Монастырь Жеронимуш или Санта-Мария-де-Белен (монастырь Ордена Святого Иеронима) построен в 16 веке. Монастырь является одним из наиболее ярких примеров португальского архитектурного стиля мануэлино, объединяющим в себе элементы готики и ренессанса, что делает его уникальным. Строительство монастыря длилось почти 100 лет и в нем принимали участие лучшие архитекторы того времени — Диогу де Бойтака (Diogo de Boitaca), Жуан де Каштилью (João de Castilho), Диого де Торралва (Diogo de Torralva) и Жеронимо де Руан (Jerónimo de Ruão ). Сегодня это одна из самых важных туристических достопримечательностей Португалии, которую посещают более 1 000 000 туристов каждый год.
Монастырь Жеронимуш: какие тайны истории скрывают его стены?
Монастырь Жеронимуш был построен меньше чем за сто лет – для сооружения такого грандиозного размаха это не срок. Принято считать, что главная причина его строительства это Великие географические открытия: Жеронимуш должен был стать символом могущества Португалии и воплощенной в камне великой благодарностью Небу – за покровительство в открытии новых земель.
Прогулка по монастырю
Южный Портал (Portal Sul)
Построенный между 1516 и 1518 годами Жуаном де Каштилью по проекту Диогу де Бойтака, Южный портал является визуальным центром фасада монастыря, обращенного к реке Тежу. Однако, несмотря на его роскошные детали, это всего лишь боковой вход.
Центральной фигурой на портале является Вифлеемская Богоматерь (Belém по-португальски) с Младенцем. Она держит в руке чашу с подарками от волхвов. Дева окружена множеством статуй, представляющих пророков, апостолов, церковных деятелей и святых.
В тимпане изображены две сцены из жизни святого Иеронима. Между этими сценами размешен герб Мануэля I.
Ниже, между двумя дверями церкви, находится статуя, изображающая Генриха Мореплавателя как рыцаря в доспехах, который был главной движущей силой португальских географических открытий.
Доминирует во всей композиции статуя Архангела Михаила размещенная на самом верху портала.
Главный Портал (Portal Principal)
Хотя он меньше и менее детализирован, чем Южный портал, с архитектурной и теологической точек зрения это главный вход в монастырь.
Символически обращенный к западу и ведущий входящих паломников на восток к алтарю в соответствии с христианской традицией, он был разработан Диогу де Бойтаком и выполнен Николау Шантереном (Nicolau Chanterenne) в 1517 году.
Над порталом расположены три ниши с группами статуй, представляющих сцены Благовещения, Рождества и Поклонения Волхвов.
С каждой стороны портала находятся статуи монархов-основателей монастыря в молитве с соответствующими знаками отличия и святыми покровителями: слева Мануэл I и стоящий за ним святой Иероним; справа королева Мария, вторая жена Мануэла и Иоанн Креститель.
Церковь Святой Марии (Igreja Sta. Maria Belém)
Церковь в плане представляет собой латинский крест, состоящий из трех нефов одинаковой высоты (церковный зал), объединенных одним сводчатым потолком, поддерживаемым шестью колоннами с круглым основанием.
При входе в церковь можно увидеть гробницы Васко да Гамы (под хором, слева) и Луиша де Камоэнса (под хором, справа), работы скульптора Коста Мота 19-го века. Далее, на северной стене находятся исповедальни, а на южной стороне — большие витражи, разработанные Абелем Мантой (Abel Manta) и выполненные Рикарду Леоне (Ricardo Leone) в 1938 году.
Сводчатый потолок нефа имеет ширину 30 метров. Как утверждает Джордж Кублер — это «наиболее совершенная реализация позднесредневековых технологий с охватом максимально возможного пространства с наименьшим количеством опор». В этом открытом пространстве, наполненном царственной символикой, изобилие украшений достигает своего зенита.
В левой части трансепта покоятся останки Энрике Португальского и детей Мануэла I, а в правой части находится гробница короля Себастьяна и потомков короля Жуана III.
Главный Алтарь (Capela-mor)
Этот высокий алтарь был заказан королевой Катариной (Екатерина Австрийской), женой Жуана III, в 1571 году. Созданный мастером-строителем Жеронимо де Руаном в стиле маньеризма, он полностью контрастирует с интерьером церкви.
В открытых арках между парами боковых колонн на мраморных слонах находятся гробницы Мануэла I и его королевы Марии (с левой стороны, сторона Евангелия) и гробницы Жуана III и королевы Катарины (с правой стороны, сторона Послания). За главным алтарем размещены картины, изображающие сцены Страстей Христовых и Поклонения Волхвов художника Лоренцо де Салзеду (Lourenço de Salzedo) (1572-1574).
Там же можно увидеть работу португальского ювелира Жуана де Соуза (1674-1678), серебряную скинию, которая была подарена монастырю Афонсу VI в благодарность за победу в битве при Монте Клару в 1665 году, приведшей к окончательному восстановлению португальской независимости.
Клуатр (Claustro)
Разработанный Диогу де Бойтака в самом начале 16-го века, он был продолжен Жуаном де Каштилью и завершен Диогу де Торралва в 1540-1541 годах. Благодаря своей значимости и символике, монастырский клуатр является сегодня одним из наиболее важных примеров архитектуры мануэлино. Двухэтажная галлерея со сводчатыми потолками и двор четырехугольной планировки украшены оригинальными элементами этого стиля, сочетающие религиозные символы (изображения Страстей Христовых), королевские регалии (Кресты Ордена Христа, армиллярные сферы и щиты) и натуралистические элементы (веревки и части растений, которые соседствуют с средневековыми образами фантастических животных).
В северном крыле нижнего этажа клуатра находится гробница Фернандо Пессоа, созданная Лагоа Энрикешем (Lagoa Henriques) в 1985 году.
Трапезная (Refeitório)
Трапезная была построена в 1517-18 годах каменщиком Леонардом Вашем (Leonardo Vaz) и его командой мастеров-строителей в стиле мануэлино.
Позднее в 1780-1785 гг. стены трапезной были покрыты плиточными панелями azulejo с изображениями сцены «Умножения Хлебов» на северной стене и сцен из Ветхого Завета о жизни Иосифа в Египте на восточной и западной стенах.
На стене, обращенной к окнам, была небольшая деревянная кафедра для чтения Священного Писания во время еды.
На северной стороне находится картина 17-го века, изображающая Святого Иеронима, написанная художником Авелару Ребелу (Alvaro Rebelo). На южной оконечности над отопительной трубой видна масляная фреска «Поклонение пастухов», выполненная Антониу Кампело (Antonio Campelo) в конце 16 века. Фреска была восстановлена в 1992 году.
Зал Капитула (Sala do Capítulo)
Зал Капитула или Зал Главы называют так, потому что в здесь должны были проходить собрания монахов, которые начинались с чтения главы из Книги Правил. На этих встречах обсуждались выборы настоятелей и прием новых послушников.
Первоначально предназначенный для этой цели зал никогда не использовался как таковой, потому что сводчатый потолок и внутренняя отделка были завершены только в 19 веке. Главная дверь зала была сделана в 1517-18 гг. Родригу де Понтезильей (Rodrigo de Pontezilha). В его оформлении представлены изображения святых Бернарда и Иеронима.
Гробница Алешандре Эркулано была размещена в центре Зала в 19 веке. Зал Капитула использовался в качестве пантеона для других португальских писателей, а также президентов, пока не был достроен Национальны Пантеон.
Ризница (Sacristia)
Ризница была построена между 1517 и 1520 годами архитектором Жуаном де Каштилью. Это просторный зал, в котором сводчатый потолок поддерживается центральной колонной.
Среди мебели выделяются деревянные стенные шкафы для хранения церковной утвари, которые расположены вдоль трех стен ризницы. Шкафы произведены, предположительно, Жеронимо де Руаном в 1590-х годах и они считаются лучшим примером португальского мебельного производства конца 16-го века. На деревянных панелях шкафов можно увидеть четырнадцать картин написанных между 1600–1610 годами художником-маньеристом Симау Родригешем. На картинах изображены эпизоды из жизни святого Иеронима.
Высокий хор (Coro-Alto)
Известно, что Высокий хор был построен до 1551 года под руководством Диогу де Торралвы. Именно в 1551 году он упоминается впервые в отчете о перезахоронении останков короля Мануэла I. Помимо основной церковной функции это пространство являлось местом общих собраний монахов Ордена Иеронимитов поскольку Зал Капитула не был завершен до 19-го века.
Здесь особенно выделяются деревянные ряды, произведенные мастером Diogo de Carça в 1548-1550 гг. по проекту Диогу де Торралвы. Некоторые искусствоведы называют их одним из самых красивых произведений, оставленных нам в наследство от эпохи Возрождения.
Иеронимитские монахи, которые следовали правилам святого Августина, проводили здесь семь часов каждый день.
Над балюстрадой хоров находится скульптура «Распятый Христос» работы Филипе Бриаша (Filipe Brias). Сам балкон был разрушен в результате землетрясения 1755 года и был восстановлен только в 1883 году.
Стены пространства украшены 12-ю картинами, изображающими Апостолов а также святых Иеронима и Августина. Здесь всего десять картин с апостолами, так как две из них были потеряны во время землетрясения.
Библиотека (Livraria)
Библиотека была открыта, когда монастырь возглавил аббат Бенту де Сикейра в 1640 году. В ней находились книги, завещанные инфантом Луишем (сыном Мануэла I) и другие книги, подаренные монашеской общине. До секуляризации 1833 года в библиотеке хранилось около 8000 томов. После передачи монастыря Casa Pia в течение работ по реорганизации и перестройке книжные полки из клена безвозвратно исчезли, а большая часть книг была потеряна. Удалось сохранить несколько партий книг и рукописей, отправленных в Национальную библиотеку, архив Торре-де-Томбо (Torre de Tombo) и библиотеку Real Casa Pia de Lisboa .
Сегодня в этом помещении находится постоянная двуязычная выставка под названием «Место во времени», цель которой — показать связь истории монастыря и башни Белен с историей Португалии и мира.
Другие достопримечательности монастыря
В западном крыле монастыря находится Национальный археологический музей (Museu Nacional de Arqueologia) и Морской музей. А рядом в пристройке размещен планетарий Галуста Гюльбенкяна Западное крыло было полностью перестроено в стиле неомануэлино во второй половине 19 века.
Фотопрогулка по монастырю
Видеопрогулка по монастырю (португальский, бразильский вариант)