Лиссабонский кафедральный собор Сэ: тот, кто старше Нотр Дам де Пари

Алфама Лиссабон Соборы, церкви, монастыри Церкви и монастыри Лиссабона
Поделиться с друзьями
  • 951
  • 8
  •  
  •  
  •  

Главный собор Португалии – это яркий пример тотальной недооцененности. Кафедральный собор Лиссабона, который португальцы называют Сэ, почти никогда не упоминается в списках самых важных готических сооружений мира, а между тем он старше большинства признанных шедевров готики. Так, он появился раньше знаменитых на весь мир Нотр-Дам де Пари, соборов в Шартре, Севилье и Милане. Собственно, лиссабонский Сэ – одно из первых готических строений общеевропейского значения, его история навсегда слита с историей христианства как господствующей религии Западной Европы. Готика, маньеризм, барокко, неоклассика, неоготика и неомануэлино – эти архитектурные стили переплелись в Кафедральном соборе Лиссабона, являя собой настоящую каменную летопись не только самого строения, но и событий, на протяжении веков происходивших на всем Пиренейском полуострове.

Карта – Адрес – Как добраться – Расписание

Largo da Sé

Ствнция метро Terreiro do Paço
Трамвай 12, 28
Автобусы 37

Ежедневно с 07.00 – 19.00, деамбулаторий и ризница с 10.00 – 17.00 (ризница закрыта в воскресенье). Клуатр закрыт на реконструкцию (открытие планируется в 2020 году)

Вход в собор бесплатный, в деамбулаторий и ризницу – 2,5 Евро.

Официальное название собора – Санта Мария Майор. Но обычно его называют просто “Сэ” (Sé) – это сокращение от Sedes Episcopalis, Резиденция Епископа. История Сэ началась с момента восстановления христианского правления в Лиссабоне. 21 октября 1147 года молодой король Афонсу Энрикеш во главе португальских войск, усиленных крестоносцами из Британии и других стран Европы, отбил город у мавров и взял его под свой контроль. И уже 1 ноября архиепископ Браги Жуау Пикулиар (João Peculiar) освятил мавританскую мечеть, теперь уже бывшую, которая, в свою очередь, была построена на месте старой вестготской церкви. Мечеть, ставшую христианским храмом, назвали церковью Санта Мария Майор. В тот же день была восстановлена лиссабонская епархия, и назначен новый епископ, Гилберт Гастингский, английский крестоносец, принимавший активное участие во втором крестовом походе.

Жуау Пикулиар, архиепископ Браги

Нужно сказать несколько слов о самом Жуау Пикулиаре. Прекрасно образованный, превосходный оратор и, без сомнения, опытный политик, архиепископ Браги был ближайшим соратником Афонсу Энрикеша и сопровождал его во всех военных походах. Именно он убедил европейских крестоносцев, высадившихся в Порту, прервать на время свое путешествие в Святую Землю, чтобы присоединиться к португальской армии и помочь освободить Лиссабон. Накануне осады архиепископ произнес вдохновляющую речь, которая внесла важную лепту в будущую победу – собственно, взятие Лиссабона и стало едва ли не единственной важной победой крестоносцев во Втором крестовом походе. Кроме того, Жуау Пикулиар 14 раз ездил в Рим, чтобы убедить папский престол признать независимость Португалии.

Афонсу Энрикеш

Итак, Лиссабонская епархия была восстановлена. Именно восстановлена, поскольку она существовала здесь с IV века нашей эры, с позднего римского периода и все время правления вестготов. Лиссабонские епископы назначались из Мериды, римской столицы Лузитании. Мусульмане, что смели вестготскую цивилизацию, перестроили христианские церкви в мечети, однако самих христиан не тронули: в Лиссабоне жила многочисленная мосарабская община. Мосарабы, буквально “превращенные в арабов” – это иберийские христиане, сохранившие свою религию, но перенявшие бытовые обычаи и язык арабов. Мусульмане не запрещали им исповедовать христианство, и община даже имела своего епископа. Однако у рыцарей Реконкисты, к каковым, разумеется, принадлежал Афонсу Энрикеш, были, скажем так, разногласия и с мусульманами, и с мосарабами. Последние практиковали так называемый “мосарабский обряд” богослужения, тогда как христиане-освободители – римский. Восстановление Лиссабонской епархии снимало все вопросы по поводу религиозной политики новых властей и одновременно легитимизировало претензии Афонсу Энрикеша на власть: ведь это РЕ-конкиста, возвращение того, что всегда было нашим, а не какая-то наглая узурпация. Епархия, кроме того, становилась подконтрольной архиепархии Браги – и, соответственно, архиепископу Пикулиару. Можно сказать, Лиссабонская епархия должна была стать – и, собственно, стала! – краеугольным камнем будущего независимого королевства Португалия. И этой епархии, как и новой столице Афонсу Энрикеша, был нужен символ: зримый, могучий, одновременно военная крепость и кафедра проповедника – словом, кафедральный собор.

Новый великий храм на старом месте – вот что решили построить Афонсу Энрикеш и его советник, архиепископ Браги. Утвердить власть Афонсу в Лиссабоне, а сам Лиссабон – будущей столицей нового государства. Показать Кастилии и Леону свою независимость, а Риму – усердие в деле возвращения христианских земель. И вот в 1150 году на месте освященной мечети архитектор Местре Роберто (Mestre Roberto) начал строить собор. Сейчас этот стиль называют “позднероманский”: собор в форме латинского креста состоял из трех нефов, с трифорием (галереей) , выступающим трансептом и апсидой с тремя часовнями. Две мощные башни южного фасада напоминали крепость, да и были собственно крепостными башнями, готовыми отразить нападение врага и выдержать осаду. Внешне лиссабонский собор напоминал коимбрский, построенный тем же архитектором по нормандским моделям. Забегая вперед, скажем, что строительство кафедрального собора Лиссабона заняло около 60 лет: в начале XIII века строительство Сэ было полностью завершено. 

В 1173 году Афонсу Энрикеш приказывает перевезти в Лиссабон мощи Святого Викентия (Сан-Висенте), могила которого находилась на одноименном мысе в Алгарве. Святой Викентий был объявлен официальным покровителем Лиссабона, а гробница с мощами святого была установлена в алтарной части собора.

Реконструкция собора 16 века. Рисунок 1899 года Альфреду Гамейру (Alfredo Roque Gameiro)

Во время царствования короля Диниша (1279 – 1325 гг.) к собору был пристроен готический клуатр. Этот клуатр имеет ряд интересных особенностей. Он пристроен с восточной стороны собора и расположен позади алтаря, что очень нетипично для такого рода строений –  обычно клуатры находились с южной или северной  стороны соборов. Второй особенностью является его неправильная трапецевидная форма, поскольку традиционный клуатр – это обычно квадрат, реже прямоугольник. Все эти отступления от канонов не содержат никакого скрытого смысла. Все определил холмистый рельеф Лиссабона. При таком перепаде высот было трудно следовать традиционной архитектуре. Королю Динишу и так пришлось пожертвовать частью городской застройки для нового строительства. Но любой уважающий себя собор должен был иметь клуатр.

Афонсу Храбрый. Миниатюра Антонио де Оланда, 16 век.

Преемник Диниша король Афонсу IV Храбрый приказал перестроить алтарную часть собора с главной капеллой и добавить обходную галерею (деамбулаторий) в готическом стиле – для устройства здесь королевского пантеона. Вообще-то хоронить мирян, хоть бы даже и королей, в алтарной части храмов было запрещено. Но Афонсу IV обошел этот запрет: для него было сделано исключение в знак признания его героизма в знаменитой битве при Саладо (1340 г.), где он сыграл решающую роль в разгроме мавров.

Пять землетрясений кряду в период с 1327 по 1356 год сильно замедлили новое строительство. В 1357 году Афонсу умер, так и не достроив собственную гробницу, и был похоронен в одной из уже существующих часовен собора. Его сын Педру I, прозванный сначала Безумным, а потом Справедливым, не считал последнюю волю отца священной – отношения у них были сложные, учитывая, что именно Афонсу IV отдал в свое время приказ умертвить возлюбленную Педру Инеш ди Каштру. Внук Афонсу Фернанду I тоже не довел стройку до конца, он был занят тем, что самозабвенно рыл могилу Бургундской династии – на нем она, кстати, и закончилась. Волю короля Афонсу Храброго смог исполнить только его внук Жуан I, основатель Ависской династии – при нем деамбулаторий и новые часовни были достроены, и гробницы Афонсу и его жены Беатрис были перенесены в алтарную часть. Жуан I был настойчивым человеком, его не остановило даже довольно мощное землетрясение 1404 года, обрушившее уже практически готовую галерею.

В 1467 году в деамбулатории сооружается часовня Святого Викентия (Сан-Висенте), куда переносят его мощи. Часовня была украшена так называемыми “панелями Сен-Висенте-де-Фора” – это шедевр португальской живописи XV века, приписываемый художнику Нуну Гонсалвешу (Nuno Gonçalves). На шести панелях полиптиха изображены короли и выдающиеся государственные деятели Португалии, которых наставляет по одной версии Святой Викентий, по другой Архангел Михаил. В 1614 году, когда Португалия находилась под властью испанских королей, панели были демонтированы, говорят, по личному распоряжению Филиппа III Габсбурга. Хоть это и не имеет отношения к нашей истории, не можем не напомнить, что Филипп III был отцом Анны Австрийской, французской королевы, чью супружескую неверность и алмазные подвески с такой симпатией описал в “Трех мушкетерах” Александр Дюма.

Так вот, о панелях: после демонтажа они бесследно исчезли. Следующие сто лет их искали. Потом еще сто лет считали уничтоженными. А в 1882 году, в правление короля Луиша I, полиптих, уже перешедший в разряд городских легенд, внезапно и, разумеется, совершенно случайно обнаружили в монастыре Сан-Висенте-да-Фора. Сегодня панели можно увидеть в Национальном музее древнего искусства.

Панели Сан-Висенте-да-Фора. Фото реплики из музея Лагуша

Но вернемся в век XV: в 1498 году королева Леонор основала Братство Богоматери Милосердия (Nossa Senhora da Misericórdia), собрания которого проходили в часовне Терра-Солта (Terra Solta) в клуатре Собора. Братство в конечном итоге выросло в Святой Дом Милосердия (Santa Casa da Misericórdia de Lisboa), очень влиятельную католическую благотворительную организацию, играющую важную роль в жизни Португалии и в настоящее время.

А середине XVII века к южной стене собора была пристроена ризница в стиле маньеризма, а в 1748 году во время ремонта после очередного небольшого землетрясения на южную башню были установлены часы. Каждая новая эпоха добавляла собору новые штрихи – порой необязательные, порой неудачные, но чаще необходимые, ведь в конечном итоге, разрастаясь, Сэ становился просторнее и удобнее для паломников, приезжающих со всего католического мира поклониться останкам Святого Викентия и увидеть купель, в которой крестили Святого Антония Падуанского. Горожане любили свой собор: он был в меру величественный, в солнечные дни мрачность его выглядела напускной, а несовершенства вроде кривоватого клуатра придавали ему теплое очарование чего-то очень домашнего. Сэ был любим, но на средоточие духовной жизни города не тянул.

Все изменилось 1 ноября 1755 года, когда Лиссабон был сметен страшным землетрясением. Сэ пострадал очень сильно: были полностью разрушены южные башня и стена, королевский пантеон с гробницами Афонсу и Беатрис, главная часовня, обвалились нефы. В пожаре погибло множество предметов искусства. Для маркиза Помбала, руководящего восстановлением Лиссабона и известного своими антиклерикальными настроениями, Сэ приоритетом не был. Однако король Жузе I потребовал, чтобы в частично уцелевшей главной капелле начались церковные службы, и завалы были разобраны за три дня. Для лиссабонцев, чей привычный мир рухнул буквально в одно мгновенье, месса в Сэ, пусть и полуразрушенном, стала тем якорем, что помог им выжить.

Лиссабонский собор после землетрясения. Картина Жака-Филиппа Лебаса (1757 год)

Активная работа по реставрации собора проводилась в период с 1769 по 1771 год Рейнальду душ Сантушем (Reinaldo Manuel dos Santos). Были восстановлены южная башня и главный фасад, заново возведены нефы и реконструирована главная капелла – в духе времени для нее выбрали барочный стиль. В 1781 году в капелле были установлены выполненные королевским скульптором Машаду ду Каштру гробницы Афонсу IV и Беатрис. Стоит заметить, что никто особенно не требовал сохранить первоначальный облик собора. Строили как проще и быстрее, ведь разрушенный город нуждался в главной церкви. И потому следующие сто лет Сэ простоял со следами разрушений.

Собор до изменений 1902 года

Нынешний свой вид собор приобрел после реконструкций в первой половине XX века. Парадокс в том, что главной идеей этой реконструкции было как раз возвращение собору средневекового облика. Реставрация началась в 1902 году. Архитектор Аугушту Фушини решил возродить собор таким, каким он был до землетрясения, для чего начал работы в неоготическом стиле. Были разобраны несколько помещений, восстановлены готические своды и стены, на которых установили зубцы. На башнях появились готические шпили, началась перестройка фасада.

Собор в начале 20 века во время реконструкции по проекту Аугушту Фушини

В 1911 году Фушини умер, и его заменил архитектор Антониу ду Коуту Абреу (António do Couto Abreu), который имел принципиально иной взгляд на реконструкцию Сэ. Готика его не привлекала, новый начальник стройки отдавал предпочтение романскому стилю. В результате шпили были разобраны, фасад был перестроен в неороманском стиле, и 5 мая 1940 года реконструированный собор был торжественно открыт.

В настоящее время Сэ является главным собором лиссабонской патриархии.

Ларго да Сэ

ПРОГУЛКА ПО СОБОРУ

Как и первоначальная постройка XII- XIII веков, собор возведен в форме латинского креста. Неф (на схеме – B) состоит из шести секций, причем центральный неф выше боковых. По сторонам центрального нефа и нефа трансепта расположены трифории (галереи) в романском стиле. Главный фасад, обращенный к западу, был значительно изменен во время реставрации XX века, но общая схема с порталом и окном-розой, окруженным двумя башнями, соответствует первоначальному романскому дизайну. При реставрации XX века окно-роза было восстановлено, а башни и стены увенчаны зубцами. Арки в башнях позволяют видеть колокола. Северная башня (слева, если стоять лицом к фасаду), как и северная стена с порталом(на схеме – H) пережила землетрясение и являются почти полностью аутентичными.

Притвор главного портала также сохранился от старого средневекового собора. Главный портал (на схеме – A) имеет четыре архивольта и восемь капителей, украшенных резными фигурами: сражающиеся мужчины верхом на львах; Архангел Михаил, побеждающий змея; королева (возможно, представляющая добродетель) и три лиссабонских мученика – Вериссим, Максима и Иулия.

С левой стороны от входа мы увидим небольшой баптистерий, украшенный панно из азулежу с изображениями эпизодов из жизни святого Антония. Именно в этом баптистерии был крещен в 1190 году самый почитаемый лиссабонский святой. Над ним мы увидим огромное полотно “Пятидесятница” кисти художника Педру Алешандрино де Карвалью (Pedro Alexandrino de Carvalho), который в период восстановления собора после землетрясения выполнил множество работ, находящихся сейчас в Сэ.

Дальше расположен великолепный готический портал часовни святого Варфоломея (на схеме – 1). Сама часовня построена в 1324 году как частная капелла богатого лиссабонского негоцианта Бартоломео Жуанеша. Обратите внимание на готический алтарь и гробницу Жуанеша: это подлинный XIV век. Также интересен иконостас эпохи Возрождения выполненный Гарсией Фернандесом (Garcia Fernandes) и Криштовау де Фигейреду (Cristóvão de Figueiredo) в 1537 году, на котором изображены сцены мученичества святого Варфоломея и сцены из жизни Христа. Далее вдоль северной стены обратите внимание на образ Богоматери Милосердия, выполненный Жуакимом Машаду де Каштру (Machado de Castro) в XVIII веке.

Окно-роза главного фвсада

Еще дальше мы видим дверь северного портала, а рядом с ней могильную плиту, под которой в 1643 году был захоронен архиепископ Лиссабона Родригу да Кунья (D. Rodrigo da Cunha), приложивший огромные усилия для возвращения португальской независимости в 1640 году. На противоположной стороне собора находится помещение ризницы (на схеме – G), построенное в 1649 году архитектором Маркушем де Магальяешем (Marcos de Magalhães). В интерьере ризницы выделяются мраморные вставки и деревянная мебель работы мастера Антонио де Каштру (António Vaz de Castro). На втором этаже ризницы находится музей сокровищ Cэ (Museu Tesouro da Sé). Вход в музей платный, билет стоит 2,5 евро.

Музей этот создавался в 80-е годы прошлого века путем тесного сотрудничества католического духовенства и фонда Галуста Гулбенкяна. Духовенство было совсем не против открыть доступ к сокровищам кафедрального собора, но для этого требовалось помещение, в котором эти сокровища оставались бы в безопасности. Проще всего было приспособить под экспозицию второй этаж ризницы, что и было сделано. Именно здесь в первом зале находится реликварий с мощами Святого Викентия. Сам реликварий выполненный из дерева, серебра и перламутра создан ювелирами Гуджарата ориентировочно в 16 веке и привезен в Лиссабон из Гоа. Мощи поместили в него только после землетрясения 1755 года. В тот момент часовня, где они хранились сильно пострадала и мощи пришлось буквально искать среди обломков.

Дароносица Жузе I

Говоря “сокровища Сэ”, никто ничего не преувеличивает. Судите сами: золотая церковная утварь, фолианты XVI века, скульптура и живопись, а также предметы вроде дароносицы, что король Жузе I подарил собору. Дароносица или, как называют ее в католической традиции, монстрация выполнена из чистого золота.  Ее высота 90,5 см,  весом  17,5 кг.  Она щедро украшена бразильскими алмазами, изумрудами, цейлонскими сапфирами и другими драгоценными камнями.  Отец Жузе I король Жуан V заказал ее в 1748 году в ряду других  драгоценных предметов и утвари знаменитому французскому ювелиру Тома Жермену (Thomas Germain). Утварь была изготовлена, а вот для дароносицы был сделан только проект. Жуан V побоялся отправлять в Париж столько драгоценных камней и решил делать все на месте, в Лиссабоне. Работу он поручил своему ювелиру Педру да Силве (Pedro da Silva),  который по одним данным погиб время землетрясения 1755 года, по другим умер раньше. Как бы там ни было, закончить дароносицу он не успел, но каким-то чудом она, незаконченная,  уцелела в землетрясении – как и все предназначенные для нее драгоценные камни! Закончил ее в 1760 году королевский ювелир Жуаким Карвалью (Joaquim Caetano Carvalho).

Не выбрасывайте билет в музей: он действителен для входа в деамбулаторий (галерею). И обратите внимание на полотно над входом в музей – это картина “Спаситель Мира” кисти Педру Алешандрину.

Пройдем дальше к средокрестию (на схеме – C). Подняв голову, мы увидим октогональный свод, который был построен уже после землетрясения 1755 года. До этого здесь была четырехгранная торре-лантерна, традиционная для соборов того времени башня, накрывающая световое окно. Башню можно разглядеть на реконструкции Альфредо Гамейру (см. выше в статье). Изначально она была самой высокой частью собора.

Если повернуть отсюда налево в северный трансепт, то мы подойдем к часовне Святого Причастия (Capela do Santíssimo Sacramento, на схеме – 4). XVII века. На позолоченном резном алтаре в стиле рококо мы увидим полотно Педру Алешандрину “Тайная вечеря”, а также скульптуры Богоматери и Святого Иосифа. Напротив находится гардеробная Патриарха, где теперь часовня Святой Анны с великолепным барочным алтарем, украшенным витыми колоннами и ангелами-атлантами.

Вернемся к средокрестию и рассмотрим главную капеллу (Capela-Mor на схеме – D).

Изначально романская, а после перестройки XIV- XV веков готическая, капелла пострадала во время землетрясения и была восстановлена в конце XVIII века в стиле барокко. Свод ее состоит из трех частей, разделенных пилястрами с ионическими капителями, и украшен росписью, в центральной части которой изображена Святая Троица. На стене капеллы мы увидим алтарь с изображением «Успения Богородицы» работы Жузе Инасиу Сампайо (José Inácio Sampaio) 1825 года. К алтарю примыкают две трибуны с балконами и балюстрадами, а рядом с ними – гробницы Афонсу IV (слева) и его жены Беатрис (справа).

Гробница Афонсу Храброго украшена ангелами, закрывающими занавес, и увенчана орлом. Гробница королевы украшена ангелами с крестом, книгой и рогом изобилия и увенчана пеликаном. На обеих гробницах присутствуют королевские щиты и символы смерти: череп со скрещенными костями.

В главной капелле есть два органа. Тот, что слева, построен в 1780-х годах Жуакимом Антониу Пересом Фонтаном. Второй построила в 1960-х годах голландская компания Flentrop.

Теперь прогуляемся по галерее вокруг главной капеллы. Деамбулаторий (на схеме – E) с художественной точки зрения представляет собой один из самых ценных примеров готической архитектуры Португалии наряду с монастырями Алкобаса (XII-XIII век) и Баталья (XIV-XV век). Попасть в деамбулаторий, который имеет сводчатую крышу и освещается рядом окон в верхней зоне, можно через высокие готические арки. Вход находится в правом от алтаря (южном) трансепте. Трансепт освещается естественным светом через окно-розу и два витража на втором уровне. На витражах изображены святые покровители Лиссабона: Викентий и Антоний. Под витражами расположена скульптура Девы Марии, выполненная в 1909 году Анжушем Тейшейрой (Anjos Teixeira).

Южный трансепт. Витражи с изображением Сан-Висенте и Сан-Антониу

Первая часовня деамбулатория посвящена Сан-Висенте (Святому Викентию (на схеме – 3). На левой стене часовни мы видим картину Педру Алешандрину “Прославление Сан-Висенте”.

В часовне Сан-Висенте картина Педру Алешандрину “Прославления Сан-Висенте”

Чтобы пройти дальше, нужно купить билет, который также позволяет посетить Музей сокровищ Cэ (см.выше).

В следующей часовне Сан-Себастьяна (на схеме – 11) находится оссуарий Жуана Анеша (João Anes), первого архиепископа Лиссабона. Он был назначен епископом вскоре после убийства в 1383 году его предшественника, Дона Мартинью, который во время осады Лиссабона кастильцами поддерживал врага. Португальцы просто сбросили Дона Мартинью с одной из башен собора. Жуан Анеш был близким другом нового короля Жуана I и после победы в битве при Алжубарроте даже принимал участие в переговорах с кастильцами. Через год буллой Папы Бонифация IX Лиссабон получил статус архиепископства, объединившего митрополии Ламего, Гуарды, Эворы и Силвеша.

Оссуарий Жуана Анеша

Затем мы входим в часовню Божьей Матери Милосердия (Nossa Senhora da Piedade (на схеме – 10), где находится вход в южное крыло клуатра собора. В следующей часовне Космы и Дамиана (São Cosme e São Damião (на схеме – 9) мы увидим два саркофага XIV века. Это гробницы рыцаря короля Афонсу IV Лопу Фернандеша Пачеко (Lopo Fernandes Pacheco) и его жены Марии Вилалобуш. Лопу Фернандеш изображен рыцарем, сжимающим меч, у ног которого лежит охотничий пес. Его жена изображена с часословом и двумя комнатными собачками. Лопу Фернандеш был 7 лордом Феррейра-ди-Авиш и ближайшим другом короля. Они вместе сражались на поле боя, и как верный вассал, Лопу Фернандеш хотел служить своему сюзерену и после смерти. А потому испросил разрешения быть похороненным рядом с ним, и король эту просьбу исполнил. Кстати сыном Лопу был Диогу Лопеш Пачеку, один из убийц Инеш де Каштру.

Гробница рыцаря Лопу Фернандеша Пачеко

Заходим в следующую часовню Святого Ильдефонса (Santo Ildefonso (на схеме – 8) чтобы посмотреть грандиозный вертеп работы Жуакима Машаду ди Каштру, созданный в 1766 году. Рассматривать это произведение искусства можно несколько часов: автор включил в свое многоуровневое твроение библейские сцены, такие как «Святое семейство» и «Поклонение волхвов», а также популярные сценки из жизни – слепой, играющий на аккордеоне; люди, танцующие фанданго; прачки у водяной мельницы и т.д. Другой вертеп этого мастера находится в базилике Эштрела.

Вертеп работу Жуакима Машаду

Теперь подойдем к часовне Санта Мария Майор (Santa Maria Maior (на схеме – 8). Она закрыта старой романской кованой решеткой, украшенной стилизованными зооморфными мотивами. Уникальная для Португалии, она имеет сходство с подобными решетками в храмах нынешней Испании: такая ковка была распространена в XII-XIII веках на всем Пиренейском полуострове, что позволяет датировать ее именно этим периодом. В следующей часовне Святой Анны (на схеме – 7) мы увидим еще одну гробницу, небольшого размера, где похоронена безымянная инфанта. Герб на надгробии указывает на принадлежность к королевской семье. Это так называемая “старая часовня Святой Анны”.

Гробница неизвестной инфанты

Дальше мы увидим часовню Девы Марии Пенья-да-Франса (Nossa Senhora da Penha de França (на схеме – 6) и часовню Святого Духа (Espírito Santo (на схеме – 5) через которую можно пройти в северное крыло клуатра(на схеме – F).

Место раскопок в клуатре собора

Сейчас клуатр посетить нельзя, так как там ведется большая реконструкция, которая позволит посетителям увидеть результат долгих археологических раскопок, начавшихся в 1990 году. Тогда в средневековом клуатре осыпался грунт, и при ремонте было обнаружено огромное количество археологических артефактов. По плану экспозиция будет занимать 5 ярусов, по которым можно будет буквально спуститься в глубины веков и увидеть каким был Лиссабон во время правления мавров, вестготов, римлян вплоть до железного века. Клуатр откроют в 2020 году.

Восточная галерея клуатра
Тэги
  Подписаться  
Уведомление о