Лифт Санта-Жушта: лучшее творение непризнанного гения

Байша Памятники и монументы Памятники и монументы Лиссабона Транспорт Лиссабона Шиаду и Кайш-Содре

Ажурный подъемник в неоготическом стиле, известный как Elevador do Carmo (Элевадор ду Карму) или Elevador de Santa Justa (Элевадор де Санта Жушта), был открыт в 1902 году как часть новой транспортной системы Лиссабона, призванной облегчить передвижение горожан между районами, расположенными на холмах. В то время в городе уже действовали два лифта и шесть фуникулеров. Новый, третий по счету лифт связывал районы Байша и Шиаду, облегчая подъем к площади ду Карму (Largo do Carmo) от улицы Санта Жушта (Rua de Santa Justa).

Карта — Адрес — Как добраться — Расписание

Rua de Santa Justa, Baixa — Largo do Carmo, Chiado

Станция метро Baixa-Chiado

Ежедневно май-октябрь с 07.30 — 23.00. (смотровая с 9.00); ноябрь — апрель с 7.30 — 21.00 (смотровая с 9.00) 

Подъем+Спуск и вход на смотровую 5,15 Евро. Отдельный вход на смотровую — 1,5 Евро. Проезд в одну сторону по карте Zapping — 1,3 Евро. Бесплатно для держателей LisboaCard

Чтобы избежать путаницы, сразу заметим: все фуникулеры, подъемники на канатной тяге и лифты в Португалии называют просто «элевадор», что в переводе означает «лифт». Для фуникулеров также используют архаизм «ашенсор» (ascensor), что значит «подъемник».

На рубеже XIX и XX веков, когда Европа переживала небывалый технический прорыв, элевадоры стали строиться в Португалии почти повсеместно. И главной фигурой этого периода стал португальский инженер французского происхождения Рауль Меснье де Понсар (Raoul Mesnier de Ponsard). Именно по его проекту построен лифт ду Карму.

Удивительно, но один из лучших инженеров своего времени, автор множества великолепных сооружений Рауль Меснье де Понсар сильно недооценен и миром, и Португалией. Здесь его часто называют учеником Гюстава Эйфеля, очевидно, желая таким образом связать ажурный лифт Санта Жушта со знаменитой парижской башней. Но вообще говоря, и лифт, и его создатель абсолютно самодостаточны и нисколько не теряют от того, что Понсар никогда не был учеником Эйфеля — он, как и многие инженеры того времени, применял его приемы и следовал существующей моде. Нет никаких записей, подтверждающих, что Понсар когда-либо работал с Эйфелем.

Он родился в 1849 году в Порту, в семье французского промышленника Жака де Понсара. Окончив среднюю школу, Рауль поступил в Университет Коимбры и параллельно закончил два курса: по математике и философии. Почувствовав необходимость углубить свои знания, Рауль уехал за границу и уже там окончательно определился с делом своей жизни: он хотел заниматься машиностроением. Франция, Германия, Швейцария — везде молодой португальский инженер старался получить самые передовые знания.

В Швейцарии ему выпала возможность работать в мастерской знаменитого инженера Никлауса Риггенбаха, специалиста по горным подъемникам. Именно Риггенбах, изобретатель зубчатой железной дороги и фуникулера с водяным балластом, стал главным учителем Понсара и позитивно повлиял на его дальнейшую карьеру. По возвращении в Португалию Рауль Понсар построил первый на Пиренейском полуострове фуникулер Бом Жезуш в Браге (Elevador do Bom Jesus do Monte), использовав систему, разработанную Риггенбахом. Этот проект принес ему оглушительный успех и репутацию выдающегося инженера. Сам Риггенбах приехал в Португалию на церемонию открытия нового подъемника, которая прошла в Браге в 1882 году.

Канатный трамвай Граса в районе старой Арки Сан-Андре

После такого успеха Рауль получил подряд на разработку и строительство новой городской транспортной системы Лиссабона. Уже через два года, созданная им компания Companhia dos Ascensores Mecânicos de Lisboa ввела в строй первый лиссабонский фуникулер Лавра, связавший Калсада-ду-Лаврa с Кампу-де-Сантана. В первый день работы 19 апреля 1884 года подъемник перевез более 3 тысяч пассажиров, проработав 16 часов подряд. Как и элевадор Бом Жезуш, изначально это был фуникулер с водяным балластом, который электрифицировали только в 1910 году. Затем на той же основе были построены фуникулер Глория (1885) и фуникулер Бика (1888). Все эти подъемники работают до сих пор.

Помимо коротких фуникулеров Рауль Понсар разработал и построил три первые трамвайные линии на канатной тяге (канатный трамвай), став таким образом прародителем трамвайной системы Лиссабона. В 1890 году было открыто движение элевадора Эштрела между площадью Камоэнса и Базиликой Эштрела. Сейчас этот отрезок стал частью маршрута 25 и 28 трамваев. В 1893 году был пущен в строй элевадор Граса, поднимавший пассажиров от Руа да Палма до монастыря Граса. Ныне это часть 12 трамвайного маршрута. Еще один канатный трамвай, Сан Себастьян да Педрейра, был построен в 1899 году и работал на маршруте от площади Росиу до района Сан-Себастьян. Это был самый длинный канатный маршрут города, по которому затем стали ходить трамваи. Сейчас этот маршрут не существует.

Лифт Библиотеки

Но самыми заметными сооружениями, построенными Понсаром, были городские лифты, среди которых главным стал Элевадор ду Карму.

А первый лиссабонский городской лифт был возведен Понсаром в 1892 году в холле старого отеля «Универсал» (Hotel Universal — ныне не существует). На нем можно было подняться на 4 этажа от Руа ду Крусифишу (Rua do Crucifixo) в Байше до Руа Гарретт в Шиаду. В 1913 году при перестройке торгового центра Armazéns do Chiado лифт стал его частью. Со временем старую «понсаровскую» конструкцию заменили современным лифтом.

Еще один лифт, Elevador do Município или Elevador da Biblioteca, был построен в 1897 году и связал площадь Святого Жулиана (Largo de São Julião — ныне Praça do Município) с площадью Библиотеки (Largo da Biblioteca, ныне Largo da Academia Nacional de Belas Artes) по металлическому мосту через террасу дворца Visconde de Coruche. Этот лифт бесперебойно проработал до 1915 года и был остановлен лишь однажды во время неудачного антимонархического переворота 28 января 1908 года, получившего название «Лифтовый переворот» (O Golpe do Elevador da Biblioteca). В 1915 году лифт был закрыт. А между тем именно он и был прообразом знаменитого теперь лифта Санта Жушта.

Проект Санта Жушта предложен городскому совету Лиссабона в 1892 году, но был одобрен не сразу, и строительство началось только в 1900 году. 31 августа 1901 года был установлен мостовой переход между башней лифта и площадью ду Карму. Операция по подъему моста была осложнена тем, что городской совет Лиссабона запретил использовать здания рядом для установки временных опор и конструкций, а также перекрывать Руа ду Карму. Понсар нашел решение, соединив шарнирами один из концов моста с башней лифта. Другой конец моста был поднят лебедками к верхнему входу как стрела башенного крана. Вся операция заняла около 4 часов и прошла без ошибок. За подъемом моста наблюдала огромная толпа, а открыл мостовой переход лично король Карлуш I. После этого почти год велись работы по установке и проверке всех механизмов лифта.

дЭлевадор Санта Жушта. Фото 1902 года

10 июля 1902 года лифт был открыт для горожан. День был дождливый, но это не остановило толпы лиссабонцев, желавших прокатиться на новой городской диковине и полюбоваться панорамой города с лифтовой площадки — об этом фантастическом виде говорили не меньше чем о самом лифте. Ровно в полдень кабина была запущена, и первая группа гостей поднялась наверх под национальный гимн, исполняемый военным оркестром. Это было событие национального масштаба. Все газеты вышли в тот день с поздравительными заголовками. К сожалению, сам Понсар не смог присутствовать на церемонии открытия из-за болезни.

Лифт вечером

Лифт Санта Жушта представляет собой 45 метровую чугунную конструкцию в виде башни, стоящей на лестнице Санта Жушта. Верхний ярус лифта соединен с верхним выходом на Ларго ду Карму 25 метровым мостом, нависающим над улицей ду Карму. Две кабины лифта, каждая их которых вмещает 29 человек, выполнены из дерева и украшены резьбой. Подъем осуществляется на 31,26 метров. Все металлические конструкции и опоры лифта украшены фигурным литьем в неоготическом стиле, что создает удивительный эффект эстетического единства с находящимся рядом монастырем ду Карму. Первоначально двигатели лифта были паровыми, пока в 1907 году их не заменили на более чистые и менее шумные электрические двигатели. На самом верху башни размещена смотровая площадка, куда от верхнего яруса лифта ведут две винтовые лестницы. Чтобы попасть на смотровую площадку, подниматься на лифте необязательно, можно войти туда по лифтовому мосту.

Ровно через 100 лет после открытия, в 2002 году, лифт Санта Жушта, а также фуникулеры, построенные Раулем Понсаром, были объявлены национальными памятниками. Сейчас лифт является одной из самых посещаемых достопримечательностей города и входит в топ-10 мест, обязательных для посещения. Чтобы прокатиться на лифте, придется отстоять значительную очередь, если конечно вы не пришли к самому открытию в 7.30 утра. Стоимость билетов — 5,15 евро: спуск-подъем плюс вход на смотровую площадку. Дешевле будет использовать транспортную карту zapping, тогда за подъем вы заплатите всего 1,3 евро.

Вид на лифт с террас ду Карму

Недавно от верхнего входа лифтового моста открыли лестничные спуски в Шиаду, к улице Гаррет, и к просторным террасам монастыря ду Карму, что находятся у основания разрушенного собора. Террасы эти заняты модными барами и очень популярны у лиссабонской молодежи.

Подробнее о подъеме на лифте и видах со смотровой площадки читайте в этом материале.

Фотопрогулка

1 thought on “Лифт Санта-Жушта: лучшее творение непризнанного гения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *