Святой Антоний — любимый лиссабонский святой

История Португалии Культура и традиции

Церковь и музей Святого Антония

Новая церковь была возведена между 1767 — 1812 гг. в стиле барокко и неоклассицизма по проекту Матеуша Висенте де Оливейры, архитектора построившего так же Дворец Келуш и Базилику Эштрела


Один из самых популярных святых в мире, единственный португальский  Учитель Церкви ( или Доктор Церкви, лат. doctor ecclesiae  — почётное звание, с 1298 года даваемое Католической церковью заслуженным богословам). В народной традиции Святой Антоний известен, как покровитель брака. Также к нему принято обращаться при поиске ценных потерянных вещей. Праздник в его честь, который проходит 13 июня, является ярким событием в календаре Лиссабона и отмечается парадами, уличными вечеринками, религиозными шествиями и бракосочетаниями.

УЧИТЕЛЬ (ДОКТОР) ЦЕРКВИ

Для получения звания учителя церкви необходимы:
— Безгрешная жизнь
— Твердость в ортодоксальной вере
— Труды по теологии и философии, одобренные церковью

Будущий святой Антоний родился в Лиссабоне возле Кафедрального собора, в семье  дворянина, потомка крестоносцев и носил имя Фернандо де Бульйоеш. Его матерью была дона Тереза Тавера, потомок короля Астурии Фруэлы (Fruela, rei das Astúrias). Мальчик  учился в школе при соборе и в возрасте 18 лет стал послушником ордена святого Августина в монастыре Святого Винсента де Фора. Два года спустя его перевели в монастырь Санта-Круж в Коимбре, где он изучал каноническое право, философию и теологию.

Мученичество пяти францисканцев, которые были обезглавлены в Марокко и чьи останки были доставлены в Коимбру в 1220 году, заставило Фернандо стать миссионером и сменить орден Святого Августина на орден Святого Франциска, поступив в монастырь в Оливайше, где он принял имя Антония. 

Памятник перед церковью Святого Антония в Лиссабоне

В том же году он отправился в Марокко для распространения христианства, но болезнь заставила его вернуться назад. Шторм забросил  его в Италию, где он снискал славу оратора и проповедника. Молва о его святости, мудрости, красноречии и милосердии к бедным быстро распространилась и привлекала толпы. Он умер в Арселе (Падуя) 13 июня 1231 года и был канонизирован менее чем через год после смерти.


ХРОНОЛОГИЯ И ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ ЖИЗНИ

1191 год

Святой Антоний  был крещен в Лиссабоне, когда ему была неделя от роду.

1201 — 1209 гг.

Учеба в школе при Кафедральном соборе, мальчик-хорист

1210 — 1211 гг.

Вступление в орден святого Августина в монастыре святого Винсента де Фора в Лиссабоне

1218 год

Пять францисканцев Берардо, Отто, Педро, Аджунто и Акурсио, позже известные как святые мученики Марокко, уехали в Марокко. Антонио встретил их в Коимбре.

1220 год

16 января 5 францисканцев приняли мученическую смерть в Марокко. В апреле — мае останки святых мучеников Марокко прибывают в Коимбру и помещаются в церковь Санта-Круж. Весной 1220 г. Фернандо вступает в нищенствующий орден св. Франциска и поступает в монастырь Santo Antonio de Olivais  в Коимбре. Берет имя Антония. 
Осенью отправляется в Марокко с апостольской миссией. 

1221 год

В марте возвращается в Португалию, но шторм прибивает его корабль к побережью Сицилии. С 30 мая по 8 августа он принимает участие в общем собрании членов ордена францисканцев в  Ассизи, где  встречается со святым Франциском. Уезжает в отдаленный монастырь Монте Паоло Эмилия.

1222 — 1223 гг.

24 сентября отправляется в Форли, чтобы присутствовать при рукоположении священников. Из-за болезни епископа, произносит импровизированную проповедь и оказывается превосходным проповедником.

1222 — 1223 гг.

29 ноября папа Гонорий 3 папской буллой утверждает Францисканский орден. Антоний прибывает в Римини в качестве миссионера. Франциск Ассизский назначает его первым профессором Ордена в Болонье.

1224 — 1225 гг.

Святой Антоний едет во Францию, где проповедует против альбигойской ереси. Преподает богословие в Монпелье и Тулузе. Назначен настоятелем францисканского монастыря в Puy-en-Velay.

1226 — 1227 гг.

Общее собрание ордена в Арле, где Антоний был избран куратором провинции Лимож.
Основан монастырь Бриса.
Назначен куратором  провинции Эмилия-Романья. Заканчивает свой труд Opus Evangeliorum или Sermones Dominicales. (Унифицированный сборник проповедей)

1228 — 1229 гг.

Проповедует в Падуе. Принимает участие в канонизации святого Франциска Ассизского. Проповедует в Риме перед папой Григорием IX, который называет его Ковчегом Завета.(видимо, имеется в виду оплот веры) из-за его глубокого знания библии и всестороннего образования в сфере богословия.

1230-1231 гг.

Участвует в главном собрании францисканцев в Ассизи (23 мая). Он оставляет пост куратора провинции. Преподает в Падуе и начинает готовить текст проповеди Festivi, который он так и не закончил.
В мае он удалился в скит Кампосампьеро. 
13 июня он умер в Арселе, по дороге в Падую.
17 июня его останки были перенесены в церковь Санта-Мария францисканского монастыря в Падуе, где начинают происходить первые чудеса.

1232 год

30 мая он был канонизирован Григорием 9 в соборе Эсполето, и это была одна из  самых быстрых канонизаций в истории Церкви. Во время его канонизации в Эсполето, колокола всех церквей Лиссабона спонтанно зазвонили.

1946 год

16 января 1946 года папа Пий XII провозгласил святого Антония Падуанского Учителем Церкви.



ИКОНОГРАФИЯ СВЯТОГО АНТОНИЯ

Первое описание святого Антония, сделанное для процесса его канонизации, описывает его как человека невысокого роста, темнокожего и тучного, хотя его образ, построенный на протяжении веков, четко обозначен иконой святого Антония Аббата и св. Франциска Ассизского. Его чаще всего изображают молодым человеком, иногда с бородой, идентичной бороде Святого Франциска, одетого в рясу по францисканскому обычаю, опоясанную на талии веревкой с тремя узлами, держащим книгу в левой руке (как символ мудрости и веры), на книге стоит  младенец Иисус (неотъемлемая черта с 16-го века), а в правой руке — крест (символ любви к Богу) и стебли белых лилий (символ чистоты и верности Христу, который появляется как его атрибут с 15-го века). Его также можно увидеть в одежде мальчика из хора или в облачении Евхаристии, что напоминает о его жизни в Португалии. В Италии и Франции его иногда изображают с пламенем и сердцем, символами, которые не были приняты в португальской иконографии.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - St._Anthony_-_facial_reconstruction_-_for_user_picture-1.png
Реконструкция лица святого по черепу. (Cicero Moraes)

ЧУДЕСА СВЯТОГО АНТОНИЯ

Сияние святости, появившееся при жизни святого Антония, особенно благодаря его ораторскому искусству, привлекало множество людей, желавших услышать его проповеди. Сразу после его смерти появились сообщения о бесчисленных чудесах, умножившихся после его канонизации, которая произошла менее чем через год. Известный в Падуе как Иль Санто — Святой, в Лиссабоне он стал покровителем города, чья защита распространялась и на жилища, и на бизнес, и на семью. Его известность как чудотворца отражена в огромном количестве разнообразных чудес, приписываемых ему, многие из которых позаимствованы у других святых, которые отражают не только его мысли, но особенно набожность, которая глубоко укоренилась в португальской культуре.

Чудо исцеления ампутированной стопы (Тициан)

СВЯТОЙ АНТОНИЙ И МЛАДЕНЕЦ ИИСУС

Однажды Святой Антоний приехал в один город, чтобы проповедовать. Знатный и богатый горожанин приютил его, предоставив уединенное и закрытое место, где проповедника никто не мог потревожить.  Там Антоний мог без помех молиться и размышлять. В один из дней горожанин шел мимо по своим делам, и не удержался от того, чтобы заглянуть в окно и полюбопытствовать, чем занят его необычный гость. Он увидел, что Святой Антоний держит на руках радостного и счастливого младенца Иисуса, прижимает его к груди и целует его. Горожанин был потрясен красотой младенца, исходящим от него светом, и совершенно не мог объяснить, каким образом этот славный и прекрасный ребенок попал в полностью закрытое помещение. Когда Святой Антоний закончил долгую молитву, он попросил горожанина никому не рассказывать, о том, что тот видел, пока Святой жив. И только после его смерти, его гостеприимный хозяин рассказал о чуде, свидетелем которого стал.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - Bartolome_Esteban_Murillo_-_The_vision_of_Saint_Anthony_of_Padua._61_x_39.7_cm.jpg
Видение святого Антония Падуанского (Мурильо, Бартоломе)

КАК СВЯТОЙ АНТОНИЙ ПРОПОВЕДОВАЛ ЕРИТИКАМ В РИМИНИ, А ОНИ НЕ ХОТЕЛИ ЕГО СЛУШАТЬ

Однажды Святой Антоний проповедовал в Римини перед толпой, полной еретиков, чтобы принести им свет истины и указать на их ошибки.  Но они постоянно возражали ему, настаивали на своем, и в конце концов перестали его слушать. Святой Антоний, ведомый божественным провидением, отправился к устью реки, которая впадала в море. Там он начал свою проповедь, обратившись к рыбам именем господа. О мои братья рыбы!  Придите и слушайте слово господа, так как еретики отказываются это делать! И немедленно огромное количество рыб, больших и маленьких, такое огромное, которого до сих пор никогда не видели, выстроились перед Святым Антонием и высунули головы из воды. И нужно заметить, что маленькие рыбы не боялись больших. Рыбы построились по видам и размерам. Они сновали в воде, разыскивая свою группу. Это было очень красочное зрелище. Большие рыбы маршировали как рыцари своими плавниками, удерживаясь на глубокой воде, чтобы слышать проповедника. Средние рыбы заняли место в центре, и вразумленные господом, оставались неподвижны. Малые рыбы собрались у ног проповедника, где вода была мелкой, как бы находясь под его защитой. И когда все построились, Святой Антоний начал свою проповедь.

ХЛЕБ СВЯТОГО АНТОНИЯ — Pão de Santo António

История «Pão de Santo António» восходит к любопытному факту, который передается как легенда: «Антониу настолько был тронут бедностью людей посещавших монастырь, что он решил отдать им хлеб из монастырской пекарни. Бедняков было так много, что хлеб кончился. Пришедший за хлебом к ужину пекарь-монах пошел в решил что хлеб украден. Удивленный, он пошел рассказать святому, что нечем кормить братьев. Антоний приказал ему проверить пекарню еще раз. Брат-пекарь вернулся, пораженный и довольный: корзины были переполнены хлебом. Его было так много, что хватило и монахам и всем беднякам, пришедшим в монастырь». После этого в христианском мире распространился обычай размещать в церквях рядом с изображением святого ящики для милостыни с надписью «Хлеб Святого Антония» в церквях.

ПОЧИТАНИЕ СВЯТОГО АНТОНИЯ 

В Португалии преданность святому Антонию приобрела уникальные черты. Аскетичный образ единственного португальского Учителя церкви сменился популярным и таким близким всем Sant’Antoninho, которого люди просили обо всем. Спаситель душ из Чистилища, помощник в браке, помощник в розыске потерянных предметов, этот образ вездесущ, к нему обращаются и в личной молитве, которую мы видим в записях, медалях, молитвенных карточках и изображениях, от самых простых до самых сложных, и в глобальном смысле, через внешние проявления веры, такие как обетные дары ex votos (в наши дни, как правило, это специальные таблички со словами молитвы и благодарности), свечи, цветы, произведения искусства (статуи и их одеяния), где они  появляются одновременно как знак признания полученных чудес и как символы подтверждения силы святого.

Процессия Святого Антонио в Лиссабоне 13 июня

СВЯТОЙ АНТОНИЙ СВАХА

Если в ночь Святого Антония бросить гвоздику на улицу, и ее поднимет человек, который старше, выйдешь замуж через пару лет.  Если кто-то моложе, будешь ждать замужества много лет. (Portuguese Ethnography, vol.VII, J.Leite de Vasconcelos)

В Лиссабоне девушки бросают монету в воду в честь Святого Антония, Святого Иоанна или Святого Петра, а на следующий день отдают ее бедному человеку. Имя этого человека и будет именем будущего мужа. (Portuguese Ethnography, vol.Х, J.Leite de Vasconcelos)

Каждый знает, что в Лиссабоне есть обычай приносить в церковь Святого Антония записочки с разными просьбами, особенно касательно замужества. (The Portuguese Archeologist, Vol I,no3, J.Leite de Vasconcelos 1895)

Для того, кто хочет быстро вступить в брак есть легкий путь. Нужно стащить младенца Иисуса у Святого Антония из церкви, принести его домой и перевернуть вверх ногами. Через год точно выйдешь замуж. Тогда нужно вернуть младенца в руки Святого Антония, и обязательно в новых одеждах, иначе никогда не будешь счастлива. (Portuguese Ethnograpy, Vol.VIII, J.Leite de Vasconcelos, edition of 1982)

Незамужняя девушка, желающая вступить в брак, должна привязать петлю на шею статуи Святого Антония, и бросить его на дно колодца, а потом сидеть у окна и ждать чуда. (Alfacinhas *Lisboans) Alfredo de Mesquita (1871-1931)

В Порту девушка, разозлившись на святого, который так и не послал ей жениха, выбросила его фигуру в окно на дорогу. Падающее изображение нанесло увечья проходившему по улице молодому человеку. Прохожие, желая оказать ему помощь, принесли его в ближайший дом. Это оказался дом девушки, которая выбросила святого из окна. Все закончилось браком. Так святой совершил чудо, даже будучи наказанным. (St.Anthony in Popular tradition, Armando de Mattos, (1937)

Брось гвоздику на середину улицы в полдень и смотри. Если ее поднимет мужчина, твоего мужа будут звать также. Если женщина, никогда не выйдешь замуж. (Обидуш) (Portuguese Ethnography Vol.VIII, J.Leite de Vasconcelos)

Самодельная фигура Святого Антония с младенцем Иисусом

ПРАЗДНОВАНИЕ В ЛИССАБОНЕ

Праздничные дни в честь святого проходят в Лиссабоне дважды в год : 15 февраля, в день, когда останки Святого Антоний были перенесены в Собор Падуи и 13 июня, день его смерти. Они включают Trezena (буквально “тринадцать дней” до начала праздника), праздничную мессу в Лиссабонском соборе, процессию. 

Во времена монархии было принято членам королевской семьи посещать церковь в ночь праздника, где их чествовали специальным букетом, сладким хлебом и сладостями «caracoladas» и «condecas». Торжества завершались фейерверком. Также частью традиции была коррида Святого Антония, которая проводилась на  площади Росиу или Террейру ду Пасу.

Самодельный Престол Святого Антония

Параллельно с этими официальными гуляниями также проводились ночные народные гуляния, связанные с празднованием летнего солнцестояния. Они сопровождались  кострами, парадами, ритуальным подношением гвоздик и базилика — манжерику к престолам (Tronos) святого Антония. Эти престолы строили дети и при этом просили «монетку для святого Антония» («um tostão para Santo António»), напоминая о публичном сборе средств, который помог восстановить церковь после землетрясения 1755 г.

Ныне в Лиссабоне празднования в честь Святого Антония проходит в течение всего июня. Основные атрибуты праздника – Marchas Populares (Народные марши), которы проходят 12 июня на Авениде; религиозная процессия в честь Святого — 13 июня и Casamentos de Santo Antonio (Свадьбы Св. Антония) — 13 июня, массовые гуляния в Ночь Святого Антония с 12 на 13 июня. По всему городу устанавливают сделанные детьми престолы Святого, дарят друг другу манжерику (сорт базилика) и на арайлах (места народных гуляний) танцуют и жарят сардины и шорису.

1 thought on “Святой Антоний — любимый лиссабонский святой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *