно рассматривать как уступку иерархам. А этом же году Вамба разрешает созвать отдельный собор в Браге с участием местных епископов. Видимо, не имея прочной опоры в церковных кругах Испании и Септимании, Вамба стремился найти поддержку в Галисии и Лузитании.

680 год

Политика централизации вызывает недовольство и светской, и духовной знати. Осенью в результате заговора Вамбу свергают с трона. По легенде Эрвиг (Ervigo), сын византийца Ардабаста, женившегося на Гласвинде родственнице короля Хиндесвинта, поднёс Вамбе напиток из саротамнуса. В результате отравления Вамба потерял сознание. Короля объявили умершим, соборовали и по вестготскому обычаю постригли в монахи, лишив возможности править страной. Когда через несколько часов Вамба очнулся, его принудили подписать отречение от престола.
Эрвиг был избран королем.

681 год

Эрвиг созывает XII Толедский собор, который подтверждает законность его восшествия на престол. Получив поддержку собора Эрвиг провел реформу законов, дополнив свод 84-мя новыми актами и смягчив «военный закон» Вамбы. Двадцать восемь новых законов, были направленны против евреев, таким образом Эрвиг вернулся к антисемитскому законодательству времен короля Сисебута, но в более мягких формах с отказом от смертной казни.

683 год

Эрвиг созывает XIII Толедский собор, который поддержал предложение Эрвига о прощении репрессированных Вамбой. Собор рекомендует королю освободить их от рабства, восстановить им все права, но отказывает вернуть им ту часть конфискованного имущества, которую Вамба передал в собственность другим лицам.
Собор также решительно выступил против введённой еще Хиндасвинтом практики назначать на должности при дворе рабов и представителей низов.

687 год

15 ноября Эрвиг на смертном одре назначает своего зятя Эгику (Égica), родственника Вамбы, своим преемником. Он заставляет его поклясться оберегать семью Эрвига и никогда не использовать свою власть в противоправных целях. 
Эгика был выбран королем.
Во времена правления Эрвига впервые появляются упоминания о набегах на побережье Пиренеев мусульман их Северной Африки. Хроника Альфонсо III говорит о нападении на Испанию большого мусульманского флота. Арабы к этому времени вытеснили византийцев из Северной Африки и подчинили её власти халифа. Их нападение на Европу становилось вопросом времени.

688 год

Эгика проводит XV Толедский собор на котором он добивается освободить его от клятвы данной королю Эрвигу и обвиняет его в незаконных репрессиях к семье Вамбы. 

693 год

Весной в Толедо возникает заговор против короля в котором принимает участие примас всей испанской церкви митрополит Толедо Сисиберт. Однако заговор не удался. Эгика смещает Сисиберта Толедского, без рассмотрения его дела церковным судом. Такое неприкрытое вмешательство в церковные дела вызвало новое напряжение между королем и церквью и Эгика решает собрать новый XVI собор в Толедо, который легализует принятые решения. В обмен на поддержку церкви король ужесточает антиеврейские законы. Иудеям запрещается посещать рынки и вести торговлю с христианами, а не желающие принять крещение, обязуются платить особый «еврейский налог».

В этом году епископом Браги становится Феликс Туркато, известный как Святой Туркато (São Torcato)


Битва при Гвадалете. Мариано Барбасан (1882 г.)

694 год

Пытаясь добиться активной поддержки церкви через год Эгика созывает XVII Толедский собор и обвиняет испанских иудеев в заговоре против государства вестготов и призыве сирийских и египетских арабов к нападению на Испанию. Эгика предлагает казнить всех «заговорщиков», но собор принимает более мягкое решение, призывая лишить всех евреев состояния и изгнать из Испании. Похоже, эти меры были приведены в исполнение, так как с тех пор иудейский вопрос больше не поднимался. Только арабское завоевание в недалёком будущем освободит евреев от бесправного положения.
Чтобы сохранить престол за своей семьей, Эгика назначает своего сына Витицу (Vitiza) соправителем и отправляет его в Галисию.

700 год

В связи с ухудшением здоровьем Эгика возвращает сына в Толедо, где 24 ноября Витица получает священное помазание на царство, что вызвает недовольство части вестготской знати.

702 год

В Толедо вспыхивает мятеж, и герцог Суинифред провозглашает себя королем. Эгика (возможно, вместе с сыном) бежит в Кордубу и чтобы привлечь на свою сторону знать, издает закон о беглых рабах.
Сунифред был повержен, но после возвращения в Толедо Эгика умирает собственной смертью.

704 год

В Толедо проходит XVIII собор. Витица в целом продолжал курс своего отца. Но он смягчает суровые меры Эгики, объявляя амнистию и возвращая собственность сторонникам Эрвига.

707 — 709 гг.

При халифе Валиде I границы Арабского халифата вплотную приблизились к Королевству вестготов. Знаменитый полководец той поры Муса ибн Нусайр, усилив свою армию принявшими ислам берберами завоевал остатки ещё сохранившей независимость Северной Африки. Только принадлежавшая Византии Сеута оказала сопротивление. Вполне возможно, что командир гарнизона в предвидении неизбежного захвата города арбами мог пригласить христиан-вестготов для защиты от мусульман. Как бы то ни было, в начале VII века Сеута обозначается, как владение вестготов в Африке с наместником септиманским графом Юлианом. Известно, что перед отбытием в Африку Юлиан отправляет свою дочь Флоринду к королевскому двору в Толедо.

709 год

Витица умирает. Он намеревался передать трон своему сыну, но большая часть вестготской аристократии решительно выступает против этого. В условиях смуты королем избирают герцога Лузитании (по некоторым данным Бетики) Родриго (Родериха). Предполагается, что он был внуком Хиндасвинта. Сыновья Витицы не признают этого выбора и начинают открытое противостояние. В гражданском конфликте побеждает Родриго. Вполне вероятно, что между королем и его соперниками был заключен некий договор. Семья Витицы открыто признает Родриго королем, сохраняет свое имущество и позиции в обществе, но переходит в оппозицию и поддерживает любые выступления против короля. 

710 год

По легенде Флоринда, дочь Юлиана имеет несчастье понравиться Родригу и тот её бесчестит. Узнав об этом правитель Сеуты переходит на сторону арабов. Он убеждает Мусу ибн Нусайра напасть на вестготов. Летом небольшой разведывательный отряд Абу Зура Тарифа из четырехсот воинов на четырёх кораблях, предоставленных Юлианом, опустошает окрестности Алхесираса и возвращается назад в Африку с богатой добычей. 
Так, ссылаясь на старые испанские легенды, отражает предательство Юлиана А.С. Пушкин в своем стихотворении «На Испанию родную»

На Испанию родную
Призвал мавра Юлиан.
Граф за личную обиду
Мстить решился королю.

Дочь его Родрик похитил,
Обесчестил древний род;
Вот за что отчизну предал
Раздражённый Юлиан.

По другим данным сыновья Витицы призвают арабов на помощь для борьбы с Родриго. Их мог вдохновлять пример Атанагильда, который в свое время для борьбы с королем Агилой призвал на помощь византийцев. Возможно они считали, что мусульмане не собираются завоевывать страну и ограничатся только полученной там добычей

711 год

Арабское войско под командованием Тарика ибн Зияда на кораблях Юлиана пересекает пролив и высаживается в месте, которое несколько позже называют в его честь — Гибралтар (от арабского Джебаль аль-Тарик — «гора Тарика»).
Король Родриго прерывает военные действия против восставших на севере васконов и возвращается на юг, чтобы отбить нападения арабов.
Он собирает огромную армию (по некоторым данным от 40 до 100 тысяч воинов). К нему вынуждены примкнуть и сыновья Витицы со своими войсками. У Тарика было не более 25 000 воинов, включая берберов и 13 000 солдат из Сеуты. 19 июля у реки Гуадалете (близ нынешнего города Херес-де-ла-Фронтера) происходит битва, переломившая ход истории Иберии. 
Ничего достоверного, кроме легенд об этом сражении до нас не дошло. В разгар битвы находившиеся на флангах вестготской армии войска сыновей и сторонников Витицы покинули поле боя. Остатки армии Родриго пытались сопротивляться, но были полностью разгромлены.
Согласно арабским хроникам короля вестготов не нашли ни живым, ни мёртвым. Мусульмане захватили белого коня Родриго, его плащ, расшитый рубинами и жемчугами, и походное золотое кресло. Арабский историк Аль-Маккари описывает сражение так: «Воины, окружавшие Родерика, были рассеяны; видя это, Тарик прорвался через ряды врагов, пока не достиг короля и не ранил его мечом в голову, и не убил его прямо на троне; когда люди Родерика увидели, что их король пал и его телохранители рассеяны, отступление стало всеобщим и победа осталась за мусульманами.»

Король бежит в столицу Лузитании Мериду, где пытается организовать новую армию и продолжить борьбу. Но вестготские герцоги и графы не хотят воевать. Некоторые из них бегут на север, другие стремятся договориться с врагом.
Тарик, воспользовавшись неразберихой среди вестготов, захватывает столицу Толедо.

712 год

В июне на Пиренеи высаживается 18-ти тысячная армия Мусы ибн Нусайра, состоявшая в основном из арабов, и осаждает Мериду. Родригу с оставшимся вестготским войском оказывает яростное сопротивление. Осада Мериды длится почти год.

713 год

После падения Мериды Родригу уходит на север. Объединенная армия Мусы и Тарика настигает его и оставшихся верными ему вестготов недалеко от Саламанки. Родригу погибает в этой битве.
Согласно преданиям, сторонники короля отвезли его тело в Визеу (Португалия) и похоронили там. Именно здесь был найден камень, на котором была начертана эпитафия: «Здесь покоится Родерих, король готов».

Со смертью Родригу организованное сопротивление вестготов было сломлено. А иберо-романское и еврейское население было радо избавиться от старых властителей. 
Вестготский престол занял Агила II, вынужденный бежать на северо-восток полуострова. Предавшие Родриго сыновья Витицы заключили с арабами договор, получив 3 000 имений за отказ от претензий на трон. Более того, сын Витицы Арбогаст позже играл значительную роль при мусульманском дворе.


Поединок Родриго и Тарика (Гравюра 19 века)

Хронология истории Португалии. Арабы и первые португальские герцогства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *