Амалия Родригеш. Линия жизни: год за годом

Амалия Культура и традиции Люди Фадишты (исполнители фаду) Фаду
Поделиться с друзьями
  • 174
  •  
  •  
  •  
  •  

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Амалия с мамой в порту Алкантары (1927 г.?)
Амалия начало 30-х гг.

ИЮЛЬ 1920 года

Amália da Piedade Rebordão Rodrigues родилась в Лиссабоне, когда ее родители гостили в доме бабушки и дедушки по материнской линии на Rua Martim Vaz (Мартин Важ) в районе Pena. Точная дата ее рождения неизвестна. Сама Амалия утверждала, что родилась 1 июля, как говорила ее бабушка “во время черешни”. В официальных документах – 23 июля.

1921 год

После ее рождения и короткого пребывания в столице в поисках лучшей жизни родители вернулись в Фундан (Fundão), оставив свою 14-ти месячную дочь на попечение ее бабушке и дедушке.

1926 год

Когда ей исполняется шесть лет, ее бабушка и дедушка переезжают в район Алкантара, где Амалия будет жить до 19 лет, сначала с бабушкой и дедушкой, а затем с родителями.

1929 год

Поступает в начальную школу и Тапада да Ажуда в Лиссабоне. Именно на школьной вечеринке она впервые поет на публике. Родители Амалии снова возвращаются в Лиссабон, но Амалия продолжает жить со своими бабушкой и дедушкой.

Амалии 19 лет
Амалия с младшей сестрой Селештой (30-е гг.)

1932 год

После завершения начального образования она идет работать, чтобы помогать содержать семью и становится вышивальщицей.

1933 год

Поступает работать на фабрику по производству шоколада и конфетPampulha”.

1934 год

Переезжает к своим родителям, которые снимают квартиру в Алкантаре рядом с Тежу.

1935 год

Вместе со своей младшей сестрой Селештой, она помогает матери продавать фрукты в Cais da Rocha в Алкантаре.Амалия поет во время работы и ее замечают и выбирают в качестве солистки петь фаду на народных маршах (Santos Populares). Популярные марши остаются в репертуаре Амалии навсегда.

На обычной вечеринке Амалия впервые поет на публике в сопровождении гитары ее дяди Жуана Ребордау.


ПЕРВЫЙ УСПЕХ

Амалия поет на улицах Лиссабона (фото 50-х гг.)
Амалия и Франсишку да Круж (конец 30-х гг.)
Интервью Амалии в журнале Guitarra de Portugues в 1945 г.
Реклама выступления Амалии в Solar da Alegria

ВЕСНА 1938 года. “Конкурс Весны”

Амалия прошла отбор на “Concurso da Primavera” (Конкурс Весны) от своего района, чтобы поспорить за титул “Rainha do Fado” (Королевы Фаду), но в финале она не участвует. Как гласит легенда, она была настолько хороша, что другие исполнительницы пригрозили отказаться от участия, если она выступит в финале.

Амалия встречает на этом конкурсе гитариста Франсишку да Кружа, который в последствии станет ее первым мужем.

ЛЕТО 1938 года

Она продолжает петь на вечеринках и праздниках под именем Amália Rebordão (Амалия Ребордау), благодаря некоторой известности своего брата Филипе Ребордау, который был боксером.

10 августа 1938 года в журнале «Guitarra de Portugal» вышла похвальная статья с ее фотографией, что стало первой публикацией о ней в прессе

1939 год. “Retiro da Severa”

Гитарист Сантуш Морейра организует прослушивание в доме фаду “Retiro da Severa”. По легенде первое выступление вышло неудачным. Гитарист, который аккомпанировал ей заявил, что она не попадает в такт. Имя его история не помнит, но помнит фадишту Филипе Пинту, который догнал огорченную Амалию и уговорил ее прийти еще раз в другой день.
На этот раз ей аккомпанировал легендарный Армандинью. Не успела она спеть первый куплет, как тот перестал играть и произнес – “какой прекрасный голос!”.
Ей предлагают работу и следующие 6 месяцев она выступает здесь каждый вечер.

По другой версии, первое прослушивание было успешным, но Амалия отказалась от выступлений, так как не хотела расстраивать родителей, которые считали пение занятием несерьезным.

1939 год. “Solar da Alegria”

По приглашению Филипе Пинту она переходит в дом фаду “Solar da Alegria”. Именно Филипе предлагает ей выступать под фамилией Родригеш.

фото 40-е гг.
Программа Кафе Лузу с анонсом выступления Амалии
Амалия в Театре Ревишта

1940 год. “Café Luso”

Амалия становится главным голосом в доме фаду “Café Mondego” откуда ее приглашают петь в один из самых популярных в то время дом фаду “Café Luso”. Жузе ди Мелу (José de Melo) предлагает ей неслыханный по тем временам для исполнителя фаду гонорар в 1000 эскудо.Ей предлагают запись пластинки, но Жузе ди Мелу, отговаривает ее и утверждает, что записи отпугивают публику от живых выступлений.

1940 год. Teatro da Revista

В этом году состоялся дебют Амалии в пьесе-ревю “Ora vai tu!” на сцене театра Марии II. В этом шоу Амалия выходит на сцену в черной шали, что сразу входит в моду фаду.

В этом же году Амалия выходит замуж за Франсишку да Кружа и переезжает в дом его семьи в Алжеш. Брак продлится 9 лет.

1941 год. Пробы в кино

Режиссер Антониу Лопеш Рибейру приглашает ее принять участие в съемках фильма «O Pátio das Cantigas», но визажист Антониу Вилар отмечает, что она не очень фотогенична, и ее роль достается Марии Пауле.

Амалия продолжает выступать в “Café Luso”, но с меньшей регулярностью. Также ее с удовольствием приглашают другие дома фаду (“Casablanca”, “Retiro do Marialvas”, “Café Latino”) на сольные концерты.

1941 год. “Mundo Português”

Амалию приглашают выступить на государственной выставке “Mundo Português”

Амалия принимает участие в ревю “Espera de Toiros” постановки Teatro Variedades, в котором поет 3 фаду.


ПЕРВЫЕ ПЛАСТИНКИ И УСПЕХ В КИНО

Амалия Родригеш с русской балериной Тамарой Григорьевой на сцене казино Copacabana, эпизод шоу «Uma Aldeia Portuguesa», ноябрь 1944 г.
фото 40-50 гг.
Амалия летит в Бразилию (40-е гг.)
В Казино Копакaбана 1944 г. (фото Алвеш Рио)

1942 год. Знакомство с Фредерико Валериу

Амалия становится приглашенной звездой в ревю “Essa É Que É Essa” театра Марии II. В этом шоу она исполняет фаду “Maria da Cruz” уже известного композитора Фредерико Валерио (Frederico Valério). Он восхищен ее голосом и начинает писать музыку для нее.

Выступает в новой премьере Teatro Variedade ревю “Boa Nova”, в котором главную роль исполняет звезда Театра Ревишта того времени Эрминия Силва. Амалия поет 4 фаду, в том числе главную тему “Boa Nova”, написанную для нее Фредерико Валериу.

1943 год

Амалия впервые выезжает за рубеж для выступления на приеме у посла Португалии в Мадриде. Здесь она впервые исполняет фламенко.

Дебютирует в Театре Аполло в ревю “Alerta Está !”, в котором Амалия поет четыре темы.

Расстается с Франсишку да Кружем и возвращается в дом родителей.

1944 год. Первая главная роль

В ревю «Rosa Cantadeira» выступает как главная звезда шоу наряду с Эрминией Силвой. В этой постановке она поет новое «Fado do Ciume» Фредерико Валериу.

Получает первую главную роль в ревю “A Senhora da Atalaia”. Эта постановка идет в Театра Аполло, в течение 2 месяцев.В новом ревю этого театра “Ó Viva da Costa” также получает главную роль.

1944 год. Бразилия

Амалия впервые едет в Бразилию, чтобы выступить в Казино Копакaбана в шоу “Numa Aldeia Portuguesa”, написанном для нее. Также поет в театре Жуау Каэтану и на Радио Глобу. Успех настолько велик, что 6-ти недельные гастроли продлены на три месяца. Амалия возвращается в Португалию с 4-х месячным контрактом на следующий год.

Амалия на обложке журнала Vida Mundial (Бразилия, 1945 г.)
Ai Mouraria (Amadeu do Vale / Frederico Valerio)

Афиша фильма “Фаду: История одной певицы”
Минифильм в котором Амалия поет «Fado Malhoa» из серии “Фаду”, 1947 г.

1945 год. “Ai, Mouraria”

Она снова едет в Рио с уже популярными в Португалии постановками “Boa Nova” и “Rosa Cantadeira”, специально адаптированными под нее.В ревю “Boa Nova” впервые звучит “Fado Xuxu”, ставшее известным, как Фаду Кариока. В ревю “Rosa Cantadeira” проходит премьера фаду “Ai, Mouraria”. Обе песни были написаны Фредерико Валериу для бразильских гастролей Амалии.
Ее выступления в Театре Республики идут с аншлагами. В выходные дни она продолжает петь в Казино Копакaбана.

1946 год. Первые 8 пластинок

Во время пребывания в Бразилии она начинает работать с лейблом Continental. Она записывает 16 фаду на 8 пластинках (78 оборотов). Все они имеют большой успех в Бразилии и Португалии.

1946 год. Возвращение в Лиссабон и приглашение в кино.

В феврале Амалия возвращается в Португалию и выходит на сцену Театра Аполло в ревю “Estás na Lua”.

Режиссер Армандо Миранда (Armando Miranda) приглашает ее сниматься в кино в фильме “Черные плащи” (Capas Negras).

В Театре Аполло проходит премьера, написанного специально для нее, ревю “Mouraria”. Она появляется на сцене в длинном черном платье с черной шалью, что станет прототипом ее будущих сценических костюмов.

1947 год. Успех в кино

На экраны выходит фильм “Черные плащи” с Амалией в главной роли. Премьера фильма состоялась в кинотеатре “Condes” на площади Рестаурадориш 16 мая 1947 года. Популярность фильма побила все рекорды – 22 недели он был лидером проката в Португалии.

В этом же году она играет главную роль в фильме Пердигана Кейроги (Perdigão Queiroga) “Фаду: История одной певицы” (Fado, História de uma Cantadeira). Фильм рекламируется как подлинная история ее успеха, хотя это неправда. Премьера проходит в Колизее в Порту. Фильм повторяет успех “Черных плащей”.

Также Амалия участвует в записи серии музыкальных короткометражек “Фаду”, спродюссированных Аугусту Фрага (Augusto Fraga): “Fado da Rua do Sol”, “Fado Malhoa”, “Fado Amália”, “Fado lamentos”, “O meu amor na vida (Confesso)”, “Só à Noitinha”, “Ronda dos Bairros”, “Eu disse adeus à casinha”, “Ai! Lisboa”.

Фильм “Черные Плащи”
Фильм “Фаду: История одной певицы”

ПЛАН МАРШАЛА И МЕЖДУНАРОДНЫЙ УСПЕХ

Амалия, Рауль Нери и Сантуш Морейра
Амалия и Селеште в доме фаду “A Viela” (50-е гг.)
Амалия в фильме “O Vendaval Maravilhoso”
Амалия поет «Fado Silêncio» Рауля Феррана (Raúl Ferrão)

1948 год. Первая награда

Получает премию SNI (Национального Секретариата Информации) за лучшую женскую роль в фильме “Фаду: История одной певицы”.

1949 год. Впервые в Париже

Разводится с Франсишку да Кружем.

По приглашению издателя журнала “Орфей” Антониу Ферру (António Ferro) она с успехом выступила в Париже (Chez Carrère) и Лондоне (Ritz).
Дает концерт в Рио и впервые в Сан-Паулу.

Испанский режиссер Хосе Бучс (José Buchs) приглашает Амалию сняться в “Sol e Toiros”. В этом испанском фильме она поет «Fado Silêncio» Рауля Феррана (Raúl Ferrão).

1949 год. “O Vendaval Maravilhoso”

Амалия возвращается в Бразилию, но болезнь не позволяет ей полностью выполнить подписанные контракты.

Премьера в Португалии фильма Лейтана ди Барруша (Leitão de Barros) “Vendaval Maravilhoso”. В этой картине португальско-бразильского производства, повествующей о жизни бразильского поэта Кастру Алвеса (Castro Alves), Амалия играет роль музы поэта, Евгении Камары (Eugénia Camara).

1950 год. План Маршалла

Амалия едет с гастролями на Мадейру и затем за рубеж, чтобы принять участие в серии шоу, спонсируемых Планом Маршалла в Берлине, Риме, Триесте, Дублине, Берне и Париже.
Впервые исполняет фаду “Foi Deus” Алберту Жанеша (Alberto Janes). В Дублине поет фаду “Coimbra”, которое слышит французская певица Иветт Жиро и включает в свой репертуар. Это фаду под названием “Avril au Portugal” становится популярным во Франции.

Открытка из серии “Актеры кино”
Амалия на телешоу Эдди Фишера

фото 50-х гг.
Первый большой диск Амалии

1951 год. Премьера на радио

По государственному радио с успехом проходит шоу “Comboio das Seis e Meia”, в котором Амалия исполняет главную роль. Шоу было записано в Театре Политеама.
После этого шоу из-за плотного гастрольного графика ее выступления в Португалии ограничиваются несколькими ежегодными концертами, такими как Grande Noite do Fado, Natal dos Hospitales, канун Нового года в Casino Estoril и некоторые крупные фестивали.

Гастролирует в Африке: Мозамбик , Ангола и Конго.
Дает концерты в Биаррице, Сан-Себастьяне и Мадриде.

1952 год. Валентин де Карвалью

Заключает контракт с продюсером Валентином де Карвалью, с которым она выпустить большую часть своих дисков. Это сотрудничество было прервано лишь в конце 1950-х годов кратким сотрудничеством с французским издателем Ducretet-Thomson.

Валентин де Карвалью организует запись нескольких фаду на студии Abbey Road в Лондоне. Некоторые из них выходят в последствии на пластинках. Полная запись всех этих фаду будет издана лишь в 1992 году на CD “Abbey Road, 1952”.


Впервые выступает в Нью-Йорке, в клубе La Vie en Rose. Ее сольные шоу шли здесь 14 недель.

1953 год. Дебют на американском ТВ

После успешных гастролей в Мексике, где она начинает петь мексиканские ранчеро, Амалия снова едет в Нью-Йорк для участия в популярном телешоу Эдди Фишера. Это первое выступление португальского артиста на американском телевидении.

Начинает работать с поэтом
Давидом Муррау Феррейрой (David Mourão Ferreira), который станет писать для нее.

1954 год. Первый большой альбом

Записывает в США первый большой альбом LP “Amalia sing Fado From Portugal and Flamenco From Spain” для лейбла Angel Records. Альбом, который никогда не издавался в Португалии вышел в свет в США, Англии и Франции в 1955 году.

С успехом выступает в клубе «Мокамбо» в Голливуде.

Голливуд 1954 год Джин Крэйн, Грир Гарсон, Амалия, Ронда Флеминг и Джейн Пауэлл

ПАРИЖСКАЯ ОЛИМПИЯ И МИРОВАЯ СЛАВА

Амалия в фильме “Влюбленные в Тежу”
Амалия и Альфреду Марсинейру
Амалия, Домингуш Камаринья и Сантуш Морейра в Олимпии 1956 г.
Амалия поет песню Азнавура «Умру за тебя»

Амалия и Шарль Азнавур

1955 год. “Влюбленные в Тежу”

Амалия участвует в фильме Анри Вернеля «Les Amants du Tage (Влюбленные в Тежу)», где она поет 2 фаду “Canção do Mar” и “Barco Negro”, которые становятся мировыми хитами.
 
Снимается в английской короткометражке Эвана Ллойда «Апрель в Португалии», в котором поет фаду “Коимбра”.

Исполняет фаду “Lisboa Antiga” в мексиканском музыкальном фильме «Музыка навсегда». В этом фильме также поет Эдит Пиаф и другие звезды.

Гастроли в Бразилии, Мексике и Испании
.

1955 год. Португалия, новый дом.

Амалия последний раз выходит на сцену Театра Ревишта в пьесе «Севера», поставленной в Театре Монументал. Амалия исполнила роль Марии Северы.

Переезжает в дом на улице Сан-Бенту (Rua de São Bento), в котором проживет до конца жизни. Сейчас здесь Музей Амалии.

1956 год. Дебют в Олимпии

По приглашению Брюно Кокатрикса, она дебютирует в парижской Олимпии на прощальной вечеринке Жозефины Бейкер. Амалия выступает как приглашенная звезда, заканчивая первую часть шоу. Успех таков, что после трех недель контракта ей предлагают продлить его еще на несколько недель.

Выступает на Лазурном Берегу, в Бельгии, Алжире, снова в Рио-де-Жанейро и Мехико.

В Бразилии знакомиться с будущим вторым мужем инженером Сезаром Энрике де Сиабра Рангелем.

1957 год. Первый большой альбом в Европе

Новое успешное выступление в Олимпии уже с сольным концертом. 15 раз Амалию вызывают на бис.
Начинает петь по-французски.
Шарль Азнавур пишет специально для нее песню «Умру за тебя» (Ai, Mourrir pour Toi).
Итогом этого концерта стал большой диск “Amália no Olympia” – первый LP диск, выпущенный в Португалии.

Ее снова приглашают в Олимпию в 1959 и 1960-м годах.

Поет “Uma Casa Portuguesa” в мексиканском документальном фильме “Canções Unidas”

В этом же году она с успехом выступила на Лазурном Берегу, в Стокгольме, Лозанне и Каракасе.

Амалия поет фаду “Um Só Amor” в фильме “Sangue Toureiro”

Свадьба Амалии и Сезара Ceaбры Рангеля
Амалия поет фаду Povo que Lavas no Rio”

Обложка альбома “Busto” 1962 г.

1958 год. Впервые на ТВ

Подписывает контракт с французским издателем Ducretet-Thomson, для которого запишет два альбома и пять пластинок,

Снимается в фильме «Sangue Toureiro», где исполняет пять фаду Фредерико Валерио, в том числе «Que Deus Perdoe».

Впервые появляется на португальском телевидении, как главная героиня пьесы Ромау Коррейи (Romau Correia) – “Небо моей улицы” (O Céu da Minha Rua)

На Брюссельской ярмарке Марсело Каэтано вручает ей орден Сантьяго степени дамы. (Высшая награда Портгалии)

1959 год. Большая медаль Парижа

Мэрия Парижа вручила ей Большую серебряную медаль Парижа.

Снова выступает в парижской Олимпии. Совершает тур по Франции, Испании, поет в Тунисе, Алжире, Греции и Израиле.

1960 -61 гг. Брак с Сезаром Рангелем

Вернулась с большими гастролями в Бразилию.
Здесь она вступает в брак с инженером Сезаром Рангелем, с которым проживет до его смерти в 1997 году. Амалия заявляет о прекращении карьеры и 10 месяцев проводит в Бразилии с мужем.

1962 год. “Busto”

Амалия выпустила свою первую пластинку LP “Busto” (“Asas Fechadas”), ставшую одной из главных работ в ее карьере. 7 из 9-ти фаду для этого диска были написаны Аланом Улманом. Также в альбом вошли фаду “Estranha Forma da Vida” с ее стихами и музыкой Алфреду Марсинейру и фаду “Povo que Lavas no Rio” на стихи Дэвида Мурау-Феррейры и музыку Педру Омен ди Мелу (Pedro Homem de Melo”).
В записи сделанной в Театре Таборда помимо гитаристов Жузе Нуньеша и Каштру Моты принял участие Алан Улман, аккомпанировавший Амалии на фортепьяно.
Фаду написанные Улманом часто называют «операми» Амалии. 

Выступает на фестивале в Эдинбурге, в Анголе, Испании, в Париже в театре ABC и в клубе La Tête de l’Art de Paris.

Амалия в роли Марии Северы

АЛАН УЛМАН, СТИХИ КАМОЕНСА И ПОЕЗДКА В СССР

Амалия поет фаду “Velha Tendinha” (José Galhardo / Raul Ferrão). TВ Италии 60-е гг.

фото 50-60 гг.
Фильм “Fado Corrido” 1964г.

Обложка альбома “Busto” 1962 г.
Амалия поет фаду на стихи Камоенса и музыку Алана Улмана «Erros meus»

1963 год

Поет фаду «Foi Deus» в Бейруте в церкви Святого Франциска в годовщину независимости Ливана.

Проводит успешный сезон в La Tête de l’Art de Paris.

Гастролирует во Франции и дает концерт в Лондоне.

1964 год. “Fado Corrido”

Начинает сниматься в главной роли в в фильме “Зачарованные острова” (As Ilhas Encantadas) режиссера Карлуша Вилардебо (Carlos Vilardebó) по роману Германа Мелвилла.
Во время съемок на Азорских островах знакомится с Аугусто Кабрита, который станет ее официальным фотографом.

В июне проходит премьера фильма “Fado Corrido”, снятый режиссером
Жоржи Бруном ду Канту (Jorge Brum do Canto) по мотивам рассказа Дэвида Муррау Феррейры. Амалия исполняет главную роль. В фильме впервые прозвучит фаду “Cantiga da Boa Gente”.

Еще один успешный сезон в La Tête de l’Art в Париже, а также гастроли в городах Франции, концерты в Италии, Бельгии, Голландии и Испании.

1965 год. Последняя главная роль в кино

Снимается в фильме Жана Ледюка «Виа Макао», где поет “Le Premier jour du monde”

Премьера фильма “Зачарованные острова”. Фильм плохо воспринимается критиками и зрителями. Амалия принимает решение больше на сниматься в главных ролях и даже отказывает Энтони Куину, который пригласил ее сыграть главную роль в фильме по пьесе Гарсиа Лорки “Bodas de Sangue”.

SNI во второй раз вручает Амалии приз за лучшую женскую роль в фильмах “Fado Corrido” и “Зачарованные острова”.

1965 год. Луиш Камоенс и фаду

В этом году прошла мировая премьера ее диска “Fado Portugues”. В Португалии он будет издан только через 5 лет. Музыку для большей части песен написал Алан Улман, в том числе на стихи Луиса Камонеса.
Диск стал одним из самых издаваемых. В Португалии было продано более 500 000 копий, во Франции более 400 000, Бразилии более 250 000 и т.д.

В это же время ее новая пластинка с песнями Алана Улмана на стихи Луиса Камоенса – “Amália canta Luís de Camões” производит фурор в Португалии. Это было первое использование классической португальской поэзии в качестве текстов для фаду, что вызвало жаркие споры.

Гастроли во Франции, Испании, Бельгии и Голландии.

Амалия и Алан Улман (1962 г.)
фото 1960-е гг.
«Estranha for de vida» (Amália Rodrigues / Alfredo Marceneiro). TВ Италии 60-е гг.

Альбом “Fados 67” 1967 г.
Билет на концерт Амалии в СССР. Фото portaldofado.net

1966 год. Aлан Улман

Друг Амалии Алaн Улман был арестован PIDE .
Амалия всячески поддерживает своего друга и делает все, чтобы его освободили и выпустили за границу.

Она вернулась в Нью-Йорк для выступления в 
Линкольн-центре с оркестром Андре Костеланца. Программа состояла из португальских народных песен и фаду в оркестровой аранжировке.
Еще один концерт прошел несколько дней спустя в Голливуд Боул.

Снова она выступит в 
Линкольн-центре в 1968 году.

Получает престижную премию Pozal Domingues за пластинки “Fandangueiro” и “Vou dar de beber à dor”.

Гастроли в Израиле, Бразилии, ЮАР, Анголе и Мозамбике.

1967 год. Золотой диск

Начинает сезон в парижской Олимпии в качестве главной звезды шоу “Grand Gala du Music-Hall Portugais”, посвященного Португалии. Амалия в этом шоу представляет парижской публике ведущих португальских музыкантов, в т.ч. Симону де Оливейру, Duo Ouro Negro и Карлуша Паредеша.

Новая мировая премьера большого диска “Fados 67”. В Португалии он выходит под названием “Maldição” (первая тема диска). Не смотря на запрет ей удается включить в этот диск одно фаду Алана Улмана.

Записывает «Concerto de Aranjuez» Хоакина Родриго.

Получает в Каннах из рук Энтони Куина премию M.I.D.E.M (Золотой Диск). Амалия снова получит эту награду в 1968 и 1969 годах, повторив успех Битлз.

1968 год.

На португальском телевидении играет главную роль в пьесе Гарсиа Лорки “A Sapateira Prodigiosa”.

Гастроли в в Румынии, Испании, Франции и Канаде.

Получат в Испании орден Изабеллы, степени Дамы.

1969 год. Гастроли в СССР

В этом году состоялись гастроли в СССР. 15 концертов с аншлагами прошли в Ленинграде, Москве, Тбилиси, Ереване и Баку.

В Португалии с огромным успехом продается два ее новых диска “Marchas de Lisboa” с записями популярных фаду-маршей и “Vou Dar de Beber à Dor“, включивший в себя фаду с синглов выпущенных в предыдущие годы. Этот диск стал номером 1 в хит параде года в Португалии и был издан тиражом более 500 000 копий. Во Франции стал самым популярным диском года с общим тиражом более 800 000 копий.

Концерты в Нью-Йорке, Франции, Мозамбике, Родезии и Южной Африке.

Амалия в Париже 1964 г.

РЕВОЛЮЦИЯ ГВОЗДИК

Амалия поет фаду «Cuidei Que Tinha Morrido» (Pedro Homem de Mello / Alain Oulman). Альбом «Com Que Voz»

Фотография для альбома Com Que Voz (Augusto Cabrita, 1969)
Амалия в Театре Систина, 1970 гг.
Амалия поет фаду «Gaivota» ( Alexandre O’Neill / Alain Oulman)

Амалия поет фаду «É Ou Não É» (Alberto Janes). Италия 1972 г.

Амалия в Тунисе (1972 г.)

Амалия в Париже (1973 г.)

1970 год. “Com Que Voz”

Амалии вручают орден Сантьяго степени офицера.

Впервые выступает в Театре Систина, в Риме.

Впервые гастролирует в Японии. Вновь она вернется сюда в 1976, 1986 и 1990 годах.

В этом году выходят в свет два больших диска.

Двойной альбом “Amália/Vinicius” был записан в 1968 году в доме Амалии в сотрудничестве с бразильским поэтом Винисиусом де Морайшем, который читает свои стихи. Диск стал лидером продаж в Бразилии. В записи этого диска также принимают участие поэты Наталья Коррейа, Ари душ Сантуш и Давид Муррау-Феррейра которые читают свои стихи.

Второй диск “Com Que Voz” был записан 7-8 января 1969 года, но вышел в свет только в 1970-м. Всему виной гонимый Алан Улман. Диск состоял из 12-ти фаду, написанных им. Среди них ” Gaivota” Алешандре О’Нилла, “Maria Lisboa” Давида Муррау-Феррейры.
Многие считают эту работу главным шедевром Амалии. На этом диске Амалия впервые исполняет фаду на стихи Ари душ Сантуша (“Meu Limão De Amargura”).

Выступает в США, Франции, Бельгии и Голландии

1971 год. “Cantigas de Amigos”

Это рекордный год по количеству изданных дисков, 4 больших альбома:

Amália Canta Portugal II (это вторая по счету пластинка с таким названием, первая маленькая вышла в 1967 году). В альбом вошли народные песни записанные с оркестром под управлением маэстро Жуакима Луиша Гомеша.

Oiça Lá Ó Senhor Vinho (Сборник уже изданных на маленьких пластинках фалу)

Amália no Japão (альбом записан в зале Sankei в Токио).

Cantigas de amigos (песни на стихи Ари душ Сантуша и Наталии Коррейи)

На телевидении Сан-Паулу начинается трансляция теленовеллы “Os Deuses Must be Dead”, в которой Амалия играет одну из главных ролей.

Снова выступает в Париже, где знакомится с оппозиционным политиком и писателем Мануэлом Аллегре, живущим здесь в изгнании.

Поет в Италии, Великобритании, Франции, ФРГ, Испании, Ливане и Анголе.

1972 год. “Amalia Canta Portugal”

Издается два больших диска:

Amália Canta Portugal III (португальский фольклор, но теперь в сопровождении гитар)

Amália em Paris (Живая запись, сделанная в парижской Олимпии).

Снова выступает в парижском La Tête de l’Art, в Италии, Франции, Ливане, Тунисе, Анголе, Мозамбике, Южной Африке, Родезии и впервые в Австралии.

В театре “Канисан” (Canição) в Рио-де-Жанейро с успехом проходит премера шоу “Um Amor de Amália”, история музыкальной карьеры Амалии в песнях фаду.

1973 год

В театре “Канисан” повторно ставят шоу “Um Amor de Amália”.

В Италии выходит ее альбом “A Una Terra Che Amo”, в котором она исполняет итальянские народные песни из разных регионов страны.

Гастроли во Франции, Испании, Италии, Бразилии, Ливане и Швеции

Амалия и Дон Байас на записи альбома в студии в 1968 г.
Амалия и Дон Байас на записи альбома в студии в 1968 г.
Амалия поет «Meu amor é marinheiro» (Manuel Alegre / Alain Oulman) и «Fado Português» (José Régio / Alain Oulman) на ТВ Итали (1975 г.)

Обложка сингла “Grandola”, французское издание
Амалия и Давид Муррау-Феррейра
Альбом “Cantigas numa Língua Antiga” (1977 г.)

1974 год. Революция гвоздик

Выходит ее альбом “Encontro – Amália e Don Byas”, записанный вместе с американским джазовым саксофонистом Доном Байасом. А также ранее неопубликованный двойной альбом “Amália no Café Luso”, записанный в Кафе Лузу в 50-х годах.

После революции гвоздик Амалию неоправданно критикуют за связи с режимом Салазара. Поддерживают ее, лишь немногие, среди которых Алан Улман, Давид Мурау-Феррейра, Алешандре О’Нилл и Мануэл Аллегре.

Валентин ди Карвалью, несмотря на критику, выпускает 2 сингла посвященных революции 25 апреля:
– “Meu Amor É Marinheiro” и “Trova do Vento Que Passa” записанные Амалией в 1969 для альбома Com Que Voz. Оба фаду написаны на стихи Мануэла Аллегре, сочиненные им в тюрьме Кашиаш.
– “Fado Peniche (Abandono)” из альбома Busto и знаменитая «Grândola Vila Morena», записанная в серии “Amália Canta Portugal“, еще до того, как эту песню выбрали в качестве пароля для начала революции.

1975 год. Карнеги-Холл

Снова выступает в Олимпии в Париже в гала-концерте UNICEF 75.

Гастроли в Carnegie Hall в Нью-Йорке, в Италии, Франции, Бельгии и Голландии.

1976 год. «Дар жизни»

Записи Амалии включают в диск «Дар жизни» созданный под патронажем ЮНЕСКО. Здесь она фигурирует в одном ряду с Марией Каллас и Джоном Ленноном.

Выходит большой диск Amália no Canecão, записанный в татре Канисан в Рио и альбом Cantigas da boa gente, составленный из ранее записанных фаду на пластинках EP.

Выступает в Париже в Театре “Champs Elysées”.
Гастроли в Румынии, Японии, Бразилии и Италии.

1977 год. “Cantigas numa Língua Antiga”

В этом году выходят два альбома составленных их ранее записанных фаду – Fandangueiro и Anda o Sol na Minha Rua.

Издается новый альбом “Cantigas numa Língua Antiga“, ставший первым после революции диском с новыми работами Амалии. В альбом вошли 12 фаду на музыку Алана Улмана и стихи Ари душ Сантуша, Мануэла Аллегре, Камоенса, Педру Омень де Мелу и Бернардина Рибейру. Предисловие к альбому написал Давид Мурау-Феррейра и выразил публичную поддержку Амалии.

Снова поет в Карнеги Холл в Нью-Йорке, а также гастролирует в Бельгии, Франции, Испании, Италии и Израиле.


ВОЗРОЖДЕНИЕ

Фото из сессии Augusto Cabrita для альбома “Cantigas numa Lingua Antiga” (1977 г.)
Президент Эанеш вручает Амалии орден Энрике (1980 г.)

1978 год

Участвует в записи двойного альбома Фрея Эрмано да Камары “O Nazareno”.

Поет в Бельгии, Франции, Италии, Швейцарии, ЮАР, Зимбабве, Канаде, Венесуэле, Аргентине и Бразилии.

1979 год

Гастроли в Италии, ФРГ, Голландии, Бельгии, Франции и Бразилии.

1980 год. “Gostava de Ser Quem Era“

Поет на музыкальном фестивале в Ньюпорте, США, в сопровождении филармонического оркестра Род-Айленда под управлением дирижера Альваро Кассуто.

Выходит альбом “Gostava de Ser Quem Era“, состоящий из 10 фаду на стихи самой Амалии. На обложке альбома опубликованы стихи Алешандре О’Нилла посвященные Амалии.

Получает от президента республики Рамалью Эанеса орден Инфанта дона Энрике степени великого офицера а также золотую медаль города Лиссабона.

1981 год

Поет в Италии, Швейцарии, Голландии, Бельгии, Бразилии, Аргентине, Чили и ЮАР.

1982 год. “Amália Fado”

Выходит большой альбом “Amália Fado”, в котором она снова записывает фаду написанные для нее Фредерико Валериу. Диск был посвящен великому композитору, умершему 12 мая 1982 года.

Альбом “Lagrima”
Амалия в Париже (1985 г.)
Амалия в лиссабонском Колизее
Обложка первого издания официальной биография Амалии

1983 год. “Lagrima”

Выходит альбом “Lagrima”, Над этим альбомом она работает с гитаристом и композитором Карлушем Гонсалвешем. Он пишет для нее фаду “Lágrima” и становится ее последним постоянным гитаристом. Альбом имеет огромный успех и за несколько месяцев продается 1,2 млн. копий в мире.

Амалия почетный гость на афинском фестивале песни.

Гастроли в Италии, Южной Африке, Бразилии, Голландии и Бельгии.

1984 год. “Amália na Broadway”

Публикуется диск “Amália na Broadway”, где собраны восемь песен на английском языке, записанные в 1965 году в студии Валентина де Карвалью в Пасу ди Аркуш (Paço d’Arcos) в сопровождении оркестра под управлением английского дирижера Норри Парамора (Norrie Paramor) и никогда ранее не издававшийся.

1985 год. Лиссабонский Колизей

Дает свой первый крупный сольный концерт в Португалии, в Coliseu dos Recreios, в Лиссабоне. Затем выступает в Колизее в Порту.

Выпускает двойной альбом “O Melhor de Amália”. Том I – Estranha Forma de Vida, том II – «Tudo Isto é Fado». Альбом который занимает 1-е место по продажам, оставаясь на вершине восемь месяцев.

Вновь выступает в парижской Олимпии. Здесь она получает ордена искусств и литературы. Орден вручает министр культуры Франции Джека Ланг.

Гастроли в Италии.

В канадском Торонто 6 октября 1985 года объявлется официальным днем Амалии Родригеш.

1986 год

В Casino de Paris состоялся большой концерт в ее честь.

Гастроли в Италии, Бельгии, Японии, Турции и Великобритании.

1987 год. Первый CD

Большой концерт в лиссабонском Колизее.

Выходит тройной альбом “Coliseu 3 de Abril de 1987” с полной записью концерта Амалии в лиссабонском Колизее в этот день.

Издается первый компакт-диск Амалии в Португалии – “Sucessos”. После этого ежегодно на CD переиздаются уже вышедшие альбомы Амалии.

Поет в парижской Олимпии в 8 раз в своей карьере.
Выстуапает в Италии, Швейцарии, Бельгии, Голландии и ФРГ.

Вышла в свет официальная биография Амалии, написанная Витором Повау (Vítor Pavão dos Santos).


ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Амалия на концерте в лиссабонском колизее в честь 50-летия карьеры

1991 год. Фото Луиша Васконселуша
Запись концерта в лиссабонском Коллизее в честь 50-ти летия карьеры Амали

Коллекция “Amália 50 Anos” из восьми двойных альбомов

1988 год

Гастроли в Италии, Японии, Швеции, Бельгии, Голландии и Люксембурге.

1989 год. 50 лет карьеры

Широко отмечается 50-летие творческой деятельности Амалии: – Концерт “Амалия, 50 лет”;
– ретроспектива театральных постановок в Национальном музее театра;
– показ фильмов с ее участием в Cinemateca Portuguesa;
– концерт посвященный Амалии в Термах Каракалла в Риме.
Жак Ширак вручает ей Большую Медаль Вермейла города Парижа.
Папа Иоанн Павел II организует тордесОн принят в частной твенный прием в честь Амалиии в Ватикане.

Амалию приглашают в качестве почетного гостя французского государства на торжествах по случаю двухсотлетия Французской революции.

Валентин де Карвалью выпускает коллекцию “Amália 50 Anos” из восьми двойных альбомов и тематических компакт-дисков, посвященную 50-летию ее карьеры.

1990 год. “Obsessão” (Одержимость)

В Coliseu dos Reсreios в Лиссабоне ставится большое шоу в честь Амалии с ее участием, во время которого Президент Республики Марио Суареш вручает ей Большой крест ордена Сантьяго. Затем это шоу с успехом идет в Колизее в Порту, а также Мадриде, Париже, Токио, Рио-де-Жанейро, Нью-Йорке.

Амалия поет в Национальном театре Сан-Карлуш, где фаду звучит впервые в истории этого театра.

Амалия выступает с концертом в мэрии Нью-Йорка, который был снят португальским режиссером Бруно де Алмейда, живущим в США.

Завершает работу над своим последним альбомом “Obsessão” (Одержимость), названный по имени фаду написанного для нее Карлушем Гонсалвешем на стихи Франсишку Буналью.

1991 год. Амалия в Нью-Йорке

В свет выходит видеофильм “Amália Live in New York City” с записью концерта ньюйоркской мерии в 1990 году.

Франсуа Миттеран, президента Французской Республики вручает ей орден Почетного легиона.

1992 год

Выходит CD “Abbey Road, 1952” в котором собраны все первые записи, сделанные ей для Валентина де Карвалью в студии Abbey Road в Лондоне.

Витор Повау издает фотобиографию Амалии “Estranha Forma da Vida”

Амалия, Эусебиo и Марио Суареш
фото 90-е гг.
Сборник стихов Амалии, 1997 г.
Амалия в своем пляжном доие в Брежау (Brejão) (1995 г.)

1993 год

Записывает два дуэта с неаполитанским певцом Роберто Муроло для его альбома “Anima i Cuore”, вышедшего в Италии в 1994 году.

1994 год. Последний концерт

Выступает в последний раз перед публикой в лиссабонском Колизее. Концерт проходит в рамках торжеств по поводу объявления Лиссабона культурной столицей Европы этого года.

1995 год

В течение недели RTP транслирует документальный сериал «Amália – Uma Estranha Forma de Vida», состоящий из пяти одночасовых эпизодов, снятых Бруно де Алмейдой. В сериал в том числе были включены архивные снимки, ранее недоступные широкой общественности.

Амалию чествую на шоу в Gare Marítima de Alcântara, показанном в прямом эфире на RTP.

Амалия становится главным гостем программы RTP-1 «Noite de Reis» (Ночь королей),

Выпуском на CD альбома “Lagrima” Валентин де Карвалью заканчивает оцифровку всех записей Амалии, принадлежащих его лейблу, а также издает на CD ее первые записи 1945 года, сделанные Бразилии.

1996 год

После тяжелой болезни и операции Амалия восстанавливается и приезжает в студию, чтобы проверить состояние своего голоса. Пробы проходят неудачно и она больше никогда не пыталась петь.

1997 год. “Segredo”

Выходит альбом “Segredo”, составленный из неопубликованных записей, сделанных между 1965 и 1975 годами.
Издан сборник стихов Амалии «Versos»

После 36 лет брака умирает ее муж Сезар Сиабра Рангель.

1998 год

Амалию торжественно чествую на открытии выставки ЭКСПО 98.

1999 год

6 октября она умирает в своем доме на улице Сан-Бенту.
В стране объявляется траур.
Амалию хоронят с соблюдением всех государственных церемоний на кладбище Празереш.
Ее останки переносят в Национальный Пантеон 8 июля 2001 года.

Церемония перезахоронения Амалии в Национальном Пантеоне в 2001 году.

По завещанию певицы 10 декабря 1999 года, через два месяца после ее смерти был создан Фонд Амалии Родригеш. С 2005 года этот фонд проводит ежегодный конкурс, по результатам которого вручаются премии лучшим исполнителям фаду: “Премия Карьера” (для женщин и мужчин), “Премия Откровение” (для женщин и мужчин), «Международная премия», «Этническая музыка», «Классическая Гитара», «Бас-гитара», «Португальская гитара», “Премия Интерпретация” (для женщин и мужчин), “Лучший альбом”, “Лучший поэт фаду», “Лучший композитор Фаду”, “Симфоническая музыка”, “Фаду Амадор”, “Премия Репетиция” и “Премия Продвижение”.

В доме Амалии сейчас находится ее музей.

5 2 votes
Article Rating
Подписаться
Уведомление о
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments