Нас всегда интересовало: как становятся фадиштами? Где научились играть виртуозы guitarra portuguesa, такие, как Луиш Геррейру или Анжело Фрейре? Каким учителям обязаны своим мастерством violistas Дьогу Клементе и Антонио Нету? И, наконец, как вообще попадают в небольшой и довольно закрытый мир фаду?
В прошлый понедельник мы получили ответ на свои вопросы.
Традиционная ночь фаду в знаменитой Tasca do Chico. В Лиссабоне, наконец, наступило лето: после июньских холодов тридцать жары днем — и теплые ночи. Португальцы страшно любят говорить о погоде, и потому любое климатическое колебание обычно становится темой номер один. Но сегодня это никого не интересует. Внимание присутствующих приковано к музыкантам. Причем не к певцам, а к двум гитарам.
Встретить в Tasca do Chico звезду фаду — дело почти обычное. Знаменитости бывают тут охотно и часто: Педро Моутиньо, Ракел Тавареш, Жоржи Фернанду, звезды Cafe Luso, Марко Родригеш, время от времени даже Мариза. Они заходят выпить по рюмочке, поговорить с друзьями, иногда спеть. Именно иногда, так что услышать, например, гитару Анджело Фрейре в Tasca — это большая удача. Впрочем, о Фрейре, одном из лучших музыкантов Португалии, вундеркинде и любимце Маризы, мы поговорим потом. Потому что главным событием той ночи был не он, а молодой парень по имени Флавио Кардозу-младший. Сын известного violista Флавио Кардозу, которого слышал каждый, кто в последние пару лет хотя бы раз заходил к Шику.
Заниматься музыкой Флавио-младший начал в семь лет. Представить его публике, как профессионального гитариста, отец решился только сейчас, когда парню почти двадцать. Кардозу-старший страшно волновался: сын играет с самим Анджело Фрейре, да еще в Tasca do Chico, что само по себе экзамен.
— Я его знал, когда он еще не родился, — сказал Жоао Карлуш, кивая на дебютанта. И объявил гитарраду.
И вот тут мы все притаились. Потому что гитаррада — это то, после чего становится понятно: есть у нас violista, или парень пойдет работать в банк.
Так как «попадают в фаду»? Во-первых, конечно, через семью и друзей. Фадишты, как это вообще принято в Португалии, передают профессию по наследству. Во-вторых, через учителей. Приведите ребенка к известному гитаристу, и если в нем есть искра таланта, его больше не выпустят из поля зрения: хорошие музыканты слишком редкая удача, чтобы ею разбрасываться. В-третьих, через casa do fado. Да-да, прямо вот так, «с улицы». Придите в Tasca do Chico и скажите, что хотите спеть или сыграть.
Дебют Флавио Кардозу у Шику записывался на десяток мобильных телефонов. Папа, Флавио-старший, беззвучно проиграл вместе с сыном всю гитарраду. И потом, когда все закончилось, и Анжело Фрейре показал Кардозу-младшему большой палец, поздравляли тоже папу: вырастил музыканта!
— Он будет играть лучше тебя, — пошутил кто-то.
— Надеюсь, — очень среьезно ответил Кардозу-старший.
Вот она, та самая гитаррада в исполнении Анжело Фрейре и Флавио Кардозу-младшего, музыканта, который может стать звездой.