Автор этой картины, хранящейся в Музее Шиаду (Museu do Chiado) — Луиш Перейра Энрикеш де Миранда, второй виконт Менезеш. Сын знатного португальца и богатой англичанки, виконт де Менезеш не обладал выдающимся талантом живописца и для своего времени — а это была середина девятнадцатого века — был, видимо, кем-то вроде художника Шилова для века двадцать первого. Виконт добросовестно подражал Тициану и Гейнсборо, водил дружбу с прерафаэлитами, рисовал португальского короля и был чрезвычайно активен в сфере организации всяческих фондов и выставок. Художник-аристократ, бывший военный, светский и, безусловно, образованный человек, виконт был одним из влиятельнейших деятелей португальского искусства.
Но в историю он вошел отнюдь не благодаря своим административным и уж тем более артистическим талантам. В историю его ввела женщина по имени Карлотта Эмилия Мак-Махон Перейра Гимараэш, ставшая в 1858 году его женой. Виконтесса де Менезеш прожила недолгую, всего тридцать шесть лет, и, в общем, не особенно яркую жизнь. Она считалась завидной невестой и одной из красивейших женщин Португалии, потом составила хорошую партию, выйдя за виконта по настоянию родителей и приобрела репутацию добродетельной жены — и только.
Однако именно этот ее портрет, написанный виконтом в 1862 году, сделал имя художника известным каждому португальскому школьнику. Лицо Карлотты де Менезеш до сих пор будоражит публику и заставляет придумывать красивые легенды о том, что между художником и его моделью существовала великая любовь, равная той, что связывала короля Педру и Инес не Кастро.
Впрочем, может это и не легенда. А вполне логичное объяснение того странного факта, что этот портрет на голову выше всех прочих работ виконта де Менезеша.