Нэнси Виейра и ее морна.

Искусство и литература Культура и традиции

Две вещи сразу же поражают нас, когда мы слышим как поет Нэнси. Во-первых, Нэнси умеет великолепно использовать свой совершенно особенный голос, который принес ей признание критиков как «лучший голос Кабо-Верде» нового поколения. Во-вторых, она использует все богатство музыкальных стилей, вписывая их в классическую традицию музыки Кабо-Верде.

Нэнси Виейра родилась в 1975 году в Гвинее-Бисау. Ее родители были видными деятелями движения за независимость Кабо-Верде и Гвинеи-Бисау и приехали в Бисау по приглашению лидера сопротивления Амилкара Кабрала, еще до его убийства в 1973 году. После Революции Гвоздик (25 апреля 1974 года) закончился колониальный период в Португалии и 5 июля 1975 года Кабо-Верде получила независимость.

Уже через четыре месяца после рождения семья Нэнси переехала в Прайю, новую столицу независимой Кабо-Верде. Здесь на острове Сантьяго (один из десяти островов архипелага) в атмосфере недавно завоеванной свободы прошли первые 10 лет ее жизни. Здесь она приобрела сильное чувство идентичности, которое отразится в дальнейшем в ее творчестве. Ее отец, музыкант-любитель, гитарист и скрипач, стал министром транспорта и связи в новом правительстве.

В 1985 году отец Нэнси был назначен губернатором острово Барлавенту (Barlavento — наветренные острова) и семья переехала в город Минделу, главный город острова Сан-Висенте. Когда Нэнси было четырнадцать лет, ее отец был назначен послом Кабо-Верде в Португалии. С тех пор Нэнси живет в Лиссабоне.

Именно в Лиссабоне раскрылся ее талант певицы. В студенческие годы она изучала менеджмент и социологию в университете Лиссабона и даже не думала о музыкальной карьере. Однажды друг, который слышал как она поет пригласил ее на песенный конкурс и попросил исполнить морну Lua Nha Testemunha легендарного Белезы перед судьями. Она спела и выиграла. По итогам конкурса в 1996 году звукозаписывающая компания Disco Norte выпустила ее первый сольный диск, который был назван Nos Raça.

Ей прочили успешную карьеру, но несмотря на успех первого диска Нэнси не захотела выступать, сосредоточившись на воспитании своей дочери. Только через 8 лет, после многочисленных просьб друзей и музыкальных продюссеров Нэнси записала свой второй альбом, Segred и наконец начала профессиональную карьеру.

m1000x1000

В 2007 году она выпустила третий альбом Lus.

MI0002037281

 Звезды разных стилей португальской музыки с удовольствием приглашают ее исполнить с ними дуэты — Камане, Руй Велозу, Ala dos Namorados и многие другие. В 2012 году вышел ее последний альбом No Ama.

9502598 rVu1z

В детстве Нэнси училась в знаменитом лицее Минделу, который в дни португальского колониального правления был своеобразным интеллектуальным плавильным котлом, где учились ученики из многих провинций империи, ставшие впоследствии знаменитыми в своих, получивших независимость странах. Здесь учился ее отец Эркулану Виейра, а также поэт и блестящий политик Амилклар Кабрал. Здесь в Минделу жила и творила великая Сезария Эвора. В портовых ресторанах звучала музыка разных стилей: бразильская самба и босса, португальское фаду, британский поп, кубинская румба, кабовердианская коладейра и конечно же морна. Имеено эта атмосфера сформировала музыкальный вкус и предпочтения у Нэнси.

Оказывается еще в юности отец Нэнси, будучи капитаном торгового флота в свободное время часто выступал вместе с Сезарией. Это было еще «до борьбы», как говорит сама Нэнси. Отец никогда не рассказывал ей об этом. Она узнала об этом совершенно случайно в 2011 году от самой Сезарии, когда записывала в Минделу свой новый диск. Как рассказывает Нэнси, она была в гостях у Сезарии, и та просто спросила у нее — «Как поживает Эркулану, передавай ему привет».

Из-за схожести музыкальных стилей и репертуара голос Нэнси часто сравнивают с голосом Сезарии Эворы. Но все же их стили разные. Сезария до международного признания провела большую часть своей жизни исполняя морну в барах и ресторанах Минделу, а жизнь и карьеру Нэнси нельзя назвать сложной, да и заниматься музыкой профессионально она стала благодаря случаю. Возможно поэтому Нэнси исполняет морну в более расслабленной манере, в то время как Эвора могла звучать весьма лично и эмоционально. Но то, что их непременно связывает — это знание  сакральных секретов музыкальных традиций Кабо-Верде, которые нельзя понять не пожив в атмосфере креольской культуры и музыки океанских просторов.

Как и Сезария Эвора, Нэнси Виейра имеет тщательно выстроенной репертуар. Помимо классики морны Белезы (B.Leza) и Амандиу Кабрала (Amândio Cabral), она исполняет произведения известного французского кабовердианца Теофилу Шантре (Teofilo Chantre) и молодых авторов морны, живущих в Лиссабоне, таких как Тутин де Жиральда (Tutin d’Giralda).

Будучи дочерью моряка она не могла обойти стороной творчество знаменитого капитана портового буксира из Минделу Мануэла де Новаша (Manuel de Novas). Она нашла ранее неизданные морны, например прекрасная Cigana де Curpin Ligante.

Таким образом Нэнси расширяет поэтическую территорию морны и открывает новые никогда не исполненые великой Сезарией песни. Например, поэма Эужениу Тавареша (Eugenio Tavares), теоретика жанра, поэта и авантюриста «Na O Menino Na», пронизанная традициями Кабо-Верде. Это слова на креольском языке, которые родители говорят своему малышу через семь дней после рождения, перед крещением —

“Sono di bida, sono di amor, ou graça ou dor, ês é nos sorti”

(Мечта о жизни, мечта о любви, счастье и горе, это и есть наша судьба).

Тэги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *