Арка с глициниями: Новый лиссабонский стритарт

Граса и Сан-Висенте Люди Улицы и площади Лиссабона

Лиссабон умеет удивить неожиданным преображением привычных пространств, которые долгое время кажутся совершенно обычными. Не слишком живописная арка да Травеcса ду Монте, бывшая когда-то воротами Кинты ду Монтейру и обозначавшая границу, за которой кончался город и начинались фермы, летом 2021 года преобразилась благодаря художнику Жорже Ромау (Jorge Romão). 

Карьеру художника этот бывший государственный служащий начал в 50 лет. Сначала он рисовал для друзей и родственников, потом его убедили устроить выставку, и сейчас, в свои 62, Жорже известен далеко за пределами района Граса, где живет уже много лет, и даже за пределами Лиссабона и Португалии. Созданные им муралы стали настоящими достопримечательностями португальской столицы. И, разумеется, portuguesa.ru не осталась равнодушной к очаровательной росписи, преобразившей старую арку в историческом центре Лиссабона. 

Арка с глициниями: Карта — Как добраться

Travessa do Monte

Городские автобусы из центра: 734. Трамвай из центра: 28. Остановка Rua Graça


Мы задали художнику несколько вопросов, и предлагаем вашему вниманию наше маленькое интервью. 

— Жорже, почему вы решили украсить эту арку именно глицинией?

— Меня всегда восхищало это растение, которое, помимо необычайной долговечности (оно может жить 100 лет и даже дольше), обновляется каждый год, возвещая весну с буйством красок и восхитительными ароматами. Нагота ее узловатых стволов, на которых пробиваются первые весенние побеги — это знак того, что земля просыпается от зимнего сна. 

Одно из моих детских воспоминаний из деревни Паинью, где я родился,  первые картинки, что запечатлелись в моей памяти —  это как раз глициния, в садах или на стенах, окружающих дома. Я помню четкие линии скрученных стволов, которые начинали оживать какой весной. 

В Лиссабоне я с удивлением пережил эти воспоминания снова, когда наткнулся на сохранившиеся древние глицинии на стенах роскошных домов, некоторые из которых были заброшены. Я провел некоторые изыскания и обнаружил, что глицинии всегда присутствовали в садах особняков и старых ферм в Лиссабоне, и мне пришла в голову идея нарисовать их на Арко-да-Травесса-ду-Монте.

  • Почему вы включили эту работу в свой цикл «Triunfo do Kitsch» («Триумф китча»)? Ведь в «Глициниях», таких нежных, таких изысканных, нет ничего от китча. 

— Выбор был связан с тем, что я расписывал арку в период, когда моя выставка «Triunfo do Kitsch (и мусор)» проходила в галерее Arte Graça.

Для этой выставки я создал коллажи и инсталляции из керамических фигурок, таких как ласточка, улитка или ящерица, и пластмассовых цветов, чтобы придать работам трехмерное измерение. В украшении арки я тоже использовал искусственные глицинии. Вводя эти китчевые элементы, я также хотел — иронично и провокационно — пойти против течения «эстетически правильного» и минималистского искусства, которое в настоящее время монополизирует художественную панораму и не одобряет  другие художественные выражения.

— Мурал — это большая форма, но, как любой стрит-арт, он обречен на относительно недолгую жизнь. Что чувствует художник, когда видит, что твое творение поглощают город, время, люди?

— В одном из своих стихотворений Винисиус де Мораис говорит по поводу любви: » (…) «Пусть она не будет бессмертной, ведь она — пламя. Но пусть она будет бесконечной, пока длится».Я считаю, что от этой или любой другой фрески или мурала нельзя ожидать ничего другого, кроме того что ее эфемерный характер вызывает бесконечные эмоции, пока она живет. Как цветы глицинии, которые рождаются и умирают весной, или как сама жизнь, длительность которой можно рассматривать как краткие мгновения, пока горит зажженная спичка. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *