Каждый июль Обидуш возвращается в тринадцатый век. Фестиваль проходит с середины июля по середину августа, каждый длинный week-end с четверга по воскресенье. Вход на фестиваль стоит 12 евро, вход в средневековом костюме 6 евро. Прокат костюмов 6 евро. Детям вход свободный. Уточнить информацию можно здесь.
Там были такие краски и лица, что только успевай кнопку на фотоаппарате нажимать. А как они кормят на этой ярмарке, боже мой. Одна проблема — кофе нет, потому что доколумбова кухня. Кофе, чая, картошки и прочего «завезенного» не было только на территории ярмарки. В городе — сколько угодно. Собственно ярмарка со всеми ларьками, закусочными, дровяными печами и гадалками — на территории замка, прямо под крепостной стеной со стороны рощи. Входные билеты — по 6 евро, при входе их обменивают на странного вида монеты, которые на этой ярмарке можно потратить, правда, не везде, а только в специальных местах, где эти монеты принимают. Что не потратилось — на выходе сдается. Нам, кажется, даже какие-то деньги вернули. Костюмы напрокат — на руа Дирейта (6 евро в день). Венки, деревянные мечи и прочие мелочи — по всему городу.
Я думаю, тут дело в особом отношении португальцев ко времени. Португалия — старейшее государство Европы. Как говорит моя лиссабонская подруга, если для американца триста лет — это три эпохи, то для португальца — просто не очень большой промежуток времени. Поэтому все это живое — глиняная посуда, повозки с осликами, грубо сколоченная мебель. Рецептуру доколумбовой кухни знает любая хорошая хозяйка — не потому что, интересуясь историей, сидела в библиотеке, а потому, что все это видела на собственной кухне. Или вот шут — на таких праздниках шутами, как правило, наряжаются местные журналисты. И под одобрительный хохот толпы «проходятся» по местным же чиновникам, наряженным — правильно, отцами города 🙂 Как и триста лет назад.
Благородные рыцари и прекрасные дамы, торговцы и ремесленники, монахи, тамплиеры, кабатчики, палачи. Обжигающие цыганки, величественные мавры, юные крестьянки, бродячие актеры и шуты. Запах жарящегося на вертеле кабана. Экзотический аромат заморских специй. Терпкий дух свежевыделанной кожи. Звуки волынки, гулкий бой барабанов, женский смех и лошадиное ржание. И цветы, множество цветов — летом Обидуш утопает в зелени.
Средневековый рынок — Mercado Medieval — превращает и без того очаровательный городок в португальской Эштремадуре в настоящую сказку.
Да, это реконструкция. Затеянная больше десяти лет назад с целью привлечения туристов, она постепенно превратилась в настоящую машину времени: две трети посетителей Средневекового рынка — португальцы, которые хотят оторвать детей от компьютеров и показать им живую историю страны. Из коммерческого мероприятия Mercado Medieval de Obidos вырос в событие, имеющее общественное значение. Для восьмилетнего лиссабонца Антонио стало открытием, что его мама Изабел, оказывается, тезка знаменитой португальской королевы, супруги короля Диниша, женщины, которой Обидуш во многом обязан своей славой и процветанием. Его сестру Ану совершенно покорила знаменитая «Легенда о розах»: Диниш якобы запретил своей жене раздавать хлеб беднякам, и она делала это тайком, но однажды все-таки попалась — король встретил ее на городской улице и спросил, куда она идет и что несет под плащом. Изабел была набожной женщиной и верной женой, однако страх перед мужем заставил ее солгать. Розы, ответила она грозному монарху, свежие розы, чтобы украсить церковь. Покажи, потребовал король. Изабел распахнула плащ, под которым, конечно, был хлеб — и на землю посыпались благоухающие цветы. «Они теперь знают, кто такие Диниш, Саншу, Афонсу Энрикеш, — с гордостью говорит современная Изабел. — Мы приезжаем сюда уже третий год подряд, и я рада, что дети заинтересовались историей».
Стать частью праздника может любой: костюмы сдаются в аренду за скромную плату, и для тех, кто не поленился откопать в туристическом офисе платье средневековой горожанки или облачение рыцаря-тамплиера, действует скидка на посещение ярмарки. Конечно, покупать билеты необязательно: в дни Mercado Medieval весь город буквально пропитан духом Средневековья. Но главное происходит все-таки на территории официального праздника — доколумбова кухня, уличный театр, концерты средневековой музыки и рыцарский турнир. Поужинать жареными перепелами и томленой кабанятиной, выпить монастырского пива, купить кожаные сандалии и серебряные украшения ручной работы, поглазеть на ручных соколов, прокатиться на ослике, поплясать на городской площади — и напрочь забыть о том, живешь в двадцать первом веке.
«Приветствую тебя, гордый народ Обидуша!» — возвещает герольд перед началом рыцарского турнира. И в этот момент зрители, сидящие на дощатых трибунах, перестают воспринимать происходящее как шоу. Неважно, что перед ними актеры, прошедшие придирчивый кастинг, профессиональные наездники и хорошо обученные лошади. Неважно, что поединок Черного и Белого Рыцарей расписан заранее, а падение коня — сложный, прекрасно отработанный трюк. Зрители кричат, возмущенно гудят и освистывают участников турнира. Толпа отшатывается назад, когда разъяренный промахом Черный Рыцарь бросается к трибуне и требует тишины.
Все по-настоящему.
По-настоящему выплескивается из грубых глиняных кружек пиво. По-настоящему хрустит зажаристая корочка на куске курятины, который приходится есть руками — какие вилки, Средневековье! Настоящие лошадиные подковы выбивают настоящие искры из подлинной мостовой на руа Дирейта. А когда закат заливает древние стены Обидуша золотом, кажется, оживают даже бумажные розы в венках, которые девушки надевают в память о королеве Изабел.