Золотое кольцо Португалии. Средневековая Сортелья (Sortelha)

Гуарда Замки и крепости Исторические деревни Центральная Португалия

Округ Гуарда, муниципалитет Сабугал, провинция Верхняя Бейра: здесь, на севере страны, на высоте 760 метров над уровнем моря, в кольце скал, спряталась маленькая архитектурная жемчужина — деревня Сортелья. Настоящая машина времени, переносящая любого, кто сюда приехал, в атмосферу средневековой Португалии. Называть Сортелью средневековой не очень верно: ее история началась задолго до Реконкисты, образования независимой Португалии и даже задолго до времен римского владычества. Собственно, почти вся линия укреплений, построенная в этом регионе, возведена на руинах более ранних построек древних иберийских цивилизаций. Так что место, которое мы знаем как Сортелью, было обитаемым еще в эпоху неолита.

Карта — Адрес — Как добраться

Sortelha, Guarda

Проще всего на автомобиле от Лиссабона по магистрали А1 и затем А23. Нужно свернуть на дорогу N18 на 32 съезде в сторону Сабугала (Sabugal). Время в пути 3,5 часа.

Пройдя через руки кельто-иберов, римлян, вестготов и мавров, Сортелья в конце концов оказалась в руках португальских королей и хорошо послужила Португалии и в войнах с Кастилией, и во времена неполеоновского нашествия. Временами деревня пустела, в замке оставался лишь крохотный гарнизон, состоящий из десятка солдат, однако Сортелья не просто выжила — она до наших дней сохранила себя такой, какой была пятьсот лет назад.

А вот имя свое деревня получила в Средние века. Есть несколько версий происхождения этого названия, и все они сводятся к кастильскому слову sortija, что значит «кольцо». Первая, самая очевидная, намекает на ландшафт: деревня словно заключена в двойное кольцо — природная его часть скалы, рукотворная — крепостные стены. Вторая и более убедительная, отсылает к старинному рыцарскому развлечению, называемому «сдергивание кольца»: состязание заключалось в том, чтобы сдернуть наконечником копья подвешенное на нитку кольцо — конечно, на полном скаку. Эта забава, чрезвычайно популярная в рыцарской среде, тоже называлась sortija, sortilia или sorteia. Не случайно на гербе Сортельи изображены замок и кольцо. Впрочем, это золотое кольцо с рубином местная устная традиция трактует как намек на древнюю репутацию деревни как место обитания могущественного клана колдунов, чьи сверхъестественные способности подпитывались драгоценным кольцом, называемым sortel. И, наконец, самая прагматичная версия гласит, что название Сортелья происходит от средневекового варианта слова «удача», sorte: в данном случае под удачей подразумевается вполне конкретный участок плодородной земли рядом с деревней — найти такую землю в горах не так-то легко, отсюда и «удача».

Состязание по «сдергиванию кольца» на турнире в Обидуше

Официально история деревни ведется с 1228 года, когда Сортелья получила форал — то есть, стала фактически городом, напрямую подчиняющимся королевской власти, минуя местного сеньора. Однако логический центр Сортельи, ее ядро — это, конечно, замок, который гораздо старше.

Но чтобы попасть к его воротам, нужно сначала проникнуть за окружающую деревню крепостную стену. В Сортелье  три выхода, три пары ворот: Porta da Vila (Городские ворота), Porta Nova (Новые ворота) и Porta Falsa (Ложные ворота) — не считая, конечно, десятка тайных подземных ходов.

Porta Falsa как способ попасть за стену мы вынуждены отмести сразу. Возможно, когда-то это и была настоящая дверь, но вот уже несколько столетий арка закрыта — вероятно, с целью уменьшить количество слабых мест в защите крепости. А возможно, эти ворота  никогда и не имели буквального значения: этот архитектурный элемент был популярен у римлян, которые, в свою очередь, переняли его у египтян и этрусков, веривших, что «ложная дверь» есть портал между мирами мертвых и живых. Porta da Vila открывается на восток, дорога через эти ворота ведет в Сабугал и Гуарду. Кстати, именно рядом с Porta da Vila местные власти устроили просторную туристическую парковку, поскольку проезжать за стену на автомобиле имеют право только местные жители.

Так что лучший способ попасть в деревню — это Porta Nova, западный вход, который, вопреки своему названию, является самыми старыми воротами Сортельи. К остроконечной арке Порта Нова ведет дорога, вдоль которой на тридцать метров тянется прекрасно сохранившаяся средневековая мостовая Calçada Medieval. Наверху слева, в крепостной стене — сторожевое помещение. На внешней стороне стены можно увидеть два отчетливых вертикальных углубления: это знаки, которые раньше служили мерой длины для торговцев —  côvado (локоть, 66 см) и vara (жезл, 110 см). Начиная со Средних веков и до конца XIX века именно здесь разворачивались рынки и ярмарки.

Со стороны Porta Nova также находятся важные сооружения, построенные снаружи крепостных стен: Церковь Святой Риты (Igreja de Sta.Rita), Старинный госпиталь Милосердия (Antigo Hospital da Misericordia), часовня Сантьяго (Capela de Santiago). Церковь Святой Риты, увы, уже более века лежит в руинах, однако ничто не может скрыть средневекового благородства ее архитектуры. Официально этот полуразрушенный храм называется Церковь Мизерикордия, официально освященный в 1626 году, однако само здание было построено на несколько веков раньше и было посвящено Святому Жуану: согласно архиву, в 1320 году приход заплатил в казну 70 фунтов налогов. Присвоение же храму имени Риты произошло в XIX веке, и, очевидно, связано с тем, что местные жители особо почитают эту святую. Старинный Госпиталь Милосердия был построен в XVI веке и представляет собой четыре просторных здания, соединенных некогда галереями. Увы, сейчас госпиталь тоже почти разрушен, однако является средоточием жутких легенд о том, что люди покинули его неспроста: якобы давным давно здесь был приют для прокаженных, и местный богач заточил в эту обитель скорби совершенно здорового молодого человека, чтобы жениться на его невесте. Часовня Сантьяго — ровесница церкви Мизерикордия, чудом сохранившая ренессансный алтарь из золоченого дерева. Вокруг церкви Мизерикордия можно увидеть антропоморфные могилы, вырубленные в граните и позволяющие предположить, что некрополь на этом месте существовал как минимум со времен владычества римлян.

некрополь на этом месте существовал как минимум со времен владычества римлян

Итак, мы вошли в Сортелью через Новые ворота. Деревня внутри крепостных стен имеет форму овала. Сами стены построены по следующей технологии: две мощные параллельные стены, пространство между которыми заполнено валунами и гравием.

Вид на долину от Факельной башни

Слева начинается улица Мескита (rua da Mesquita), которая приведет нас к Факельной башне — Torre do Facho. Это самая высокая точка крепостных стен Сортельи, и в ясную погоду оттуда можно увидеть замки Белмонте (19 км), Монсанту (55 км). Собственно, отсюда и название: в случае нападения неприятеля на этой башне разводили сигнальный костер, передавая таким образом информацию в другие города по всей линии укрепления.

Если же идти прямо, то мы окажемся на оси, соединяющей Новые Ворота с Замком: это улица Дирейта (rua Direita) и продолжающая ее улица Фонте (rua da Fonte).

Чуть дальше находится Церковная площадь — Largo da Igreja, религиозный центр Сортельи. Здесь мы видим Церковь Девы Марии Снегов (Igreja Nossa Senhora das Neves), построенную в XVI веке: на портале церкви выбито «1573». Церковь эта принадлежала Ордену Христа, прямым наследникам тамплиеров. Пройдя через портал и подняв голову, мы увидим редкой красоты потолок в стиле «мудехар», и целое буйство самых разнообразных стилей в интерьере храма — от ренессансного алтаря и барочной кафедры до готической статуи Девы Марии с младенцем. Местная легенда гласит, что статую осквернил наполеоновский солдат: по какой-то причине он был уверен, что статуя отлита из чистого золота, и отрезал ей голову. Не найдя золота, он обезумел и бросился с крепостной стены, а голова Девы Марии на следующее утро чудесным образом вернулась на место. Церкви же принадлежит колокольня с двумя функционирующими колоколами, подняться к которой можно по ступеням, вырубленным в скале. Трогать эти колокола строго запрещено, поскольку для многих поколений местных жителей их звон означал «Пожар».

Церковная площадь выводит нас к Largo do pelourinho — Площади колонны. Тут мы должны немного углубиться в историю. Изначально pelourinho или picota — это так называемый «позорный столб», место наказания и даже казни осужденных. Не случайно его, как правило, воздвигали рядом с ратушей или зданием суда: приговор оглашался с балкона, после чего осужденного выводили к столбу, стоящему на небольшом возвышении, чтобы горожанам было удобнее наблюдать за экзекуцией. Однако уже в XV веку pelourinho стал восприниматься не как «позорный столб», а как символ независимости городской власти. Многие португальские  pelourinho — настоящие произведения искусства. Не исключение  и тот, что в 1510 году был воздвигнут в Сортелье по приказу короля Мануэла I.

Pelourinho Manuelino возвышается у подножия Замка, и самое время отправиться в это удивительное сооружение, словно само по себе выросшее на гранитном массиве и впитавшее воинственный дух тех времен, когда земля Сортельи принадлежала лузитанам. Ведь римляне всего лишь перестроили древнее укрепление, придав ему типичные черты своей военной архитектуры.

Вид на замок с крепостной стены

Замок Сортельи переживал взлеты и падения, переходил из рук в руки, побывал римским, вестготским, мусульманским, пока, наконец, не стал во времена Реконкисты собственностью тамплиеров, которые обновили старые укрепления неподалеку от границ с Королевством Леон и спорных земель в долине Коа. В XIII веке король Саншу даровал Сортелье форал и приказал перестроить Замок по образцу того, что уже стоял в Эворе. Кольцо крепостных стен было возведено на столетие позже, по время реформ короля Диниша и войн короля Фернанду с Кастилией. Однако к концу XV века Сортелья пришла в упадок, причем произошло это стремительно: в 1422 году, согласно историческим хроникам, она насчитывала 2130 жителей, а в 1496 всего 144. Своим следующим возрождением Замок, а значит, и вся Сортелья, обязаны королю Мануэлу I, который отремонтировал некоторые постройки, обновил замковые стены и вдохнул в Сортелью немного жизни. Мануэла местные жители уважают и чтут до сих пор, справедливо полагая, что тот питал к Сортелье чувства, выходящие за рамки политики. Никаких особых причин для этого не было, однако благосклонность короля украсила Сортелью множеством прекрасных деталей в стиле «мануэлино».

Примерно в то же время Замок, до сих пор бывший собственностью короны, перешел в частные руки. Его купил влиятельный вельможа Луиш де Силвейра, стал его алкайдом и получил в конце концов титул графа Сортелья. До середины семнадцатого века Сортелья жила тихой жизнью, но после 1640 года, когда Португалия вернула независимость — этот период португальской истории известен как Restauração da independência — укрепления замка были перестроены в соответствии с веяниями времени: Сортелья была адаптирована к артиллерийским обстрелам. Это помогло Замку и деревне выжить во время постоянных войн с Кастилией, которые продолжались без малого два века, и пережить наполеоновское нашествие, во время которого была существенно повреждена крепостная стена.

С тех пор Замок ветшал и терял свое первоначальное значение. Он побывал складом и тюрьмой, пока в 1910 году не получил статус национального памятника, и не начался процесс масштабной реставрации, который продолжается до сих пор.

В Замок ведут две двери: Замковые ворота и еще одна Porta Falsa. Замковые ворота (Porta do Castelo) украшены гербом короля Мануэла с армиллярными сферами. Над Замковыми воротами нависает выступ, называемый «Веранда Пилата» (Varanda de Pilatos) или Балкон Судьи. По сути это разновидность машикуля, навесной бойницы, неотъемлемого элемента средневековой фортификационной архитектуры. Машикули нужны для того, чтобы «перекрыть» непростреливаемое пространство у подошвы замка. В случае Сортельи речь идет о разновидности Bretèche, которую в Португалии называют «система mata-cães» — буквально «Убивающий собак». Mata-cães стали чрезвычайно популярны в XIII веке, так что не составляет особого труда догадаться, кого христианские рыцари поливали горячей смолой, и кто в их понимании был «собакой».

Самая высокая часть замка — Torre de Menagem, ниже которой находится римская еще цистерна — резервуар для воды. С зубчатой стены Torre de Menagem открываются виды, от которых действительно захватывает дух.

На что еще стоит обратить внимание в Сортелье?

Passo Via Sacra на городской стене

Разумеется на так называемые Passos Via Sacra, Священный путь, построенный в 1742 году. Священным путем крестоносцы называли свое путешествие в Иерусалим. А в Сортелье это система из пяти небольших лестничных пролетов, разбросанных по деревне. Найти их все, не заглядывая в путеводитель — отдельное удовольствие. Тем более, что созданы они под влиянием очаровательного барокко, и, несмотря на свое религиозное предназначение, радуют даже самый скептический взгляд.

Два источника: высеченный из камня fonte da Azenha (Мельничный ключ) и fonte do Mergulho (Фонтан Ныряльщика), существующий здесь в римских времен и христианизированный во время Реконкисты. Эти скромные источники и фонтанами-то не назовешь, но именно они на протяжении тысячелетий (!) питали Сортелью пресной водой.

Старинные средневековые дома: Casa dos Falcões, Casa do Vento que Soa, Casa Manuelina, Casa Árabe или Residência Paroquial с выбитым над входом мальтийским крестом. Эти приземистые, вросшие в скалы жилища, в общем-то, и создают невероятную атмосферу путешествия в прошлое. Такими их построили почти полтысячи лет назад, такими они остались и по сей день — и остались обитаемыми! Самый старый дом, незатейливо названный Casa Número 1, и вовсе построен в XIII веке.

Сортелья знаменита своими изделиями из овсяницы: эта жесткая трава в изобилии растет на каменистых склонах, и местные ремесленники плетут из нее корзины, сумки, короба и даже украшения. Посмотреть на это богатство можно в Casa da Câmara e Cadeia рядом со входом в Замок.

Скала Cabeça da Velha — Голова Старухи

И, наконец, никак нельзя пропустить природные монументы, которыми очень гордятся жители Сортельи — хоть к их возведению они не имеют никакого отношения. Скала Cabeça da Velha — Голова Старухи, очертаниями действительно напоминающая профиль пожилой женщины. И знаменитые Pedras do Beijo Eterno, Камни Вечного Поцелуя. С этими камнями связана одна из многочисленных местных легенд. Дело происходило во времена Реконкисты, когда мавританское воинство окружило Сортелью в надежде вернуть себе Замок, отбитый христианами. Осада продолжалась довольно долго, и юная христианка, время от времени гулявшая по крепостной стене, увидела мусульманского воина. Между молодыми людьми вспыхнула страсть, однако по понятным причинам они не могли быть вместе, тем более, что девушка была предназначена в жены христианскому рыцарю из Сабугала. За несколько дней до свадьбы она все же нашла способ увидеться с возлюбленным, но их застала мать девушки, женщина, известная своими способностями к колдовству — мы же помним, что Сортелья славилась своими магами и чародеями, и даже христианство этого не изменило. Так вот, взбешенная колдунья превратила свою дочь и ее любимого в камни, так, что они застыли в своем первом, последнем и вечном поцелуе.

Pedras do Beijo Eterno, Камни Вечного Поцелуя

Еще одна легенда Сортельи наводит ужас на неверных мужей. Якобы опять же в Средние века одна местная жительница поймала мужа на измене и в приступе ярости бросилась в один из деревенских колодцев — никто не знает, в какой. И с тех пор ее душа бродит по ночной Сортелье, а если видит, как возвращается домой неверный муж, хватает его и утаскивает за собой.

И, наконец, самая знаменитая история Сортельи, которая вполне могла произойти на самом деле. Однажды, давным давно, один старый человек позвал перед смертью своего сына и сказал:

— Я не могу оставить тебе золота, но я дам тебе совет, который стоит дороже: если у тебя есть какая-то тайна, держи ее при себе. Не рассказывай ни другу, ни любимой женщине то, что хочешь сохранить в секрете. Что знают двое — знает весь мир.

Юноша решил проверить совет отца, и вскоре ему представился случай. В Сортелью на соколиную охоту приехал король — и на беду потерял своего любимого сокола. Нашедшему птицу живой и невредимой была обещана щедрая награда. Тому, кто причинит соколу зло — виселица. Вот этого-то королевского сокола и нашел юноша, которого, кстати, звали Зе Фейжау. Он пригласил в гости своего друга и, взяв с него обещание молчать, рассказал, что по неосторожности убил королевскую птицу, а чтобы скрыть преступление, зажарил его на ужин.

Друг честно пытался помалкивать, но тайна не давала ему покоя, и в конце концов он пошел на берег реки и, убедившись, что рядом никого нет, прошептал ее в тростниковые заросли. А наутро проходивший мимо пастух вырезал из этого тростника дудочку, и дудочка громко пропела: «Зе Фейжау убил сокола!» И какую бы мелодию ни пытался сыграть пастух, дудочка все время повторяла: «Зе Фейжау убил сокола!»

Конечно, когда стражи короля прибыли за преступником, Зе Фейжау отдал им живую и здоровую птицу, получил свою награду и убедился в том, что отец и правда оставил ему нечто дороже золота — умение помалкивать, что, пожалуй, вполне можно расценить как житейскую мудрость.

Тэги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *