Лиссабон с птичьего полета: подъём на лифте Санта Жушта

Байру-Алту и Принсип-Реал Байша Прогулки по Лиссабону

Свой рассказ о Великом лиссабонском землетрясении 1755 года я закончила обещанием показать город, построенный на руинах разрушенного Лиссабона. Чтобы охватить одним взглядом новый Лиссабон, приглашаю вас подняться на смотровую площадку лифта Санта Жушта.

foto 2
Можно подниматься и по лестницам… Здесь начианется Калсада ду Дюк (Calçada do Duque) — самый короткий путь из Байшы в Байру-Алту

Бесспорно, Лиссабон, расположенный не просто на холмах, а на очень крутых холмах, очень красив, но жить в нем непросто. Подниматься из нижних районов в верхние пешком, по бесконечным лестницам, было для жителей Лиссабона довольно утомительно, пока в городе не построили подъемники. Лифт Санта Жушта (Elevador de Santa Justa), связывающий нижний район Байша с верхним Шиаду, – не только вид местного транспорта, но, так же как и старинный трамвай, — лиссабонская достопримечательность. Это единственный вертикальный лифт в Лиссабоне, остальные три подъемника — фуникулеры.

foto 3
Лифт Санта Жушта

Лифт, который находится в самом центре города, на пересечении роскошной улицы Руа ду Ору с Руа ду Санта Жушта, построен по проекту Рауля Меснье дю Понсара. Он был открыт в 1902 году, а в 2002 году, когда лифту исполнилось 100 лет, он был признан памятником национального значения.
Лифт давно уже перестал быть просто городским средством передвижения – перед ним всегда стоит очередь: туристы желают подняться вверх на 32 метра (высота семиэтажного дома), чтобы полюбоваться панорамой Лиссабона.

foto 4
Металлическое кружево

Прежде чем подниматься, посмотрим на металлическое кружево в неоготическом стиле, которым лифт «одет» сверху донизу. Эта филигранная отделка, в каждом поясе лифта уникальная, облагораживает конструкцию, но не маскирует ее — мы видим, как в шахтах прекрасной ажурной башни движутся массивные кабины.

foto 7
Кабина готова к подъему

Кабины, тяжеловесные по сравнению с легким, окрашенным в светлый тон металлом, выполнены из добротного полированного дерева, украшены зеркалами. Каждая кабина рассчитана на 29 пассажиров, в ней 10 сидячих мест и 19 стоячих. В кабинах хозяйничают лифтеры, которые продают билеты и управляют движением лифта. При посадке и во время подъема рекомендуется внимательно следить за своими карманами и сумками – в лифте разъезжают воришки, которые ловко прикидываются туристами.

foto 8
Нижняя смотровая площадка

Выйдя из кабины лифта, пассажиры попадают на нижнюю смотровую площадку, с которой можно подняться по винтовой лесенке еще выше, на высоту 45 метров.

foto 9
Винтовые лесенки на верхнюю смотровую площадку

Кружевной пешеходный мостик ведет на уютную площадь Ларгу ду Карму (Largo do Carmo) мимо руин монастыря ду Карму (ныне археологический музей). Церковь монастыря умышленно не восстановили — ее руины (конечно же, укрепленные и законсервированные) оставлены как вечное напоминание о катастрофическом землетрясении 1755 года. Интересно, что стены храма рухнули, а несущие арки выдержали подземные толчки.

foto 10
Пешеходный мостик

Все, что осталось с «доземлетрясенческой» эпохи, будь то фрагмент портала, оконный проем, капитель колонны, в Португалии очень ценится, особо отмечается в путеводителях. В монастырской церкви ду Карму сохранилась каменная резьба портала.

foto 12
Руины церкви ду Карму
foto 13
Фрагмент портала церкви ду Карму
foto 14
Площадь Ларгу ду Карму

Вернемся на смотровую площадку и окинем взглядом город, построенный благодаря железной воле и энергии маркиза де Помбала, великого реформатора Португалии, которого иной раз сравнивают с Петром Первым. Реформы, которые Помбал столь успешно проводил при жизни безвольного и полностью ему доверившегося короля Жозе Первого, были сведены на нет, когда португальский престол унаследовала дочь Жозе, королева Мария Набожная. Помбал, который своей жесткостью и деспотичностью нажил немало врагов, едва избежал смертной казни по обвинению в коррупции. Он окончил жизнь в изгнании, и от его начинаний ничего не осталось. Ничего, кроме нового Лиссабона.

foto 15
Квартал Байша
foto 17
Улица ду Карму связывает кварталы Байша и Шиаду

Нижний город, Байша (что в переводе с португальского и «низкий»), который виден со смотровых площадок лифта, свидетели лиссабонской катастрофы уподобляли аравийской пустыне. Сейчас он покрыт сетью прямых очень широких улиц – это один из первых опытов регулярного градостроительства в Европе. Сверху нам открывается вся логика и красота градостроительного замысла: одни улицы протянулись от площади Росиу к площади Коммерции (Праса ду Комерсиу) и к набережной Тежу, другие пересекают их и идут параллельно реке. Улицы вымощены мозаикой из брусчатки, напоминающей узорный паркетный пол или ковер, застроены высокими импозантными домами с лепниной, стены некоторых домов выложены цветной плиткой.

foto 18
Мозаичные мостовые на улице Руа Аугушта

К названию восстановленного района «Байша» часто прибавляют слово «Помбалина», а стиль, который утвердился в португальской архитектуре во второй половине 18 века, тоже назван в честь маркиза же Помбала – помбалино. Искусствоведы отмечают, что название это связано не столько с какими-то характерными признаками стиля (хотя можно говорить о позднем барокко, об элементах классицизма), а с явлением в целом – с комплексным решением уникальной градостроительной задачи. В очень короткие сроки, буквально за десятилетие, по единому проекту, усилием множества людей, был заново возведен целый город. Стиль помбалино не экспортируется, он существует только в Лиссабоне.

foto 19
Дома в квартале Байша на Руа Аугушта

Дома в стиле помбалино не только красивы и удобны для жилья – они построены с учетом сейсмической устойчивости. Модели зданий испытывались на прочность самым серьезным образом: мимо них, имитируя землетрясение, маршировали войска, и к исполнению принимались лишь те модели, которые при искусственном сотрясении почвы не разваливались.

foto 20
Вид на монастырь Граса, возвышающийся над кварталом Морария
foto 21
Вид на замок Святого Георгия

Нижний город с его строгой структурой, размеренностью, просторностью контрастирует с живописными, тесно застроенными холмами, которые окружают квартал Байша с трех сторон, подобно амфитеатру, возвышающемуся над партером. Ну а где сцена? Сцена – это блестящая, неимоверно широкая гладь Тежу.

foto 23
Вид на площадь Россиу — здесь был центр старого Лиссабона

Со смотровых площадок лифта прекрасно видна площадь Росиу (Praça Rossio или ) с памятником в центре. Это отнюдь не памятник маркизу де Помбалу, как можно было бы ожидать. 27-метровую колонну венчает фигура короля Педро Четвертого, прославившегося тем, что он стал первым королем Бразилии. Памятник Помбалу в городе тоже, конечно, есть, но расположен он вдали от любимого детища маркиза, района Байша Помбалина, на площади маркиза де Помбала (Praca Marques do Pombal).

foto 24
Мозаичные волны на площади Росиу

Площадь Росиу обрела свой сегодняшний облик в 19 веке. В 1847 году было построено здание национального театра, площадь замостили волнообразными узорами из мозаики так искусно, что ее поверхность кажется объемной. Когда в 1874 году появился уже упомянутый памятник королю Педро Четвёртому, с двух сторон от него поставили элегантные фонтаны французской работы.

foto 26
Фонтан на площади Росиу

Площадь Росиу, как и весь прилегающий к ней квартал Байша, очень просторна. Ощущение необъятного светлого пространства не оставляет нас в Лиссабоне. Здесь все время надо подниматься к небу или спускаться к реке, смотреть или с высоты или в высоту. Конечно, есть в Европе столицы более роскошные и ухоженные, чем Лиссабон, но тем не менее, именно этот город запоминается навсегда и манит вернуться.


Автор Марина Аграновская
Живой журнал автора
Фото автора

Тэги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *