На главном фото: Алтарь церкви Сан Франческо в городе Луле (Алгарве) 18 век.
Оригинальный вклад Португалии в европейское искусство – это уникальный архитектурный стиль мануэлино в архитектуре 16 века, керамическая плитка азулежуш и талья дорада (Talha Dourada) — буквально «золотая резьба». Едва мы переступаем порог португальской церкви, как попадаем в небесно-голубой, солнечно-золотой мир. Среди синих азулежуш сияют чистым золотом пышные резные алтари. Этот аккорд теплого и холодного цветов, подкрепленных белым, придает интерьерам португальских храмов праздничность и мажорность.
Строго говоря, хотя мы употребляемы слово «алтарь», речь идет о заалтарных композициях рета́бло (retablo, от латинского retro — за, позади и tabula — доска, первоначально retrotabulum). Ретабло, соединяющие архитектурные формы, живопись, скульптуру, рельефы, появились в середине 14 века в Испании. Португальские ретабло, которые авторитетный исследователь искусства Пиренейского полуострова Татьяна Каптерева ставит даже выше испанских, достигли своего расцвета в 18 веке, в эпоху барокко.
Как характерно для художественной жизни Португалии, новые явления в искусстве рождались в тесной связи с событиями, происходившими в стране. Толчком к появлению великолепных ретабло в технике талья дорада послужил экспорт древесины из португальской колонии Бразилии. Бразилия получила свое название благодаря дереву «пау де бразил» (оно же — бразильское красное дерево, красный сандал, фернамбуко, цезальпиния ежовая). Драгоценная древесина «пау де бразил» в изобилии ввозилась в Португалию, из нее добывали красную краску, делали мебель, музыкальные инструменты и — церковные ретабло.
Но древесина была не единственным богатством, которым одарила Португалию Бразилия. В 1692 году в этой прежде не очень процветающей колонии нашли золото. Золотой дождь пролился на Португалию, и хотя толково воспользоваться этим богатством и предотвратить экономический закат страна не сумела, на искусстве 18 века приток колониального золота отразился самым замечательным образом. Резное, покрытое сусальным золотом дерево заменило в оформлении церковных интерьеров камень и лепнину, потеснило живопись.
Талья дорада – истинно народное искусство. Создать резной деревянный алтарь технически легче, чем украшенный мраморными скульптурами или картинами. Даже местные мастера в глубинке, которых и художниками-то не считали, успешно справлялись с этой задачей, используя, как бы мы сейчас сказали, «стандартные» заготовки и достигая великолепного декоративного эффекта.
Изготовить алтарь в технике талья дорада было в Португалии 18 века не только проще, но и, представьте себе, дешевле, чем какой-либо иной! Когда где-нибудь в горах, в деревенской церкви нас встречает мягкое сияние золота, мы испытываем, наверное, те же чувства, что и конквистадоры Старого Света, впервые увидевшие, сколь мало ценят драгоценный металл индейцы, меняющие золотой слиток на нитку грошовых бус. Как же это так — в стремительно беднеющей, отсталой, по европейским меркам, стране алтари, если процитировать Владимира Высоцкого, «кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал»? Однако по тем временам это был вполне «бюджетный» вариант оформления церковного интерьера для купающейся в золоте «расточительной нищенки» Португалии. Редко можно было встретить в Португалии 18 столетия церковь без сверкающего золотом резного алтаря. Из столичных городов — Лиссабона и Порту — техника талья дорада распространилась по всей стране, вплоть до южной провинции Алгарве, докатилась и до колоний, той же Бразилии, но это уже другая тема.
Не только бело-голубая плитка азулежуш аккомпанирует золоту в интерьерах португальских храмов. В оформлении церкви Саятого Роха (São Roque) в Лиссабоне с позолоченным резным деревом сочетаются живописные панно, разноцветный мрамор, флорентийская мозаика, слоновая кость, полудрагоценные камни, бронза, ляпис-лазурь. Церковь Святого Роха, с капеллами одна богаче другой, стала символом поистине царской роскоши, но и этого португальцам было мало! Эстетический идеал португальского барокко выразился в формуле «вся церковь из золота». «В богатом торговом Порту /…/ идея создания «церкви из золота» обрела конкретное материализованное воплощение». (Т. Каптерева, «Искусство Португалии»). Церковь Сан-Франсиско в Порту изнутри покрыта, словно панцирем, плотным слоем позолоченной деревянной резьбы. Искусствоведы несколько неожиданно, но метко сравнивают этот храм с золотыми пагодами Индокитая.
В маленькой церкви Сан-Антонио в городе Лагуш (провинция Алгарве) чувствуешь себя, словно внутри резной шкатулки: лишь небольшие живописные панно и узкий пояс голубых плиток разнообразят сплошной золотой покров стен и алтаря. Впечатление от этих интерьеров еще более ослепительно по контрасту с внешним видом храмов. Предельно скромный фасад Святого Роха, суровый серый гранит Сан-Франсиско никак не предвещают того, порой избыточного, великолепия, которое ждет нас внутри.
Португальские ретабло отличает восточная витиеватость — наследие мавританского искусства. Они ошеломляют изобилием пластических мотивов, которые льются безудержным золотым каскадом. Вы не найдёте в них ни одного свободного сантиметра поверхности, но при этом нельзя не согласиться с Т. Каптеревой: «Необычайная щедрость декора, обилие орнаментальных и изобразительных форм не нарушают единства целого, равновесия масс».
Многослойные и объемные, золотые ретабло сочетают глубокие ниши, арки, сложные по форме башенки, закрученные спиралью колонны. Виноградные лозы, резные листья, бесчисленные ангелочки сливаются в мерцающее кружево, на фоне которого иной раз теряются фигуры святых и распятия. Очень выразительны птицы, клюющие виноград, и дарохранительницы в виде пеликанов, раздирающих себе грудь (пеликан — символ родительской любви, самопожертвования и самоотречения, аллегория Христа).
Торжественность сочетается в португальских алтарях с непосредственностью народного искусства, высокая духовность — с радостной звонкостью. Храмы Португалии кажутся изысканными футлярами, в которых на фоне азулежуш, словно на синем атласе, сверкают драгоценности — золотые алтари.
Талья Дорада на карте Португалии
Автор Марина Аграновская
Живой журнал автора
Фото автора