Башня Белен (Torre de Belém — «Вифлеемская Башня»): это относительно небольшое четырёхэтажное сооружение высотой 35 метров представляет собой яркий пример архитектурного стиля мануэлино и является символом Лиссабона и Португалии. В 1983 году башня и близлежащий монастырь иеронимитов (Жеронимуш) были объявлены ЮНЕСКО памятниками Всемирного культурного наследия, в 7 июля 2007 года башня внесена в реестр Семи чудес Португалии.
Строительство укрепления на этом месте было задумано еще в конце 15 века королем Жуаном II как часть фортификационной системы для защиты устья Тежу. Другими опорными точками этой системы были крепость в Кашкайше и форт Сан-Себастьяна (иначе Торре-Велья) в Капарике. Как упоминает летописец Гарсиа де Резенде (Garcia de Resende) в своей «Хронике Жуана II» (Chronica de D. Joao II), две крепости не полностью защищали вход в гавань Лиссабона, и потому король приказал построить в устье Тежу еще один мощный форт с сильной артиллерией напротив уже существовавшего форта в Капарике. Жуан II умер в 1495 году, не успев осуществить задуманное.
Почти через 20 лет король Мануэль I вновь вернулся к этой идее, назначил военного архитектора Франсишку де Арруду (Francisco de Arruda) на должность «Мештре крепости Белен» и поручил подготовить проект. В 1514 году на базальтовой скале, расположенной на небольшом расстоянии от берега реки возле Рештелу-Велью, откуда отправлялись экспедиции в Индию, начались работы по возведению башни. Руководил работами «королевский строитель» Диогу Бойтака (Diogo Boitaca), который в то время уже был занят строительством монастыря Жеронимуш. Денег и материалов на новый проект не жалели, и строительство шло очень быстро. Здание было закончено в 1519 году, всего за два года до смерти короля Мануэла I. 15 сентября 1521 года новому форту было присвоено имя «Замок Сан-Висенте» (Castelo de São Vicente de Belém) в честь официального покровителя Лиссабона, а Гаспар де Пайва (Gaspar de Paiva) был назначен генералом-капитаном крепости.
Оборудованный современной для того времени артиллерией, новый форт стал главным укреплением, защищающим вход в лиссабонскую гавань. В новом строении особенно выделялась 35 метровая башня (Torre de Menagem). Этот 1000-тонный «Великий корабль» (Grande Nau), стоящий у берега Тежу, как назвали новый форт современники, должен был показать могущество Португалии как великой морской державы. Правда, многие современники уже тогда сомневались в достаточной оборонительной мощности форта и считали башню напрасной тратой денег. Стремясь придать внешним стенам больше архитектурных достоинств, его создатели не подумали, что они в итоге получились недостаточно высокими для полноценной защиты гарнизона.
Архитектор Франсишку Д´Оланда (Francisco de Holanda) в 1571 году предлагал королю Себастьяну превратить дорогую игрушку в настоящую крепость. Но молодой король был занят африканскими завоеваниями, которые в итоге стоили Португалии независимости.
В 1580 году, после непродолжительной осады, гарнизон форта вынужден был сдаться испанским войскам под командованием герцога Альбы. Лиссабон был взят, и Португалия на 60 лет перешла во владение испанских королей. В период испанского владычества подземелья башни были переоборудованы в тюрьму, которая существовала здесь до 1830 года, а жилые пространства форта были расширены для размещения большего количества солдат. Для этого к южному фасаду башни были пристроены двухэтажные «филлипинские» казармы, которые испортили элегантный экстерьер форта. В 1589 году Филипп II Испанский (Филипп I Португальский) приказал итальянскому инженеру Джованни Виченцо Казале (Giovanni Vicenzo Casale) на месте «бесполезного замка Сан-Висенте» построить хорошо защищенный форт. Инженер представил три проекта, предложив, в частиности, окружить форт бастионом больших размеров. Проект, к счастью для нас, осуществить не успели.
После реставрации португальской монархии в 1640 году в Беленской Башне был размещен таможенный пункт, собирающий пошлину за вход в лиссабонскую гавань. Во время великого землетрясения 1755 года район Белен практически не пострадал. Кстати, некоторые гиды утверждают, что в результате землетрясения русло изменило свое течение, и башня оказалась на берегу, но это не более чем городская легенда. Исследования института архитектурного наследия доказали, что береговая линия меняла свои очертания естественным образом: в результате постепенного изменения русла северный берег реки «расширялся» на юг, таким образом приближаясь к скале, на которой была построена башня. Именно так в конце концов Башня оказалась практически на суше.
Между 1780 и 1782 годами, во времена царствования Марии I, для усиления защиты устья Тежу рядом с Беленской Башней был построен форт Бон-Суcесу (Forte do Bom Sucesso), чей бастион был соединен с западной стеной Торри-ди-Белен коридором — впоследствии его разобрали, и здания стали автономными. В настоящее время в форте Бон-Суcесу находится Музей комбатантов (Museu do Combatente).
Во время Мигелистских войн в 1831 году Беленская башня во второй раз за всю свою историю приняла участие в боевых действиях, когда эскадра французских кораблей вошла в устье Тежу. В этот раз все прошло немного удачнее: за счет мощной артиллерийской батареи нового форта Бон-Суcесу гарнизон выстоял, хотя французская эскадра прошла в Лиссабон, а сама Торри де Белен сильно пострадала.
Позднее, во время царствования Марии II поэт Алмейда Гарретт выступил с призывом восстановить башню. Работы по реставрации прошли в 1845-46 годах под руководством герцога Терсейры и военного инженера Антонио де Азеведу-и-Кунья (António de Azevedo e Cunha). Во время ремонтных работ были разобраны филиппинские казармы и восстановлены пострадавшие элементы, в частности, балюстрада вдоль южного фасада и ниша со скульптурой Девы Марии.
В 1865-67 гг. на юго-восточной террасе здания был установлен маяк, а в помещениях башни разместили телеграфную станцию. Рядом построили газовый завод, дань эре индустриализации. Уже сразу после постройки этот завод вызвал у лиссабонцев многочисленные протесты: горожанам не понравилось соседство изящной Беленской башни и сугубо утилитарной постройки с трубами. Завод, впрочем, проработал вплоть до сороковых годов 20 века, пока правительство Салазара не приняло решение его снести. Пространство между монастырем Жеронимуш и Башней понадобилось для проведения в 1940 году крупнейшей в то время выставки достижений Португалии — Mundo Português (Португальский мир).
В 1953-56 гг. по проекту ландшафтного дизайнера Антонио Виана Баррето были проведены работы по интеграции башни с местной береговой линией. В 1983 году в Белене прошла 17-я Европейская выставка искусств, науки и культуры, в связи с чем в Торри-ди-Белен и на территории рядом провели частичную реконструкцию. Территорию вокруг Башни заполнили водой. В этом же году Башня Белен была классифицирована ЮНЕСКО как объект Всемирного наследия. С февраля 1997 года по январь 1998 года были проведены полные реставрационные работы, и 7 июля 2007 года Башню Белен внесли в список Семи чудес Португалии.
Прогулка.
Форт состоит из прямоугольной башни (Torre de Menagem) и устремленного к югу бастиона в форме неправильного шестиугольника. По углам основания бастиона, под круглыми смотровыми башнями (бартизанами), расположены скульптуры, изображающие животных. Самая интересная — фигура невиданного тогда в Европе носорога, которая находится на западном фасаде. Это первое скульптрурное изображение носорога в европейском искусстве и, вероятно, моделью скульптору послужил настоящий живой носорог, которого король Мануэл I послал в дар папе Льву X в 1515 году.
Внешние элементы декора состоят из обязательных для стиля мануэлино изображений крестов Ордена Христа, декоративных веревок и морских узлов, а также армиллярных сфер. Как и сам стиль мануэлино, его классические элементы — прямая отсылка к королю Мануэлу I: он был рыцарем Ордена Христа, при нем случился расцвет Эпохи Великих географических открытий, и потому на личном знамени короля всегда присутствовали армиллярные сферы как символ морского могущества страны.
Вид из окна Зала Королей Южный фасад, вид из клуанта Нижний этаж бастиона Скульптура Носорога Зал Аудиенций Вид на террасу и клуатр бастиона Скульптура Девы Марии на террасе бастиона
В северо-восточном углу бастиона расположены подъемный мост и ворота, увенчанные королевским гербом и небольшими колоннами с армиллярными сферами по сторонам. Через ворота посетитель попадает на нижний этаж бастиона (№1 на схеме) — помещение со сводчатыми потолками, поддерживаемыми каменными арками, где 17 пушек смотрят в амбразуры, из которых хорошо просматривается река. В середине пространства, над казематом, находится открытый клуатр с готическими арками — внутренний двор был необходим для рассеивания дыма от пушек.
В северной части находится круговая лестница, по которой посетители попадают на второй этаж (№2), то есть террасу бастиона, окруженную невысокой стеной с бартизанами. Стена украшенна щитами с символикой Ордена Христа. Пространство второго этажа использовалось для размещения легкой пехоты.
Такое двухэтажное устройство бастиона тогда было применено в Португалии впервые и знаменовало собой новую ступень в развитии военной архитектуры. Некоторые из украшений второго этажа датируются 1840-ми годами и выполнены в стиле нео-мануэлино. На южной стороне ограды клуатра находится скульптура Богородицы с младенцем. Это статуя Девы Марии Вифлеемской, также называемая Богоматерью Винограда или Девой Безопасного Возвращения Домой, которая держит ребенка в правой руке и гроздь винограда в левой.
Вход в башню находится в северной части терассы. Башня — это, в сущности, четырехэтажный параллелепипед с основанием в виде квадрата со стороной 12 метров. Снаружи на уровне второго этажа башни в северо-восточном и северо-западном углах в нишах размещены скульптуры святого Викентия Сарагосского (Сан-Висенте) и архангела Михаила. На южном фасаде башни на уровне третьего этажа, между двух арочных окон, находится большой барельеф с королевским гербом.
Первый этаж башни занимает Зал Губернатора (Sala do Governador — №4). Под залом расположена цистерна для воды. Попасть на следующий этаж можно, пройдя в небольшую дверь, за которой скрывается винтовая лестница.
На втором этаже расположен Королевский Зал (Sala dos Reis — №5), откуда можно выйти на балкон, увенчанный семью арками. На третьем этаже мы попадаем в Зал Аудиенций (Sala das Audiências — №6). На четвертом находится часовня (№7). Верхний этаж окружен балконом с оградой, украшенной барельефами, которые изображают щиты рыцарей Ордена Христа. Отсюда можно подняться на крышу Торри де Белен: с этой террасы (№8), огороженной невысокой стеной с пирамидальными колоннами и бартизанами, открывается великолепный вид.
Видеопрогулка
Полезные ресурсы: Торри-ди-Белен — панорамный вид 360
Бом СуКессу? Ребята, вы шутите? Или кто-то упал головой с этой башни? И какого хрена надо всё время образиливать произношение? Пишите уж тогда Торри джи Белейнь! В остальном — поздравляю, хорошая статья! 🙂
Axel, вы правы! Нашли верную транслитерацию и исправили. Спасибо, что обратили внимание