35 женщин, творивших историю Португалии

История Португалии Люди Португалия ТОП: лучшее
Поделиться с друзьями
  • 401
  • 9
  •  
  •  
  •  

Королева, булочница, царица гарема. Актриса, гинеколог, крестьянка. Скульптор. Журналист. Физик-ядерщик или солдат. Португалки на протяжении веков доказывают: женщина может быть тем, кем хочет. А если обстоятельства против – значит, надо их менять.


Королева Изабел. Santa Isabel (1271-1336).

Королева-консорт Португалии, инфанта Арагона, супруга короля Диниша I. Носит прозвища «Святая королева» (A Rainha Santa) и «Миротворица» (A Pacificadora) – за то, что помогала помириться Динишу и его сыну, поднявшему против него восстание. Основывала больницы, школы и приюты. Несмотря на то, что Финиш вел жизнь свободную и имел множество любовниц, оставалась примером верной жены. После смерти мужа удалилась в основанный ею францисканский монастырь Святой Клары в Коимбре. Но когда её сын Афонсу IV начал войну против кастильского короля Альфонса XI из-за дурного обращения с Марией Португальской, дочерью первого и женой второго, Изабелла вновь отправилась в путь и успела воспрепятствовать битве, примирив обоих, но заболела и скончалась в Эштремоше, у несостоявшегося поля битвы.


Инеш ди Каштру. Ines de Castro (1325-1355).

Фаворитка короля Педру I, которую после смерти неоднократно пытались признать его законной женой. Король Педру после восшествия на трон в мае 1357 года утверждал, что он тайно обвенчался с Инес де Кастро (как только не стало его жены Констансы). Однако документальных подтверждений этого не найдено. Как нет и каких-либо свидетельств жуткой церемонии, якобы состоявшейся в 1357 году, известной под названием «Коронация Мертвой Королевы»: Педру I якобы приказал вынуть из могилы тело Инеш, облечь его в королевские одеяния, надеть корону, посадить на трон и оказывать королевские почести, присягая на верность посредством целования руки её трупа.


Бритеш ди Алмейда. Brites de Almeida (1350 – ?).

Легендарная Булочница из Алжубарроты (Padeira de Aljubarrota). Родилась приблизительно в 1350 году в городе Фару в небогатой семье владельца таверны и выросла очень некрасивой, но крепкой, отличалась бесстрашием и скандальным поведением. Согласно легенде, на каждой руке у нее было по 6 (по другим сведениям, 8) пальцев. Из-за своей внешности она не могла выйти замуж, и в 26 лет, когда ее родители умерли, она продала доставшееся ей наследство и начала странствовать, торгуя на различных ярмарках. На ее долю пришлось множество приключений, например, побег в Испанию на лодке, которую захватили алжирские пираты и продали Бритеш в качестве рабыни знатному мавру. Однако в конце концов она снова оказалась в Португалии и поселилась в Алжубарроте, где вышла замуж за местного крестьянина, а сама стала владелицей пекарни. Около Алжубарроты 14 августа 1385 года произошло знаменитое сражение между португальской и кастильской армиями. Немногочисленное войско португальцев при поддержке английских лучников разгромило превосходящие силы кастильцев, которые начали разбегаться с поля боя. Семеро из них спрятались в пустом доме Бритеш, где забрались в большую печь. Когда хозяйка вернулась домой и обнаружила там врагов, то она схватила лопату, которой обычно доставала хлеб из печи, и ею перебила их всех. После этого она с группой других женщин образовали отряд и начали преследовать разбежавшихся по окрестностям кастильцев, безжалостно убивая их. Ученые спорят о правдивости этой истории, но тем не менее Бритеш ди Алмейда стала народной и фольклорной героиней португальского народа. На гербе фрегезии Празереш-де-Алжубаррота в ее честь изображена лопата.


Беатрис де Визеу. Beatriz de Portugal (1430-1506).

Португальская инфанта из Ависской династии, государственный деятель, мать короля Мануэла I. Беатрис играла активную роль в политике при дворе королей Афонсу V, Жуана II и Мануэла I. Принимала участие в урегулировании мирных соглашений после Войны за кастильское наследство, а также в составлении Алкасовашского договор между Королевством Португалия и Королевством Кастилия. Родила сына Мануэла в 39 лет и добилась того, чтобы именно он, всего лишь кузен монарха, стал преемником короля Жуана II на португальском троне. Беатрис поддерживала рыцарский Орден Сантьяго, направляя деятельность в этом ордене своего сына Диого. Она известна своим покровительством поэту Жилу Висенте, который считается отцом-основателем португальского театра. Основала монастырь в городе Бежа, в котором похоронен её муж Фернанду, герцог Визеу.


Антония Родригеш. Antónia Rodrigues (1580-?).

Военачальник. За мужество и храбрость, а также за достижения на службе португальской короны получила несколько наград и прозвище «Португальская кавалерия». В возрасте двенадцати лет Антония отрезала светлые волосы, купила одежду, типичную для моряков, и под именем Антонио Родригеш поступила юнгой на каравеллу, отправлявшуюся в Марокко с грузом пшеницы. После морского путешествия была зачислена в пехоту, где научилась обращаться с оружием. Принимала участие в боевых действиях против мавров и получила под командование кавалерийский отряд. Благодаря своим блестящим способностям и смелости стала известна как «ужас мавров». Все это время ее считали мужчиной. Правда открылась только после того, как Антония влюбилась в «брата по оружию». Раскрыв свою истинную личность, Антония вышла замуж и вернулась в Португалию, где король Филипп II наградил ее за военные заслуги.


Жозефа де Обидуш. Josefa de Óbidos, Josefa de Ayalla (1630-1684).

Художница, график, крупнейший представитель португальского барокко. Мать андалузка, отец — португальский живописец Балтазар Гомиш Фигейра, родившийся в Обидуше и приехавший в Севилью совершенствоваться в искусстве. В 1634 году семья переехала в Португалию и поселилась в Пенише, затем в Коимбре и, наконец, в Обидуше. В Коимбре Хосефа поступила в обитель Св. Анны (1646), в 1653 году по неизвестным причинам её покинула. Работала в храмах и монастырях центральной Португалии (Алкобаса, Лиссабон, Обидуш, Кашкайш, Торриш-Ведраш, монастырь Баталья). Погребена в храме Св. Петра в Обидуше. Решающее воздействие на художницу оказал её отец. В её манере отмечают также влияние Сурбарана. Помимо живописи и графики на священные сюжеты, созданной по заказам монастырей и храмов, она выступала как портретист и автор натюрмортов, которые выполняла для частных заказчиков. Оставила портреты членов королевской семьи — королевы Марии-Франциски и её дочери доньи Изабель. Известна также своими гравюрами (в том числе, аллегорическими изображениями в книге уставов Коимбрского университета).


Мариана Алкофораду. Mariana Alcoforado (1640-1723).

Монахиня и духовная писательница, автор «Писем португальской монахини» (порт. As Cartas Portuguesas). В 16 лет по настоянию отца, землевладельца из Алентежу, Марианна приняла постриг и стала францисканской монахиней и жила тихой монашеской жизнью в монастыре с нестрогими порядками до 25-летнего возраста, когда встретила Ноэля Бутона (фр. Noël Bouton de Chamilly).Обычай в то время разрешал монахиням принимать и развлекать посетителей, и Шамилли соблазнил монахиню. В скором времени их связь стала достоянием гласности и вызвала скандал, и, чтобы избегнуть нежелательных последствий, Шамилли покинул Мариану и тайно бежал во Францию. Письма к возлюбленному, благодаря которым Мариана и стала известна в литературе, были написаны между декабрём 1667 и июнем 1668 года и описывали последовательно пройденные ей в жизни стадии веры, сомнения и отчаяния. Эти пять коротких писем получили исключительно высокую оценку благодаря своему стилю как у современников, так и у литературоведов последующих веков. Письма в итоге оказались у графа Гийерага, который перевёл их на французский язык и издал анонимно в Париже в январе 1669 года. Имя их автора стало известно только в 1810 году. Сама Мариана Алкофораду провела остаток жизни в монастыре и умерла в 83-летнем возрасте.


Жулиана Диаш да Кошта. Dona Juliana Dias da Costa (1658–1733).

Дипломат, переводчица, миссионер. Семья доны Жулианы бежала от голландского завоевания из Кочина. В 1500 году португальский мореплаватель Кабрал основал здесь европейское поселение, первое в Индии. В 1502 году Васко да Гама обустроил первую в Индии торговую факторию (где он и умер в 1524 году), в 1503 году Албукерки построил в Кочине португальский форт. Семья да Кошта жила в Керале со времени первых открытий Кабрала. Жулиана оказалась в Дели при дворе Аурангзеба, падишаха Империи Великих Моголов. Поначалу она была служанкой его сына Бахадура Шаха, но вскоре стала его женой. Будучи католичкой в мусульманском государстве, Жулиана тем не менее имела огромное влияние на Бахадура. Говорят, что во время сражений она ехала рядом с ним на боевом слоне, и что ни одно решение он не принимал, не заручившись ее поддержкой. Пока Бахадур Шах I был жив, расположения Жулианы искали многие европейские державы: голландские, английские, португальские дипломаты прибегали к ее посредничеству в решении государственных вопросов. Кроме того, Жулиана оказывала помощь в открытии иезуитской миссии в Тибете, в частности, помогла миссионерам Ипполи́то Дезиде́ри и Мануэлу Фрейри, кстати, португальцу, добраться до Тибетского плато. 


Леонор ди Алмейда, маркиза Алорна. Leonor de Almeida Portugal (1750-1839).

Живописец и поэтесса последней части XVIII и начала XIX веков. Известна под псевдонимом Alcipe, полученном во время пребывания в монастыре. Являлась видной фигурой в португальской романтической литературе. Как живописец являлась последователем неоклассицизма. В возрасте восьми лет с матерью и бабушкой и дедушкой по материнской линии была отправлена в монастырь святого Феликса, где пробыла до 1777 года, а её отец и брат были заключены в башню Торри-ди-Белен. Во время пребывания в монастыре она занялась изучением работ Руссо, Вольтера, Монтескье, Пьера Бейля, и Энциклопедии Дидро. Монастырь стал для нее местом общения с представителями португальской литературной сцены, видными португальскими художникам и которые традиционно искали убежище в стенах монастырей. Вместе с тем в монастыре она получила хорошее образование, её наставником в литературе, поэзии и латыни являлся настоятель монастыря. Вышла из заточения в 27 лет на волне новой политики королевы Португалии Марии I. 15 февраля 1779 года вышла замуж и вскоре вместе с супругом переезжает в Вену, где становится частью европейской интеллектуальной элиты. Среди ее друзей были Жермена де Сталь, Жак Неккер, императрица Мария Терезия, король Иосиф II, однажды она удостаивается личной аудиенции папы Пийя VI. В Австрии она пишет картины, которые переправляет на родину в Португалию. Вернувшись в на родину, открывает самый популярный в Португалии литературный салон. Маркиза Алорна – мать графини Юлии Петровны Строгановой и бабушка Идалии Марии де Обертей, также известной как Идалия Полетика.


Луиза Тоди. Luísa Todi. Luísa Rosa de Aguiar (1753-1833).

Оперная певица (меццо-сопрано), композитор. Дебют Луизы состоялся в 1770 в опере Джузеппе Сколари Смешной путешественник. В 1772-1777 жила и выступала в Порту. Зимой 1777 выступила в Королевском театре в Лондоне, имела большой успех. В 1778-1780 пела в Париже, в 1780-1783 – в Италии, Пруссии и Австрии. В Париже соперничала с немецкой дивой-сопрано Гертрудой-Элизабет Мара и победила соперницу, получив звание «национальной певицы». В 1784 с мужем и детьми приехала в Россию. Выступила в опере Джузеппе Сарти Армида и Ринальдо, удостоилась личного внимания и подарка Екатерины II. В благодарность певица вместе с мужем написали оперу «Полигимния» и посвятили её императрице. На премьере Тоди пела вместе со знаменитым кастратом Луиджи Маркези. Между ними завязалось соперничество, Екатерина II приняла сторону певицы. Тоди жила и выступала в России до 1788. В дальнейшем выступала в Пруссии, Франции (непосредственно перед началом Революции) и, с особым успехом, в Италии: сезон 1790-1791 был назван в Венеции годом Тоди. В 1792-1796 пела в Мадриде, затем в Неаполе. В 1801 вернулась в Португалию. Во время наполеоновского вторжения была арестована, но освобождена как «национальная певица» Франции. Певица свободно владела английским, французским, итальянским и немецким языками.


Антония Пушич. Antónia Pusich (1805-1883).

Первая португальская журналистка. Поэт, драматург, пианистка и композитор. Дочь губернатора Кабо Верде, Антония родилась на острове Сан-Николау. Ее отец происходил из хорватского Дубровника, мать принадлежала к португальскому высшему свету. Детство и юность Антонии пришлись на политические потрясения в империи, однако она получила прекрасное образование и с ранних лет помогала своему отцу, фактически работая его секретарем. Антония стала первой женщиной, основавшей и возглавившей периодические издания. Это были A assembleia literária, A Beneficiência и A Cruzada, причем Антония руководила ими открыто, под своим именем, чего не делала ни одна португалка до нее. Также под собственным именем, не прибегая к псевдонимам, она публиковала свои стихи, которые критики называют новаторскими и оказавшими большое влияние на португальскую литературу в целом.


Антония Феррейра. D. Antónia Adelaide Ferreira, Ferreirinha (1811-1896).

Винодел, предпринимательница общественный деятель. Наследница большого количества виноградников, Антония по настоянию отца вышла замуж за своего кузена, который за несколько лет потратил большую часть ее состояния и скончался, оставив тридцатилетнюю вдову с двумя детьми почти разоренной. Антония взяла на себя управление бизнесом и начала с того, что потребовала от правительства государственной поддержки местного виноградарства и ограничений на ввоз вина из соседней Испании. Во время эпидемии филоксеры, уничтожившей большую часть европейских виноградников, отправилась в Англию, чтобы изучить и перенять самые эффективные методы борьбы с заболеванием. Именно благодаря заключенным Антонией контрактам Англия стала первым крупным импортером портвейна. Ласковое прозвище Феррейринья Антония получила от собственных рабочих – за постоянную заботу о них, в частности, за введение больничных, фиксированных рабочий день и заработную плату, которая была вдвое выше принятой в стране. Антония не боялась рисковать, ее последней инициативой была посадка виноградников в «диких землях» Монте Меан. Из этого винограда в итоге стали делать знаменитое вино Barca Velha. Феррейринья умерла в глубокой старости гораздо более богатой женщиной, чем была когда унаследовала состояние своего отца.


Королева Мария II. D. Dona Maria da Glória (1819-1853).

Провозглашенная королевой в Лиссабоне, 23 сентября 1833 года, Мария в 1834 была признана совершеннолетней и после смерти своего отца, бывшего регентом, стала во главе управления страной. В 1842 году королева Мария получила от папы римского Григория XVI Золотую розу. Это искусственная роза с лепестками из золота, которой папа римский редко и в исключительных случаях награждает католических принцесс и женщин-монархов. Во время правления Марии произошло революционное восстание 16 мая 1846, но оно было сокрушено войсками роялистов 22 февраля 1847, и Португалия избежала переворота, какие происходили в то время в Европе. Королева Мария да Глория умерла при родах в 1853 году. С её смертью в Португалии прекратилась династия Браганса. Мария вошла в историю не только как одна из самых образованных женщин своего времени, но и как королева, сумевшая обеспечить соблюдение Конституции на протяжении всего своего правления.


Мария Севера. Maria Severa Onofriana, A Severa (1820-1846).

Певица, танцовщица, первая исполнительница фаду. Северу называют первой фадиштой (fadista – исполнитель фаду, певец или певица), и сама ее судьба, воспетая и мифологизированная Лиссабоном, звучит как имя музыки, что она исполняла: рок – фатум – фаду. История не сохранила ни одного портрета Марии Северы. Мы не знаем, как выглядела родоначальница фаду, как она пела, однако было бы неправильно считать ее мифом: Севера абсолютно реальная историческая личность. Ее отец Мануэл де Соуза происходил из города Сантарен, мать, Ана Гертрудеш, из Порталегри. К моменту рождения Марии они уже пять лет состояли в законном браке, что опровергает популярную теорию, будто бы Севера родилась от случайной связи бродячего цыгана и лиссабонской проститутки. Существуют документальные свидетельства и о венчании ее родителей, и о крещении самой Северы, а также воспоминания, пусть и отрывочные, ее современников, которые писали, что это была скромно одетая темноволосая девушка со стройной фигурой и глубоким голосом. Писатель Луиш Аугушту Палмерим, например, говорил, что, встретившись с Северой лишь один раз, навсегда сохранил в памяти ее чистый звучный голос и огонь ее артистического темперамента. Известность Мария Севера приобрела благодаря своему громкому роману с графом Вимиозу, отпрыску богатой и знатной семьи. Легенда гласит, что граф влюбился в простолюдинку еще до того, как увидел ее лицо – в одни лишь звуки ее голоса и гитары. Вряд ли это было именно так, поскольку к моменту встречи с аристократом Мария была уже достаточно популярной артисткой: она выступала в заведениях по всему городу, от Морарии до Байру Алту. Но именно граф ввел ее в общество, которое позже эпоха модерна нарекла полусветом. Севера стала петь в гостиных богатых домов, и вместе с ней в этот социальный слой проникла ее музыка. Именно тогда песни лиссабонского дна трансформировались в жанр, довольно далеко отстоящий от примитивного «жестокого романса». Незаурядная личность Марии, ее несомненный музыкальный талант – все это возвысило фаду до уровня искусства.


Луиза Голштейн. Dª Maria Luísa de Sousa Holstein Beck, 3ª Duquesa de Palmela (1841-1909).

Наследница одного из богатейших родов Португалии, Луиза Гольштейн стала единственным по-настоящему значимым португальским скульптором XIX века. Звезда Парижского салона, одной из самых престижных художественных выставок Европы, она также была одной из первых женщин, не позволивших мужу управлять своим имуществом. Луиза Гольштейн была также общественным деятелем отчетливо социалистической направленности. Она открывала столовые для неимущих, помогала Фонду Борьбы с туберкулезом, финансировала первые проверки детских приютов и была едва ли не первым человеком, широко употреблявшим понятие «права детей».


Аделаида Кабете. Adelaide de Jesus Damas Brazão Cabete (1867-1935).

Одна из ведущих португальских феминисток двадцатого века. Акушер, гинеколог, учитель, каменщик, публицист, защитник животных и гуманист. Она была пионером в защите прав женщин и более двадцати лет возглавляла Национальный совет португальских женщин . В этом качестве она требовала для женщин права на месяц отдыха до родов. В 1912 году она также претендовала на право голосовать, которого у женщин не было. Аделаида родилась в бедной семье и, лишенная возможности ходить в школу, научилась читать и писать самостоятельно. В возрасте 18 лет она вышла замуж за Мануэля Рамоса Фернандеса Кабете, который помогал ей по дому, поощрял ее учиться и научил ее всему, что знал сам. Вскоре Аделаида Кабете сдала экзамен на начальное образование, а в 1894 году с отличием закончила курс колледжа. Чтобы оплатить дальнейшее образование Аделаиды, ее муж продал свое поместье и переехал вместе с ней в Лиссабон. В следующем году Аделаида поступила в Медико-хирургическую школу , завершив курс в 1900 году, защитив диссертацию « Защита бедных беременных женщин как средство содействия физическому развитию новых поколений». Была видным государственным деятелем времен Республики, членом первой в Португалии смешанной масонской ложи. В 1929 году эмигрировала в Анголу в знак протеста против формирующегося Нового государства. На вопрос «Что было самым главным событием в вашей жизни» Аделаида всегда отвечала одинаково: «Мой муж». 


Каролина Беатрис Анжелу. Carolina Beatriz Ângelo (1878-1911).

Врач-хирург и феминистка. Училась в Лицеe Гуарды, позже поступила в Школу политехники, медицины и хирургии в Лиссабоне, где окончилa курс медицины в 1902 году. Получила известность как член Республиканской Лиги женщин в Португалии, была основателем и президентом Ассоциации Пропаганды Феминизма.[ Первый избирательный закон Португальской Республики признал право голосовать для португальских граждан старше 21 года, которые могли читать и писать и были главами семей. Каролина Анджелу, будучи вдовой, воспитывающей двоих детей, увидела в этой формулировке возможность обойти закон, так как в соответствии с грамматикой португальского языка множественное число существительных в мужском роде может также включать существительные женского рода. Каролина обратилась президенту комиссии по переписи 2-го округа Лиссабона с просьбой включить ее имя в новую избирательную перепись. Претензия была отклонена комиссией, что заставило Каролину подать апелляцию в суд с утверждением, что закон не исключает женщин из обладателей права голосования. 28 апреля 1911 года, судья Жуан Батишта Каштру вынес вошедший в историю приговор: «Исключить женщин только потому, что они женщины — это просто нелепо и несправедливо, это противоречит идеям демократии и справедливости, провозглашенным Республиканской Партией. В случаях, где закон не различает половую принадлежность, судья также не может вносить различия и решать (…) будет ли включён заявитель в списки избирателей». Таким образом, 28 мая 1911 года на выборах в Учредительное собрание, Каролина Беатриш Анджелу стала первой женщиной в Португалии, осуществившей право голоса.


Ирен Лижбоа. Irene do Céu Vieira Lisboa (1892-1958).

Писательница, поэтесса, педагог, теоретик образования. Получала образование во Франции, Бельгии и Швейцарии (в частности, в университете Жан-Жака Руссо), где изучала педагогику. После завершения образования стала работать в сфере дошкольного образования на родине. В 1932 году получила должность инспектора дошкольных учреждений в городе Брага. Однако вскоре, ввиду её несогласия с идеологической политикой «Нового государства» Антониу Салазара, она была отстранена от этой работы и переведена в Instituto de Alta Cultura (учреждение, занимавшееся поддержкой португальского языка за границей), а в 1940 году — на работу в министерство образования; преподавать ей было запрещено. Последнюю часть жизни она практически полностью посвятила написанию литературных произведений и научных работ по педагогике; все её книги подвергались строгой цензуре. Она умерла в 1958 году, не дожив месяца до своего 66-летия. В её честь названа Национальная федерация учителей Лиссабона.


Флорбела Эшпанка. Florbela Espanca (1893-1930).

Поэтесса, переводчица с испанского и французского языков. Начала писать стихи в раннем детстве. В свидетельстве о рождении Флорбелы было написано «дочь неизвестного отца». При этом Жуан Мария Эшпанка принимал участие в ее воспитании и образовании, однако официально признал ее лишь спустя почти 20 лет после ее смерти. Говорят, только для того, чтобы иметь возможность распоряжаться авторскими правами на ее произведения. В 1913 году Флорбела вышла замуж, спустя восемь лет развелась. Первой из португальских женщин окончила Лиссабонский университет (юридический факультет). В 1922 году снова вышла замуж и снова неудачно. Начала испытывать симптомы душевного расстройства. В 1925 в третий раз вышла замуж. В авиакатастрофе потеряла любимого младшего брата. В 1930 дважды пыталась совершить самоубийство и, наконец, покончила с собой в день рождения, всего несколько месяцев не дожив выхода своей лучшей стихотворной книги.


Мария Ламаш. Maria Lamas (1893-1983).

Писатель, переводчик, журналист, политическая активистка, феминистка. В юности Мария собиралась стать монахиней, однако рано вышла замуж и вместе с мужем переехала в Анголу. Там родилась ее первая дочь, и там очень быстро испортились отношения с мужем. Он бросил Марию, беременную вторым ребенком, в Африке и вернулся в Португалию, пригрозив в случае развода отобрать у нее детей. Мария все же подала на развод, но получила его только после окончания Первой мировой войны. Пока муж, который, впрочем, не содержал ни ее, ни двоих детей, был на фронте, Мария начала работать в Американском агентстве новостей, а также писать для газет Correio da Manhã e A época. В июле 1945 года она стала президентом Совета Национального совета португальских женщин , пообещав продвигать кампании по борьбе с неграмотностью по всей стране. В это же время начала работать над главным трудом своей жизни: «Женщины моей страны». Будучи активной и последовательной противницей Нового государства, Мария подвергалась постоянным преследованиям со стороны PIDE и несколько раз приговаривалась к тюремному заключению в тюрьме Кашиаш. В 1962 году эмигрировала в Париж, где вела активную политическую деятельность в поддержку португальских беженцев. Литературное наследие Марии включает сборники стихов, детские произведения, романы и огромное количество публицистики. 


Амелия Рей Коласу. Amélia Rey Colaço (1898-1990).

Актриса, предприниматель, самая яркая фигура португальского театра XX века. На базе Национального театра имени Доны Марии создала самую стабильную на тот момент театральную труппу Европы, которая просуществовала 53 года. Амелия произвела поистине революционные перемены: она существенно расширила репертуар португальских театров, открыла множество талантливых актеров и сумела поставить все это на коммерческие рельсы. Кроме того, Амелия ввела моду на постановки португальской классики. Фактически именно Амелия Рей Коласу создала ядро театрального сообщества Португалии, причем не только в смысле творчества, но также и во всем, что касается защиты прав работников театра и борьбы с цензурой. Свою последнюю роль Амелия сыграла в возрасте восьмидесяти семи лет.


Эдме Маркеш. Branca Edmée Marques de Sousa Torres (1899-1986).

Португальская ученая, химик и физик-ядерщик. «Я подтверждаю, что Бранка Эдме Маркеш проделала очень полезную работу в моей лаборатории с начала ноября 1931 года», – написала Мария Кюри в своем письме, адресованном правительству Португалии Эдме получила степень по физическим и химическим наукам в 1926 году на в Лиссабонском университете. Уехала во Францию в 1931 году, где проводила исследования в области ядерной физики в лаборатории Кюри. В 1935 году получила докторскую степень в Парижском университете с диссертацией «Новые исследования в области радиации». Основала первую в Португалии радиохимическую лабораторию, на базе которой впоследствии появился Центр исследований радиохимии, который Эдме возглавила. Кроме карьеры ученого также получила известность как выдающийся преподаватель. В возрасте 65 лет она стала первой женщиной -профессором химии на факультете естественных наук. Статуса профессора ей пришлось ждать 12 лет.


Беатрис Кошта. Beatriz Costa (1907–1996).

Актриса, звезда «золотого века» португальского кинематографа, мемуарист. Беатрис прославилась прославилась благодаря легендарному фильму «Canção de Lisboa», в котором снялась вместе с Васко Сантаной и Антонио Силвой. Сыграла во множестве культовых фильмов, с 1960 года путешествовала по миру, дружила с Сальвадором Дали, Гретой Гарбо и Эдит Пиаф. Вернувшись в Лиссабон, поселилась в отеле Tivoli в Лиссабоне и написала несколько книг. 


Сестра Лусия. A Irmã Lúcia, Lúcia de Jesus Rosa Santos (1907-2005).

Католическая монахиня, свидетельница Фатимских Откровений. Была старшей из трёх детей, наблюдавших явление Девы Марии, с мая по октябрь 1917 года. Родилась в пригороде Фатимы младшей из шести детей в семье крестьян Антониу Сантуша и Марии Розы. В период с мая по октябрь 1917 года Люсия и её двоюродные брат и сестра Франсишку и Жасинта Марту сообщили видения в небе вблизи Фатимы светящейся дамы, которая по их мнению была Девой Марией. Дети сообщали, что явление происходило на 13-й день каждого месяца приблизительно в полдень в течение шести месяцев подряд. Единственным исключением был август, когда деревенский староста запер их и держал в своём доме. В 1921 году Лусия переехала в Порту, где была принята послушницей в монастырскую школу. С 1928 года она жила в кармелитском монастыре в Коимбре, где в том же году приняла монашеские обеты. Сестра Лусия умерла от сердечно-лёгочной недостаточности в монастыре Санта-Тереза в Коимбре 13 февраля 2005 года в возрасте 97 лет.


Мария Элена Виейра да Силва. Maria Helena Vieira da Silva (1908–1992).

Художница. С одиннадцатилетнего возраста училась живописи в Лиссабонской художественной академии. В 1928 году вместе с матерью приехала в Париж, познакомилась с Матиссом, Пикассо, Браком, Дюфи, Утрилло, Мондрианом, Дюшаном, сюрреалистами (Миро, Эрнстом). Брала уроки живописи у Фернана Леже, скульптуры — у Антуана Бурделя, занималась гобеленным искусством, керамикой, книжным оформлением (иллюстрировала книги Рене Шара). Первая персональная выставка состоялась в парижской галерее Жанны Бюше (1932), в 1935 и 1936 годах — в Лиссабоне. После нацистского вторжения во Францию Виейра да Силва и ее муж Арпад Сенеш — она как утратившая португальское гражданство, он как еврей — жили на правах апатридов в Португалии, а с 1940 года — в Бразилии. После войны Виейра да Силва вернулась во Францию, и в 1956 году она и Сенеш получили французское гражданство. С 1950-х годов Виейра да Силва приобретает мировое признание как одна из наиболее оригинальных, последовательных, глубоких и авторитетных представителей нефигуративной живописи, наследующей кубизму и сюрреализму в их разложении и подрыве наглядного, жизнеподобного изображения. Её живописные и графические работы, как правило, имеют структуру архаического лабиринта или развивают мотив бесконечной библиотеки.


Сезина Бермудеш. Cesina Bermudes (1908-2001).

Врач, акушер. Сезина говорила, что решила стать врачом в 11 лет. В лицее Камоэнса она была единственной девочкой в классе из пятнадцати мальчиков. Окончила медицинский факультет в 1933 году. За свои политические взгляды была арестована и была подвергнута допросу и аресту в тюрьме форта Кашиаш, откуда была освобождена три месяца спустя. За феминистские высказывания ей запретили преподавать на медицинском факультете в Лиссабоне. Бермудеш также преследовали за «нелегальное родовспоможение» – она помогала беременным женщинам, которых отказывались принимать в больницах за их несогласие с политикой Нового государства. В 1950 году Сезина участвовала в создании Национального комитета защиты мира. В 1954 году она уехала в Париж для изучения техники психопрофилактических родов. Вернувшись в Португалию, опубликовала статьи «Научные основы родов без боли » (1955) и «Краткие заметки о родах без боли » (1957). Последовательно боролась с женской и младенческой смертностью в стране. 


София де Мелло Брейнер. Sophia de Mello Breyner Andresen (1919-2004).

Поэт, писатель, общественный деятель. Датчанка по отцу, принадлежала к старой португальской аристократии. Воспитывалась в традиционалистском, католическом духе, однако отличалась последовательно либеральными взглядами в политике и культуре. Училась на факультете классической филологии в Лиссабонском университете, курса не закончила. В 1975 году была избрана в португальский парламент от социалистической партии. Стихи Софии де Мелло Брейнер переведены на большинство европейских языков. Она — лауреат Большой поэтической премии Союза писателей Португалии, премии Международной ассоциации критики (1983), премии короля Диниша (1989), премии Петрарки (Италия, 1995), премии Камоэнса (1999), Макса Жакоба (Франция, 2001), королевы Софии (Испания, 2003). Переводила Еврипида, Данте, Шекспира, Клоделя, автор книг для детей.


Амалия Родригеш. Amália da Piedade Rebordão Rodrigues (1920 – 1999).

Амалия Родригеш. Фото с ее автографом из музея фаду

Певица, поэт, композитор, «королева фаду» и, пожалуй, главный голос этого музыкального жанра. Первые записи сделала в 1945 году в Бразилии, где с огромным успехом концертировала на протяжении 4 месяцев. В 1949 году гастролировала в Париже, в 1956-м — ещё раз — в знаменитом зале «Олимпия». В течение жизни записала 170 альбомов. С 1947 года много снималась в кино: первая роль — в музыкальной драме Армандо де Миранды «Чёрные плащи» (1947). Роль в фильме французского кинорежиссёра Анри Вернея «Лиссабонские влюблённые» (1955) принесла ей европейскую известность, последний раз она снялась в фантастической ленте Виса Вендерса «Когда наступит конец света» (1991). В мае 1969 года фадишта дала концерты в Ленинграде в БКЗ «Октябрьский» и в Москве. В 1980-х стала выступать как композитор. Единственная исполнительница, трижды удостоенная национального Ордена Сантьяго (1958, 1971, 1990). В 1990 году в честь пятидесятилетия артистической карьеры Амалия Родригеш получила Орден Инфанта дона Энрике из рук президента Португалии Мария Сауреша и была удостоена личной аудиенции папы римского Иоанна Павла II. В 1990 году оставила оставила сцену.


Наталья Коррейя. Natália de Oliveira Correia (1923-1993).

Писательница и поэтесса, член национального Собрания (1980—1991), политический деятель в сфере культуры, защиты прав человека и прав женщин. Автор гимна Азорских островов. Вместе с Жозе Сарамаго (лауреат Нобелевской премии по литературе, 1998), Арминду Магальяйншем, Мануэлем да Фонсекой и Урбану Таварешем Родригешем была в 1992 году одним из основателей Национального фронта защиты культуры (НФЗК). В её честь названа библиотека в Лиссабоне. Работа Натальи Коррейя простирается в разных жанрах: от поэзии до романтики, театра и эссе. Она часто сотрудничала в нескольких португальских и зарубежных изданиях. В течение 1950-х и 1960-х годов в ее доме в Лиссабоне собирались самые выдающиеся деятели португальской, а также международной культуры, искусства, писательства и оппозиционной политики. С 1971 года эти встречи проходили в баре Botequim. Наталья Коррейа была известна своим энергичным и противоречивым характером, свободным от социальных конвенций, что отражено в ее письме. Ее работы переведены на несколько языков.


Катарина Эуфемия. Catarina Efigénia Sabino Eufémia (1928-1954).

Крестьянка из Алентежу, ставшая символом сопротивления режиму Салазара. 19 мая 1954 года, во время сбора урожая пшеницы, Катарина и тринадцать крестьянок ходатайствовали к управляющему латифундиста Фернанду Нунеша, пытаясь добиться повышения своего мизерного поденного жалования на два эскудо. В ответ латифундист под охраной салазаровской полиции завёз работников из других частей Алентежу. Однако те тоже отказались работать и присоединились к бастующим. Катарину выбрали для разговора с полицейскими, которые пытались загнать крестьян назад на поля. По описаниям свидетелей, «впереди стоял Нунеш, помещик. Когда женщины-забастовщицы приблизились на расстояние нескольких шагов, из-за стога вдруг выскочил лейтенант Каражола и направил свой пистолет на женщин. Они поразились, но не остановились». Лейтенант пошёл прямо к Катарине, которая на его резкий вопрос ответила: «Оставьте нас в покое, мы хотим работы и хлеба». В ответ офицер вырвал у нее из рук ребенка и отбросил в сторону, а затем тремя выстрелами застрелил крестьянку в упор. Из-за беспорядков во время похорон девять крестьян обвинили в неуважении к власти; большинство из них были приговорены к двум годам тюрьмы. Лейтенант Каражола так никогда и не предстал перед судом, а спокойно умер в 1964 году. После Революции гвоздик 1974 года её останки были перенесены в её родную деревню, а местные коммунисты воздвигли здесь памятник в виде серпа и молота с мемориальной доской «В память о Катарине Эуфемии и всех мужчинах и женщинах, которые боролись против капитализма и фашизма». Именем крестьянки была названа одна из площадей в посёлке Грандола. В Балезайо был создан один из первых крестьянских кооперативов Португалии, который назвали «Земля Катарины».


Мари́я ди Лурдеш Пинтасилгу. Maria de Lourdes Ruivo da Silva de Matos Pintasilgo (1930-2004).

Первая и единственная женщина-премьер, а также вторая женщина-премьер в Европе после Маргарет Тэтчер. Окончила Высший технический институт Лиссабонского университета, получив специальность инженера-химика. Продолжила образование, выиграв стипендию в рамках национальной программы по ядерной энергии. После завершения учёбы начала работать на одной из крупнейших португальских компаний, связанной с производством цемента, сделав быструю профессиональную карьеру: с 1954 года занимала должность старшего инженера отдела исследований и проектов, впоследствии стала директором проекта — должность, на которой она пробыла 7 лет до ухода из компании в 1960 году. Между 1965 и 1974 годами работала в Корпоративной палате Национальной Ассамблеи. Входила в состав 2-го и 4-го временных правительств после Революции гвоздик как министр социальной защиты. На должность премьер-министра была назначена 1 августа 1979 года. За время своего премьерства (1979—1980) провела важные реформы, касающиеся общего социального страхования, а также в области здравоохранения, образования, законов о труде и тому подобного. Позже была послом в ЮНЕСКО и депутатом в Европарламенте в 1987—1989 годах.


Паула Регу. Paula Rego (1935 год).

Художница, общественный деятель. Ранние работы Паулы Регу, датированные 1960—70 годами, выполнены в духе нео-дада. Используя смешанную технику, коллаж и живопись, она играет с детскими, фетишистскими, травматическими образами, которые позднее будут присущи её зрелому стилю. Для неё были характерны изображения узоров, замысловатых фигур, животных, фантастических предметов. Паула Регу была участницей «Лондонской группы», выставлялась с такими художниками как Дэвид Хокни и Р. Б. Китай. Регу со временем выработала собственный узнаваемый стиль, во многом иллюстративный, даже немного карикатурный, родственный Люсьену Фрейду, но с сильным оттенком влияния книг Беатрис Поттер (Beatrix Potter) и страшных сказочных историй. Её работы часто демонстрируют зловещую сторону образов, подчеркивая господство зла или низвержение привычного порядка вещей. Иногда художница обращается к социальным темам и отношениям, которые полемичны, примером может быть её Triptych (1998), посвященный абортам (находится в собрании Abbot Hall Art Gallery в городе Кендал). Стиль Регу часто сравнивали с мультфильмами и книжными иллюстрациями. Как в сказочных историях, животные часто были изображены в человеческих ролях и ситуациях. Более поздние работы Регу выполнены в более реалистичном духе, но порой сохраняют ассоциации с животными, как например, в серии пастелей Dog Woman 1990-х, где женщина изображена в позах собаки (на четвереньках, воющей на луну и т. п.).


Мария Жуау Пиреш. Maria João Pires (1944 год).

Одна из величайших пианисток современности. В семь лет выступила с публичным исполнением концертов Моцарта, в девять получила Юношескую музыкальную премию Португалии. Закончила Лиссабонскую консерваторию, где её педагогами были Кампуш Коэлью и Франсин Бенуа, по стипендии Фонда Гулбенкяна продолжила обучение в Мюнхене. В 1970 выиграла в Брюсселе конкурс, посвященный 200-летию Бетховена. В дальнейшем выступала с крупнейшими оркестрами мира. Сыграла в нескольких фильмах Мануэла ди Оливейры. Основала в Каштелу Бранку Международный художественный центр Centro de Belgais para o Estudo das Artes. С 2006 жила в Бразилии, под Салвадором, получила бразильское гражданство. В настоящее время живёт в Швейцарии, возле города Делемон.


Роза Мота. Rosa Maria Correia dos Santos Mota (1958 год).

Португальская легкоатлетка, наиболее успешно выступавшая в марафонском беге. Олимпийская чемпионка, чемпионка мира, трёхкратная чемпионка Европы, многократная чемпионка Португалии. Одна из самых знаменитых португальских спортсменок второй половины XX века и одна из самых титулованных марафонцев в истории. Рекордсменка своей страны в марафоне,. Роза Мота обладательница уникального рекорда — между 1982 и 1992 годом она бежала в 21 марафоне и победила в 14 из них, выигрывая таким образом два из трёх стартов на протяжении 10 лет. Кавалер Большого креста ордена Заслуг и кавалер Большого креста ордена Инфанта дона Энрике. В честь легкоатлетки её именем назван спортивный дворец — Павильон Розы Мота в Порту.


Элвира Фортунато. Elvira Fortunato (1963 год).

Ученый, исследователь, пионер в области бумажной электроники, а именно в транзисторах, запоминающих устройствах, батареях, экранах, антеннах и солнечных элементах. В настоящее время проректор Universidade Nova de Lisboa. Окончила факультет материаловедения на факультете науки и технологий Нового университета Лиссабона . В 1985 году защитила докторскую диссертацию в области микроэлектроники и оптоэлектроники. Под ее руководством были созданы первые полевые транзисторы на основе бумаги. Предполагается, что такие устройства можно будет применять в одноразовых электронных устройствах, таких как бумажные дисплеи, этикетки, радиометки.  Целлюлоза, из которой в основном состоит бумага – самый распространенный биополимер, и многие команды исследователей уже работают над применением биополимеров в электронных компонентах. Тем не менее, до сих пор бумагу удавалось не удавалось использовать в качестве промежуточного слоя. 


Тэги
  Подписаться  
Уведомление о