Кампу Пекену: главная арена португальской торады

Лиссабон Недалеко от центра Памятники и монументы Памятники и монументы Лиссабона

Это грандиозное здание из красного камня уже довольно давно используется для музыкальных шоу и ресторанов с летними террасами, но главное его предназначение не забыто: Кампо Пекену (Campo Pequeno) — важнейшая португальская арена для боя быков.

Так что же такое португальская коррида, чем она отличается от испанской, для чего нужна и нужна ли вообще? Давайте разбираться.

Португальский бой быков называется «торада» (тourada), и, как любая разновидность корриды, восходит корнями к древнему искусству тавромахии — от греческого ταῦρος «бык» + μάχεσθαι  «бороться».

Прежде всего необходимо отметить, что португальская торада отличается от испанской корриды тем, что быка не убивают во время представления. Важным элементом шоу является противостояние быка и наездника — «кавалейру», выступающего на лошади лузитанской породы. А главным итогом представления является усмирение быка — «пега» (pega). Когда фуркадуш (специальные бойцы, выступающие без оружия) обхватывают голову быка и пригибают ее к земле. Многие португальские короли принимали участие в боях в качестве «кавалейру», а Педру II даже в качестве «фуркаду». Торады проходят в сезон с апреля по октябрь. Подробнее о португальской тораде читайте по ссылке.

Кампу Пекену: Карта — Как добраться — Часы работы

Campo Pequeno

Метро Campo Pequeno, желтая линия

Апрель — Октябрь, 10.00-19.00 (перерыв 13.00-14.00).
Ноябрь — Март, 10.00-18.00 (перерыв 13.00-14.00).

В дни торады Арена закрывается в 16.00 а музей в 20.00 

Вход на арену 3 Евро. Музей+Арена — 5 евро. Цена билета на тораду — 10 евро и выше

Немного истории

Торада пришла в Португалию во времена римского владычества и традиционно считалась «забавой королей». Однако существуют доказательства того, что бои с быками практиковали еще кельтоиберы. До определенного момента португальская торада ничем не отличалась от испанской корриды. Отношение к ней со стороны церкви не всегда было лояльным — время от времени бои быков запрещали. Один из таких запретов, наложенный буллой папы Пия V в XVI веке, был отменен по просьбе короля Себастьяна. Именно он приказал построить первую арену для торады в лиссабонском предместье Шабрегаш (Xabregas) в 1578 году. До XVIII века бои быков также проводились на главных площадях столицы — Росиу и Коммерции. Но Лиссабон начал претендовать на статус истинно европейского города, и такого рода зрелища по мнению городских властей роняли его престиж. Поэтому в том же XVIII веке в Лиссабоне были построены еще три арены, в Жункейре (Junqueira), в Белене (Belem) и в Салитре (Salitra) — сейчас здесь проходит Авенида да Либердаде. Так торады ушли с городских улиц.

В 1836 году королева Мария II наложила еще один запрет на проведение боев быков. Королева считала тораду варварским и неоправданно жестоким зрелищем, однако возмущение большинства португальцев заставило ее искать компромисс. Через девять месяцев торады вновь разрешили — без убийства животных, но с некоторыми исключениями. В 1831 году на Кампу ди Сантана (Campo de Santana) была построена самая большая на тот момент арена, которая вмещала 6000 зрителей. Она была деревянной и просуществовала недолго. В 1889 году ее закрыли, а годом позже началось строительство новой большой арены на Кампу Пекену. Эту, которая должна была вместить 10 000 зрителей, строили под руководством португальского архитектора Антониу Жузе Диаша да Силвы (António José Dias da Silva) в неомавританском стиле. Кампу Пекену чем-то напоминает старую арену Мадрида, которая была снесена в 1934 году.

Разворот газеты, повествующей об открытии арены и первом бое 18 августа 1892 года

Неомавританский стиль, который в Португалии называют neoislâmico или neomourisco, вошел в моду в конце XVIII века. Казалось бы, логично считать его родиной Португалию и Испанию, территории, веками находившиеся под властью мавров. Однако первые образцы неомавританской архитектуры появились в Британии и были попыткой имитировать индийское зодчество времен Великих Моголов. Иберия, можно сказать, импортировала этот стиль — и восприняла его как нечто, существовавшее всегда. Что совсем неудивительно, учитывая историческую склонность к ориентализму. Кровавое время Реконкисты уже стало историей, и отсылки к исламу в искусстве перестали восприниматься как нечто враждебное. Тем более, что именно в Португалии neomourisco впитал стиль «мануэлино», благодаря чему появились такие шедевры как дворец Пена и Кинта ду Реложиу в Синтре, дворец Рибейра да Кунья (Принсипе Реал) и дворец Алверка, в настоящее время известный как Casa do Alentejo.

Однако именно Кампу Пекену считается главной неомавританской жемчужиной Португалии. Облицованное красным кирпичом круглое здание с четырьмя башнями, увенчанными куполами, напоминает одновременно античный театр и мечеть. Строгие линии подчеркнуты и одновременно смягчены подковообразными арками. Кампу Пекену удивительно органично вписалось в облик Лиссабона, и сразу после открытия лиссабонские газеты писали: «Арена выглядит так, словно стояла тут со времен мавров».

Торжественное открытие состоялось в 1892 году. 18 августа этого года на арену вышел знаменитый кавалейру Алфреду Тиноку (Alfredo Tinoco), которому помогал кавалейру Фернанду де Оливейра (Fernando de Oliveira). На открытии присутствовал король Карлуш I, который не просто любил тораду, но иногда и сам принимал в ней участие.

В 1933 году вышел новый и казалось бы окончательный указ о запрете убийства быков на тораде. Но исключения все равно остались и существуют в наши дни. Жители Барранкуша (Barrancos) и Монсараша (Monsaraz) добились через суд снятия этого запрета, ссылаясь на традиционный уклад местных общин, и в этих городах быков убивают до сих пор.

Арена Кампу Пекену. Вечер перед шоу

Торада: быть или не быть

В 2000 годах на Кампу Пекену прошла реконструкция, в результате которой над ареной появилась раздвижная крыша а в подземной части — большой торговый комплекс. После нового открытия в 2006 году Кампу Пекену из арены для боя быков превратился в культурный центр, где также проводятся концерты, шоу и выставки.

В 2015 году в здании арены открылся Музей Торады, где посетителям предлагается познакомиться с историей искусства тавромахии в Португалии. Музей и арену можно посетить в любой день. Кроме того, на территории Кампу Пекену есть кинотеатр.

Как и в большинстве стран, где существует коррида, в Португалии торада находится под постоянной критикой различных групп защиты прав животных. Многие считают тораду неоправданным актом жестокости, который идет вразрез с гуманистическими ценностями. Однако в тоже время 32 португальских муниципалитета объявили тораду нематериальным культурным наследием и только 4 официально запретили проведение боев быков на своей территории.

В 2007 году лиссабонский университет по заказу Ассоциации по защите прав животных провел среди лиссабонцев опрос, согласно которому 56% респондентов не были против закона о запрете корриды. В 2011 году агентством Eurosondagem был проведен уже общепортугальский опрос. Результаты этого исследования дали совершенно другой результат: 32,7% респондентов ответили, что являются фанатами торады, 20,6% любят или положительно оценивают бои быков, еще 20,6% равнодушны к корриде, а 32,8% не любят ее, но и не против ее проведения. Оказалось, что только 11% выступают за запрет. К тому же, 59,3% португальцев считают, что торада способствует хорошему имиджу страны за рубежом, 75% португальцев заявляют, что бои быков имеют большое значение для экономики и туризма, а 65,3% согласны с тем, что если традиция боя быков исчезнет, то это станет невосполнимой потерей для португальской культуры.

Площадь Кампу Пекену и арена

Говоря о португальской тораде, часто упоминают, что быка не убивают публично: якобы это делается после представления, в загоне, куда фуркадуш отводят измотанное и напуганное животное. На самом деле это не совсем так. Среди быков есть свои звезды и легенды, и бык-победитель, продемонстрировавший на арене выдающиеся физические качества, становится производителем. Собственно, селекция с целью улучшения породы и есть один из главных аргументов сторонников торады.

Для сторонников торады Кампу Пекену место абсолютно знаковое, своего рода главный оплот сохранения традиций тавромахии. Противники же стоят на том, что это прежде всего уникальный памятник архитектуры, который не утратит своего значения даже в том случае, если бои быков будут запрещены.

Фоторепортаж о тораде


Где поесть у Кампу Пекену

Ресторан Rubro ($$$) находится прямо в здании арены справа от главного входа. Отличный мясной ресторан популярный среди лиссабонцев.

1 thought on “Кампу Пекену: главная арена португальской торады

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *