Вифлеемская башня (Torre de Belém): как этот самый изысканный страж Лиссабона вышел из реки на сушу

Белен и Алкантара Наследие Юнеско Памятники и монументы Памятники и монументы Лиссабона Что посмотреть в Лиссабоне?

Башня Белен (Torre de Belém — «Вифлеемская Башня»): это относительно небольшое четырёхэтажное сооружение высотой 35 метров представляет собой яркий пример архитектурного стиля мануэлино и является символом Лиссабона и Португалии. В 1983 году башня и близлежащий монастырь иеронимитов (Жеронимуш) были объявлены ЮНЕСКО памятниками Всемирного культурного наследия, в 7 июля 2007 года башня внесена в реестр Семи чудес Португалии.

Башня Белен: Карта — Как добраться — Часы работы

Avenida Brasília, Belém

Городские автобусы из центра: 727, 28, 729, 714 и 751
Трамвай из центра: 15
Пригородный поезд от станции Кайш Содре: станция Белен

С октября по май — с 10.00 до 17.30 (последний вход в 17.00)
С мая по сентябрь — с 10.00 до 18.30 (последний вход в 17.00)
Выходной: понедельник и 1 января, пасхальное воскресенье, 1 мая, 13 июня и 25 декабря.

Билеты — 6 евро, дети до 12 бесплатно

Строительство укрепления на этом месте было задумано еще в конце 15 века королем Жуаном II как часть фортификационной системы для защиты устья Тежу. Другими опорными точками этой системы были  крепость в Кашкайше и форт Сан-Себастьяна (иначе Торре-Велья) в Капарике. Как упоминает летописец Гарсиа де Резенде (Garcia de Resende) в своей «Хронике Жуана II» (Chronica de D. Joao II), две крепости не полностью защищали вход в гавань Лиссабона, и потому король приказал построить в устье Тежу еще один мощный форт с сильной артиллерией напротив уже существовавшего форта в Капарике. Жуан II умер в 1495 году, не успев осуществить задуманное.

Почти через 20 лет король Мануэль I вновь вернулся к этой идее, назначил военного архитектора Франсишку де Арруду (Francisco de Arruda) на должность «Мештре крепости Белен» и поручил подготовить проект. В 1514 году на базальтовой скале, расположенной на небольшом расстоянии от берега реки возле Рештелу-Велью, откуда отправлялись экспедиции в Индию, начались работы по возведению башни. Руководил работами «королевский строитель» Диогу Бойтака (Diogo Boitaca), который в то время уже был занят строительством монастыря Жеронимуш. Денег и материалов на новый проект не жалели, и строительство шло очень быстро. Здание было закончено в 1519 году, всего за два года до смерти короля Мануэла I. 15 сентября 1521 года новому форту было присвоено имя «Замок Сан-Висенте» (Castelo de São Vicente de Belém) в честь официального покровителя Лиссабона, а Гаспар де Пайва (Gaspar de Paiva) был назначен генералом-капитаном крепости.

Оборудованный современной для того времени артиллерией, новый форт стал главным укреплением, защищающим вход в лиссабонскую гавань. В новом строении особенно выделялась 35 метровая башня (Torre de Menagem). Этот 1000-тонный «Великий корабль» (Grande Nau), стоящий у берега Тежу, как назвали новый форт современники, должен был показать могущество Португалии как великой морской державы. Правда, многие современники уже тогда сомневались в достаточной оборонительной мощности форта и считали башню напрасной тратой денег. Стремясь придать внешним стенам больше архитектурных достоинств, его создатели не подумали, что они в итоге получились недостаточно высокими для полноценной защиты гарнизона.

Архитектор Франсишку Д´Оланда (Francisco de Holanda) в 1571 году предлагал королю Себастьяну превратить дорогую игрушку в настоящую крепость. Но молодой король был занят африканскими завоеваниями, которые в итоге стоили Португалии независимости.

В 1580 году, после непродолжительной осады, гарнизон форта вынужден был сдаться испанским войскам под командованием герцога Альбы. Лиссабон был взят, и Португалия на 60 лет перешла во владение испанских королей. В период испанского владычества подземелья башни были переоборудованы в тюрьму, которая существовала здесь до 1830 года, а жилые пространства форта были расширены для размещения большего количества солдат. Для этого к южному фасаду башни были пристроены двухэтажные «филлипинские» казармы, которые испортили элегантный экстерьер форта. В 1589 году Филипп II Испанский (Филипп I Португальский) приказал итальянскому инженеру Джованни Виченцо Казале (Giovanni Vicenzo Casale) на месте «бесполезного замка Сан-Висенте» построить хорошо защищенный форт. Инженер представил три проекта, предложив, в частиности, окружить форт бастионом больших размеров. Проект, к счастью для нас, осуществить не успели.

После реставрации португальской монархии в 1640 году в Беленской Башне был размещен таможенный пункт, собирающий пошлину за вход в лиссабонскую гавань. Во время великого землетрясения 1755 года район Белен практически не пострадал. Кстати, некоторые гиды утверждают, что в результате землетрясения русло изменило свое течение, и башня оказалась на берегу, но это не более чем городская легенда.  Исследования института архитектурного наследия доказали, что береговая линия меняла свои очертания естественным образом: в результате постепенного изменения русла северный берег реки «расширялся» на юг, таким образом приближаясь к скале, на которой была построена башня. Именно так в конце концов Башня оказалась практически на суше.

Между 1780 и 1782 годами, во времена царствования Марии I, для усиления защиты устья Тежу рядом с Беленской Башней был построен форт Бон-Суcесу (Forte do Bom Sucesso), чей бастион был соединен с западной стеной Торри-ди-Белен коридором — впоследствии его разобрали, и здания стали автономными. В настоящее время в форте Бон-Суcесу  находится Музей комбатантов (Museu do Combatente).

Во время Мигелистских войн в 1831 году Беленская башня во второй раз за всю свою историю приняла участие в боевых действиях, когда эскадра французских кораблей вошла в устье Тежу. В этот раз все прошло немного удачнее: за счет мощной артиллерийской батареи нового форта Бон-Суcесу гарнизон выстоял, хотя французская эскадра прошла в Лиссабон, а сама Торри де Белен сильно пострадала.

Позднее, во время царствования Марии II поэт Алмейда Гарретт выступил с призывом восстановить башню. Работы по реставрации прошли в 1845-46 годах под руководством герцога Терсейры и военного инженера Антонио де Азеведу-и-Кунья (António de Azevedo e Cunha). Во время ремонтных работ были разобраны филиппинские казармы и восстановлены пострадавшие элементы, в частности, балюстрада вдоль южного фасада и ниша со скульптурой Девы Марии.

Lighthouse

В 1865-67 гг. на юго-восточной террасе здания был установлен маяк, а в помещениях башни разместили телеграфную станцию. Рядом построили газовый завод, дань эре индустриализации. Уже сразу после постройки этот завод вызвал у лиссабонцев многочисленные протесты: горожанам не понравилось соседство изящной Беленской башни и сугубо утилитарной постройки с трубами. Завод, впрочем, проработал вплоть до сороковых годов 20 века, пока правительство Салазара не приняло решение его снести. Пространство между монастырем Жеронимуш и Башней понадобилось для проведения в 1940 году крупнейшей в то время выставки достижений Португалии — Mundo Português (Португальский мир).

В 1953-56 гг. по проекту ландшафтного дизайнера Антонио Виана Баррето были проведены работы по интеграции башни с местной береговой линией. В 1983 году в Белене прошла 17-я Европейская выставка искусств, науки и культуры,  в связи с чем в Торри-ди-Белен и на территории рядом провели частичную реконструкцию. Территорию вокруг Башни заполнили водой. В этом же году Башня Белен была классифицирована ЮНЕСКО как объект Всемирного наследия. С февраля 1997 года по январь 1998 года были проведены полные реставрационные работы, и 7 июля 2007 года Башню Белен внесли в список Семи чудес Португалии.

Прогулка.

Форт состоит из прямоугольной башни (Torre de Menagem) и устремленного к югу бастиона в форме неправильного шестиугольника. По углам основания бастиона, под круглыми смотровыми башнями (бартизанами), расположены скульптуры, изображающие животных. Самая интересная — фигура невиданного тогда в Европе носорога, которая находится на западном фасаде. Это первое скульптрурное изображение носорога в европейском искусстве и, вероятно, моделью скульптору послужил настоящий живой носорог, которого король Мануэл I послал в дар папе Льву X в 1515 году.

Внешние элементы декора состоят из обязательных для стиля мануэлино изображений крестов Ордена Христа, декоративных веревок и морских узлов, а также армиллярных сфер. Как и сам стиль мануэлино, его классические элементы — прямая отсылка к королю Мануэлу I: он был рыцарем Ордена Христа, при нем случился расцвет Эпохи Великих географических открытий, и потому на личном знамени короля всегда присутствовали  армиллярные сферы как символ морского могущества страны.

Фотопрогулка

В северо-восточном углу бастиона расположены подъемный мост и ворота, увенчанные королевским гербом и небольшими колоннами с армиллярными сферами по сторонам. Через ворота посетитель попадает на нижний этаж бастиона (№1 на схеме) — помещение со сводчатыми потолками, поддерживаемыми каменными арками, где  17 пушек смотрят в амбразуры, из которых хорошо просматривается река. В середине пространства, над казематом, находится открытый клуатр с готическими арками — внутренний двор был необходим для рассеивания дыма от пушек.

В северной части находится круговая лестница, по которой посетители попадают на второй этаж (№2), то есть террасу бастиона, окруженную невысокой стеной с бартизанами. Стена украшенна щитами с символикой Ордена Христа. Пространство второго этажа использовалось для размещения легкой пехоты.

Такое двухэтажное устройство бастиона тогда было применено в Португалии впервые и знаменовало собой новую ступень в развитии военной архитектуры. Некоторые из украшений второго этажа датируются 1840-ми годами и выполнены в стиле нео-мануэлино. На южной стороне ограды клуатра находится скульптура Богородицы с младенцем. Это статуя Девы Марии Вифлеемской, также называемая Богоматерью Винограда или Девой Безопасного Возвращения Домой, которая держит ребенка в правой руке и гроздь винограда в левой.

Вход в башню находится в северной части терассы. Башня — это, в сущности, четырехэтажный параллелепипед с основанием в виде квадрата со стороной 12 метров.  Снаружи на уровне второго этажа башни в северо-восточном и северо-западном углах в нишах размещены скульптуры святого Викентия Сарагосского (Сан-Висенте) и архангела Михаила. На южном фасаде башни на уровне третьего этажа, между двух арочных окон, находится большой барельеф с королевским гербом.

Первый этаж башни занимает Зал Губернатора (Sala do Governador — №4). Под залом расположена цистерна для воды. Попасть на следующий этаж можно, пройдя в небольшую дверь, за которой скрывается винтовая лестница.

На втором этаже расположен Королевский Зал (Sala dos Reis — №5), откуда можно выйти на балкон, увенчанный семью арками.  На третьем этаже мы попадаем в Зал Аудиенций (Sala das Audiências — №6). На четвертом  находится часовня (№7). Верхний этаж окружен балконом с оградой, украшенной барельефами, которые изображают щиты рыцарей Ордена Христа. Отсюда можно подняться на крышу Торри де Белен: с этой террасы (№8),  огороженной невысокой стеной с пирамидальными колоннами и бартизанами,  открывается великолепный вид.

Видеопрогулка

Беленская башня, панорама

Полезные ресурсы: Торри-ди-Белен — панорамный вид 360

Тэги

2 thoughts on “Вифлеемская башня (Torre de Belém): как этот самый изысканный страж Лиссабона вышел из реки на сушу

  1. Бом СуКессу? Ребята, вы шутите? Или кто-то упал головой с этой башни? И какого хрена надо всё время образиливать произношение? Пишите уж тогда Торри джи Белейнь! В остальном — поздравляю, хорошая статья! 🙂

    1. Axel, вы правы! Нашли верную транслитерацию и исправили. Спасибо, что обратили внимание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *