Пока кричит португальский петух.

Блог Apaixonada por Lisboa Истории Морария

Утро в районе Морария возвещает бодрый крик петуха. Через несколько минут, подобно огромному будильнику, гулко и чисто зазвонят колокола монастыря Граса. Начнут рокотать стройки — небольшая, что преображает последнюю руину на нашем ларго, и побольше, где вгрызаются в холм машины, и где скоро появится новый фуникулер. Зазвенят кофейные чашки, заругается дворник, запыхтит грузовичок, доставляющий сыр из Серра да Эштрела. 

Но первый все-таки петух. 

Он живет где-то здесь, в каком-то из маленьких разноцветных домиков с кинталом. Эти кинталы удивительная штука: четыре квадратных метра, обнесенные высоченной стеной, а поверху стены, как будто недостаточно ее высоты и толщины, торчащие вверх бутылочные осколки. Они переливаются на солнце словно экзотическая и опасная змея, но никого не пугают, ни грабителей, ни чаек, ни диких котов. Первые не полезут в дом, где всегда кто-то есть — а обитатели домов с кинталом редко покидают дома. Вторые атакуют с воздуха. А третьи, гибкие, легкие, свирепые, давно научились их обходить. 

Кинтал это не сад, не терраса, не внутренний двор. Хотя пол там обычно замощен камнем, и есть стол и пара стульев, а вот гриль редкость. Жарить рыбу в собственном дворе развлечение для молодежи, а любая «взрослая» домохозяйка скажет, что это глупость и ерунда, дымить в комнаты рыбным духом и портить занавески, что вышивала к ее свадьбе бабушка. Зато в кинтале есть лимонное дерево, старое каменное корыто для стирки, прохудившийся шланг и пара горшков с геранью — самостоятельной, живучей и свирепой, как дикие коты Морарии. 

А у некоторых даже курятник. 

Старая Морария — это деревня. Утром, вечером, по выходным и праздникам. В будние дни деловая жизнь врывается в этот старинный уклад столичной суетой, пятничные вечера намекают на ночную жизнь, но все это скатывается со старинного квартала как капли росы с листа латука. И чем дольше здесь живешь, тем яснее понимаешь: как нас здесь, в сущности, немного. Тех, кто не пришел работать и не приехал отдыхать, а жителей — для которых это дом. 

Кругом соседи. Более или менее приветливые, но давно знакомые лица. Ты видишь их в кафе, в лавке у Руя, в таверне за углом — соседи не ходят в модный ресторан с маленькими порциями и большим счетом, они едят курицу там, где ели ее последние тридцать лет. Они не пьют дорогие коктейли в бельгийском баре, оставив эту сомнительную привилегию французским переселенцам — покупают пиво в супермеркадо и употребляют, сгрудившись у ступенек нашей маленькой церкви. И потому модный ресторан и дорогой бар, хоть и придают нашему ларго немного блеска, все же выглядят чем-то временным и даже случайным. 

Португальцы говорят: «Время — это статус». Ведь когда-то и таверна, и лавка Руя были чем-то новым, странным, непривычным. Наверно, чужим. А для того, чтобы стать своими, они… они просто были. Здесь, в Морарии, в ее хорошие и плохие времена. 

Если вдуматься, это очень простая и очень правильная мысль: чтобы все пошло на лад, надо просто — быть. Год за годом. День за днем. Рассвет за рассветом, чей приход возвещает бодрый крик петуха. 

Алла Боголепова
Алла Боголепова

Журналист, создатель сайта Portuguesa.ru, ведущая радиопрограммы Родные Португальские Песни на радио «Говорит Москва»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *