В 2015 году авиакомпания TAP Portugal отпраздновала 70-летие. Мы не смогли обойти вниманием это событие, изучили историю TAP Portugal и побеседовали с генеральным представителем авиакомпании в России Жоао Кандейашем.
История TAP Portugal. TAP, или, точнее, Департамент Воздушного Транспорта, был создан 14 марта 1945 года Умберто Дельгадо, в то время директором Секретариата гражданской авиации. В этом году были куплены два первых самолета в авиапарк TAP, который через несколько десятков лет назовут одним из крупнейших в Европе: две «DC-3 Дакоты» способные перевезти за один рейс по 21 пассажиру.
Меньше чем через год авиакомпания открыла собственные летные курсы — Curso Geral de Pilotos. И вскоре, в сентябре 1946 года была запущена первая коммерческая линия «Лиссабон – Мадрид». До конца 40-х годов были запущены рейсы в Париж, Лондон и Севилью. В 1952 году начинается эпоха реактивных самолетов, появляется Boeing 707. И в 1953 году TAP Portugal, уже с новыми самолетами, открыла еще два направления: Танжер и Касабланка. А еще через два года начались экспериментальные полеты, сейчас ставшие обычными, а тогда произведшие настоящий фурор: рейсы из Лиссабона в Рио де Жанейро.
1958 год, несмотря на отставку Умберто Дельгадо, стал для компании чрезвычайно успешным: более тысячи рабочих мест, более 10 тысяч летных часов и более 64000 пассажиров.
В 1960 году TAP осуществил первый полет между Лиссабоном и Порту-Санту, а также открыл легендарный «Полет дружбы» — регулярные рейсы между Лиссабоном и Рио-де-Жанейро, и рейсы «Лиссабон-Гоа».
В 1964 году был открыт аэропорт «Санта-Катарина» в Фуншале (остров Мадейра), и TAP немедленно открыл линию Лиссабон-Фуншал. В том же году TAP Portugal перевез своего миллионного пассажира. В 70-е годы компания получила Золотую медаль за туристические заслуги, начала летать в Бостон и Нью-Йорк и постепенно перешла на работу с реактивными самолетами.
В 1972 TAP получил первый из четырех Boeing 747-200. К Революции Гвоздик TAP подошел с 32 технологически современными самолетами и стала первой европейской авиакомпанией, которая проводит капитальный ремонт реакторов «боингов». В течение года после Революции компания национализируется, а в 1979 году меняет название на TAP Air Portugal.
1980 год – это год создания нового образа национального перевозчика: форма сотрудников, логотип и привычная нам красно-зеленая окраска самолетов. Также был открыт бизнес-класс и начал издаваться бортовой журнал Atlantis. В середине 80-х в лиссабонском аэропорту «Портела» начинают работать магазины, открывается новый грузовой терминал. И впервые с начала своей истории TAP Air Portugal перевозит более двух миллионов пассажиров за год. Через несколько лет эта цифра возрастет до трех миллионов.
В 90-е TAP входит современной компанией, идущей в ногу со временем и технологиями. В парке компании уже есть Airbus. К концу этого десятилетия TAP получает массу наград, как португальских, так и международных. Португальский писатель Жозе Сарамаго празднует получение Нобелевской премии по литературе на борту самолета TAP.
Новое тысячелетие ознаменовалось большим подъемом для TAP Portugal: впервые за несколько лет компания получила прибыль в несколько миллионов евро, увеличила свой собственный флот до увеличивается до 40 самолетов и была официально переименована в «TAP Portugal». Одним из главных направлений работы компании стало то, что она не просто позиционировалась как национальная – она делала все для того, чтобы португальцы получали преференции при приеме на работу в TAP.
В 2005 году TAP присоединяется к глбальному альянсу авиакомпаний Star Alliance.
2006 год был годом заключения различных торговых соглашений: TAP берет под контроль ВЭМ, крупнейший в Южной Америке технический центр по обслуживанию самолётов сервисный центр. Наращивает количество прямых рейсов в Бразилию до 47 в неделю. Запускает программы “Виктория” для часто летающих пассажиров.
Итак, за 70 лет своей деятельности TAP Portugal стала одной из самых безопасных авиакомпаний в мире. Безопасность, точность и комфорт пассажиров – вот приоритеты TAP Portugal.
На наши вопросы отвечает генеральный представитель TAP Portugal в России Жоао Кандейаш.
— Первое, что нас интересует при перелете – это цена. Из чего складывается цена перелетов TAP Portugal?
— Цена перелета складывается из нескольких составляющих: тариф и таксовые сборы (они в свою очередь состоят из аэропортовых такс и топливной таксы). Цена варьируется в зависимости от сезона и спроса на отдельные даты.
— При формировании цены учитывает ли компания, работающая на российском рынке, падение рубля?
— Тарифы авиакомпании (как и всех европейских перевозчиков) заведены в евро и зависят от еженедельно устанавливаемого курса евро/рубль. При падении рубля мы, конечно, пытаемся максимально учитывать платежеспособный спрос и предпринимаем все усилия, чтобы сделать перелеты на TAP Portugal максимально доступными и привлекательными для клиентов.
— Многие выбирают перелет с пересадкой из-за относительной дешевизны. Каковы преимущества прямого перелета?
— Безусловно, прямой перелет позволяет быстрее и комфортнее добраться до места назначения, в отличие от стыковочных перелетав, где вероятность потери стыковки и багажа возрастает. Так, наш прямой перелет Москва-Лиссабон длится 5 ч 35 минут, а для сравнения общее время в пути перелета с пересадкой составляет не менее 7 с половиной часов.
— По каким направлениям можно улететь из России с помощью TAP Portugal?
— Из Москвы 5 раз в неделю совершается регулярный рейс в Лиссабон, а далее TAP Portugal предлагает пассажирам широкую сеть перелетов по всей Европе и прежде всего внутри Потугалии (о. Мадейра, побережье Алгарве, Порту и Азорские острова), а также по странам Африки (Ангола, Сенегал, острова Кабо Верде, Мозамбик и др.) и Южной Америки (у TAP самая широкая сеть перелетов в Бразилию- 11 направлений, а также рейсы в Венесуэлу, Колумбию, Панаму).
— Скидки, акции, накопительная система – расскажите, пожалуйста, обо всех возможных способах сэкономить, которые предлагает TAP Portugal?
— Авиакомпания TAP Portugal регулярно проводит промо-акции на билеты — быстрее всего узнавать об этом можно подписавшись на нашу рассылку на официальном сайте www.flytap.com. У авиакомпании есть своя мильная программа TAP Victoria , которая позволяет накапливать мили при совершении перелетов не только на TAP Portugal, но и при пользовании услугами всех авиакомпаний-членов Staralliance (это например Lufthansa, Swiss Air, Singapore Airlines, Air Canada и другие). Накопленные мили можно использовать как для оформления бонусных билетов (бесплатный тариф, оплачиваются только таксы и сборы), так и для повышения класса обслуживания до бизнес-класса.
— Возврат билетов и перенос даты путешествия – вы предоставляете такие опции?
— Безусловно, все тарифы нашей авиакомпании меняемые и бОльшая часть — сдаваемая. Сумма доплаты определяется уровнем применяемого тарифа и прописывается в правилах, поэтому лучше все условия знать заранее до оформления билета.
— О деньгах поговорили, теперь о технической стороне перелетов. Какова география TAP Portugal в России?
— Из каких городов можно улететь вашей авиакомпанией? Помимо прямого перелета Москва-Лиссабон, который выполняется из аэропорта Домодедово у TAP Portugal есть соглашение с авиакомпанией S7, которое позволяет оформлять единый билет из 7 российских городов: Санкт-Петербурга, Казани, Самары, Уфы, Екатеринбурга, Новосибирска и Сочи, что безусловно очень удобно и по цене и в случае возможных задержек рейсов.
— Багаж. Сколько и чего я могу взять с собой? Какова доплата за перевес?
— Стандартная норма багажа для перелетов внутри Европы составляет 1 место багажа весом до 23 кг в экономическом классе и 2 места багажа каждое до 32 кг в бизнес-классе. Плюс в салон пассажиры могут взять с собой 1 место багажа до 8 кг в качестве ручной клади и до 2 мест багажа в качестве ручной клади общим весом до 16 кг в бизнес-классе. При перелетах в некоторые направления в Южной Америке и Африке мы предлагаем своим клиентам повышенную норму багажа- 2 места каждое до 23 кг в экономическом классе, а в Бразилию ещё больше – 2 места до 32 кг каждое!
— Насколько TAP Portugal лоялен к перелету с детьми? Можно ли, например, прямо в салоне самолета попросить более удобное место, если у меня, скажем, ребенок?
— Да, конечно, мы стараемся максимально внимательно относиться к нашим маленьким пассажирам. Так, например, семьям с детьми предоставляется приоритет в очередности посадки. Ребенок может оставаться в коляске вплоть до входа в самолет, а по прибытии экипаж вернет коляску для дальнейших перемещений. Наши маленькие пассажиры получают фирменные наборы « Flip & Flap», куда входят, как правило, игры, карандаши, зубная щетка и паста.
— Каковы правила TAP при перевозке животных? Сколько стоит взять животное в салон?
— TAP принимает к перевозке собак и кошек. В зависимости от веса животного возможна перевозка в салоне (животное до 8 кг) или в багажном отсеке (животное от 8 до 32 кг). Так как количество животных на каждом рейсе ограничено, то при перевозке животного нас нужно поставить в известность не позднее, чем за 24 часа до вылета. Стоимость зависит от направления перелета, так например если это перелет внутри Европы, то стоимость перевозки за каждый полетный сегмент оплачивается 70 евро за животное, перевозимое в салоне, 100 евро за животное, перевозимое в багажном отсеке. И конечно, обязательно до перелета подготовить все необходимые документы на животное. Более подробно правила описаны на нашем сайте www.flytap.com.
— Кейтеринг. Чем вы кормите на своих рейсах? Что делать, если после обеда я все еще голодная? Можно попросить добавки?
— Авиакомпания TAP Portugal предоставляет своим пассажирам полноценный сервис на борту: еда и напитки (включая португальское вино и портвейн) всегда входят в стоимость перелета. В зависимости от длительности перелета и времени суток это может быть завтрак, обед, ужин. Плюс, даже когда обслуживание закончилось, при необходимости бортпроводники всегда смогут предложить легкие закуски (сэндвичи, орешки) и напитки. Отдельно стоит упомянуть питание в бизнес-классе — это регулярно обновляемое меню, составленное лучшими шеф-поварами с тщательно подобранной картой вин и коктейлей.
— Существует ли способ уже на борту попасть в бизнес-класс? Доплата, мили, день рождения, симпатия бортпроводника? ☺
— Как правило, есть шанс попасть в бизнес-класс при отсутствии достаточного количества мест в эконом классе – это обычная практика во всех авиакомпаниях: в первую очередь в бизнес-класс повышают частолетающих пассажиров. На некоторых направлениях, существует возможность повышения до бизнес-класса уже на борту. По ряду причин, рейс Москва – Лиссабон – Москва не входит в их число.
— Сколько раз можно просить бортпроводника принести алкоголь? Сколько вообще можно выпить на борту и не нарваться на неприятности?
— Это вопрос индивидуальный. Безусловно, употребление алкоголя на борту не рекомендуется. При подаче алкоголя как таковых формальных ограничений нет, но бортпроводники руководствуются принципом разумного и умеренного употребления, оценивая состояние пассажира во избежание нежелательных последствий как для пассажиров, так и для соблюдения безопасности полета.
— Как можно напроситься на экскурсию в кабину пилота? Это вообще возможно?
— К сожалению, нет, так как это не разрешено правилами безопасности.
— Почему, зачем нас до сих пор просят выключить электронные гаджеты во время взлета и посадки???
— В последнее время все больше доказательств того, что электронные гаджеты оказывают незначительное влияние на работу приборов во время взлета и посадки — тем не менее, пока нельзя с уверенностью сказать, что этот вопрос досканально изучен. Вероятнее всего эта практика будет пересмотрена, но пока многие авиакомпании просят пассажиров воздержаться от пользования гаджетами даже в режиме полета, пока самолет не достигнет определенной высоты (примерно 3000 м), чтобы избежать возможных попыток этих электронных устройств подключиться к интернету или поймать сигнал радиоволн, тем самым создав помехи для высокочувствительных авиационных приборов.
— Есть ли у TAP Portugal что-то, что помогает скоротать время в длинном перелете? Возможно, консоли с фильмами, играми и музыкой?
— Индивидуальные системы развлечений доступны для наших пассажиров на дальнемагистральных рейсах. Так на борту Аэробусов 330 есть полностью интерактивная индивидуальная система развлечений с выбором из 20 фильмов, 20 часов португальских, бразильских и международных сериалов и документальных фильмов, новостей, 10 игр, 12 радиостанций, 900 песен и аудиокниг. Поборка обновляется каждые 2 месяца. На борту других типов самолетов доступен выбор из 6 киноновинок. Практически все самолеты TAP оборудованы внешними камерами и интерактивной картов полета, что позволяет отслеживать свой путь. Также мы традиционно предлагаем подборку газет и журналов, в том числе бортовой журнал TAP, который называется « UP ».
— Есть ли на каких-то рейсах TAP Portugal интернет?
— Да, конечно! TAP Portugal, кстати, стал одним из первых европейских перевозчиков, кто предложил пассажирам такую услугу. Мы предлагаем воспрользоваться беспроводным подключение к Интернету при перелетах на бортах Aerobus 330 при перелетах в Северную и Южную Америку. Оплатить данную услугу можно кредитной картой (4 Мб стоит 6 евро, 10 Мб стоит 12 евро)
— Каково наполнение аптечек на рейсах, и проходят ли бортпроводники какой-либо медицинский инструктаж? Роды принять могут?
— Безусловно, экипаж подготовлен к оказанию первой помощи, аптечки содержат все необходимое для оказания помощи в экстренных ситуциях. В том числе самолеты обеспечены дополнительными кислородными масками и дефибрилляторами. В самых срочных случаях экипаж может принять решение о вынужденной посадке в ближайшем пункте по пути следования. При перелете беременных женщин максимальный срок, на котором женщина допускается к перелету это до 36 недель (или до 32 недель если это двойня или тройня). При этом обязательно предоставляется справка от врача, в которой указано, что перелет допустим. При начале родов в полете решение о дальнейших действиях принимается капитаном (расстояние до места назначения, состояние жещины, наличие врачей среди пассажиров), если вопрос срочный, то вероятнее всего будет совершена вынужденная посадка.
— Существуют ли причины, по которым сотрудники TAP Portugal могут не допустить к полету пассажира?
— Вернуть, например, прямо с посадки. К сожалению – да, и причины могут быть различные. Это прежде всего касается отсутсвия всех необходимых документов, в том числе это может быть отсутствие транзитной визы (например для россиян, не имеющих Шенгенскую визу при двойном транзите через страны Шенгенского соглашения). Также среди наиболее распространенных причин отказа является опоздание на регистрацию, поэтому рекомендуем заранее поинтересоваться, за сколько времени до перелета закрывается регистрация. Помимо этого отказ может быть связан со здоровьем или состоянием пассажира (состояние алкогольного опьянения, подозрениями на вирусную инфекцию, отсутствие технических возможностей для перевозки инвалидов и т.д.). В связи с этим мы рекомендуем в случае малейших сомнений проконсультироваться со специалистами при приобретении билета.
— Если по каким-то причинам пассажир опоздал на стыковочный рейс, TAP о нем позаботится?
— В случае, если пассажир был зарегистрирован на последующий рейс и рейс оформен единым бланком вместе с перелетом на TAP Portugal, пассажиру будет оказана помощь по пересадке на альтернативные рейсы до пункта назначения. Спасибо за внимание!