Томар. Тамплиеры. Convento de Cristo. Конвенту де Кришту

Замки и крепости История Португалии Соборы, церкви, монастыри Томар Центральная Португалия

<

p style=»text-align: justify;»>Думала-думала, что бы такого написать про Томар, чего нет в путеводителях, и решила, что чего напрягаться, если Умберто Эко в «Маятнике Фуко» уже все сказал.
Тех, кто вспомнит об этом посте после того, как закончит читать «Маятник Фуко» (а я почти не сомневаюсь, что переход с этой страницы на какую-нибудь электронную библиотеку будет быстрым и беспощадным), ждет несколько нехитрых советов, как выжить из ума в монастыре Ордена Креста.

Ну, погнали.

«Если можно вообразить самый растамплиерский из замков – таков Томар. Поднимаешься туда по военной дороге с укреплениями, огибающей наружные бастионы, все бойницы там в форме креста, и с первой минуты вы в атмосфере крестового похода.

Рыцари Креста множество столетий жили там припеваючи; предание рассказывает, что Генрих Мореплаватель и Христофор Колумб происходили из их среды, и действительно они посвятили жизнь завоеванию морей – дав основу величию Португалии. Долгое и счастливое пребывание, выпавшее на их долю, позволило им перестраивать и расширять замок, благодаря чему к средневековому корпусу добавились пристройка времен Возрождения и барочное крыло. Я растрогался, увидев замковую церковь с ее восьмиугольною ротондой, повторяющей архитектуру Гроба Господня. Меня также заинтересовало разнообразие форм тамплиерского креста в различных регионах: я уже заметил эту вариативность, изучая разношерстную иконографию по своей теме. В то время как кресты мальтийских рьщарей оставались практически неизменными во времени и пространстве, тамплиерские, судя по всему, модифицировались под воздейртвием моды эпохи или традиции места обитания. Вот почему охотники за тамплиерами кидаются на кресты любой формы и всегда обнаруживают за ними засекреченных Рыцарей Храма.

Потом гид повел нас смотреть окошечко в стиле мануэлино, так называемое «жанела»: ненамного больше простой отдушины, его проем был облеплен со всех сторон морскими и подводными сувенирами, водорослями, ракушками, якорями, брамселями и швартовами – в прославление достижений здешних рыцарей на поприще океаноплавания. По сторонам окна, на чем-то вроде декоративной ленты, опоясывающей приоконные пилоны, я увидел высеченные знаки Подвязки. Как может быть символ английского ордена в португальской военной крепости? Гид не знал что отвечать, но через некоторое время, проводя нас по противоположному крылу, кажется, северо-восточному, обнаружил и показал нам знаки Золотого руна. Я не мог не подумать о тончайшей игре соответствий, объединяющих Подвязку с руном, руно с аргонавтами, аргонавтов с Граалем, Грааль с тамплиерами. Я вспоминал и бредни полковника Арденти, и какие-то страницы из сочинений одержимцев… И прямо подскочил, когда гид-португалец ввел нас в залу со сводчатым потолком, усеянным розетками. Из доброй половины розеток глядела бородатая, козлоподобная физиономия. Бафомет…

Мы спустились в крипту. От семи отлогих ступеней пол необработанного камня подкатывается к абсиде, в которой так и видится алтарь или трон Великого Магистра. Но чтоб приблизиться к нему, надо пройти под семью сводами, в середине каждого из коих – роза, каждая крупнее предыдущей, а последняя, совершенно распустившаяся, нависает над колодцем. Крест и роза в тамплиерском монастыре, в зале, которая несомненно создавалась до розенкрейцерских манифестов! Я задал гиду несколько вопросов в этом духе, он улыбнулся:

– Знали бы вы, сколько знатоков оккультного дела паломничает сюда к нам… Говорят, это был зал для инициации…

Случайно попав в еще не отреставрированное помещение, я оказался посередине пыльной мебели и картонных коробов. Я рассеянно запустил руку в короб – вынулся растерзанный том на еврейском языке, приблизительно семнадцатого века. Что делает еврейская книга в Томаре? Гид ответил, что тамплиеры поддерживали отношения с местной еврейской общиной. И, подведя меня к окну, показал кусок французского сада с маленьким изящным лабиринтом. Творение, сказал он, еврейского архитектора восемнадцатого столетия, Самуила Шварца.

Второе свидание в Иерусалиме… А первое назначалось в Замке. Не так ли говорится в прованском завещании? О господи, вот он заветный замок, замок первого съезда. Это не Монсальват рыцарских романов, не Авалон гипербореев. Они искали место для срочной ретирады, что первым делом приходило им в голову, храмовникам из Провэна, привыкшим командовать гарнизонами, а не перечитывать романы Круглого Стола? Отступаем на укрепленные позиции, окапываемся в Томаре. И там под именем Рыцарей Христа уцелевшие храмовники пользовались всеми благами свободы, неограниченными гарантиями, и там у них была налаженная связь со связными второго отряда!»

<

p style=»text-align: justify;»>Гуляя однажды по Версальскому парку (как звучит, ешкин барабан!), мы с Хозяином стали свидетелями того, как американские туристы выясняли отношения с французскими полицейскими. Проблема была в следующем: детишки из Америки так впечатлились какими-то мраморными конями, которых в Версале что собак нерезаных, и все сплошь шедевры, что залезли на этих коней с целью сфотографироваться на память. Американские родители не возражали: таблички-то запрещающей нет? Значит можно. Это они и пытались втолковать французам: не хотите, чтобы дети забирались на коней — поставьте табличку. Это скульптуры, стенал смотритель, Король-Солнце платил за них золотом! Тем более, наставительно сказали американцы, поставьте табличку.
Я это к чему. В Томаре табличек нет. И коней нет. Там и людей-то немного. Так что лазать можно свободно, главное соблюдать технику безопасности. Потому что лично я чуть не упала с этой стены вниз. Лететь метров двадцать.

Ехать в Томар хорошо зимой, весной, летом и осенью. Главное — чтобы было солнечно. Иначе это будет довольно мрачная прогулка и белесое небо на фотографиях.

руина гробег

Хотя при желании всегда можно найти что-то яркое. На фото справа кстати, не гробик, хотя снят почему-то в таком ракурсе, что и не отличить. Это скамейка. Совет первый: При наличии солнца, если плитка прогрелась, исключительно рекомендую посидеть и набраться сил. Потому что ходить придется много. Очень много.

морды на фасаде морды на фасаде1 колокол

Колокол. Понятно для чего. Через час гуляния по монастырю я подумала, что тут был бы уместен обеденный гонг. Муки голода усугублялись сокровенным знанием: где-то тут есть кафешка. Мы с Хозяином петляли по коридорам вроде этого, но только сырым, холодным и без окон (В скобках замечу, что если, согласно одной из версий, Васко да Гама был тамплиером, то совершенно понятно, чего он поперся в Индию. Согреться хотел. Ибо аццки холодно внутри. Аццки!). Советы второй, третий и четвертый: в монастырь одевайтесь тепло даже летом, берите с собой бутерброд или хотя бы шоколадку (говорят, на одной шоколадке можно неделю протянуть) и обращайте внимание на указатели. Они там есть, просто мы их не заметили.

галерея вид1

Погоня за едой и теплом привела нас на крышу. По дороге посмотрели на знаменитую «Жанелу» и не менее знаменитый знак Подвязки. Во внутреннем дворике у Жанелы сидел мужик и читал угадайте что — да, «Маятник Фуко».

окно пояс фасад

Пока я любовалась этой в определенном смысле естественной рамой для прекрасного осеннего пейзажа, Хозяин вдруг вспомнил, что вообще-то мы приехали в Томар вчетвером. И начал судорожно вызванивать родственниц, которые сообщили, что тоже заблудились и случайно вышли прямо на стоянку, где была припаркована наша машина. Совет третий: без мобильной связи в замок ни ногой. Иначе придется вызывать поисковиков с собаками, Шойгу и маму. Потеряться в этой махине с огромным количеством двориков, галерей, крипт и переходов — как не фиг делать. Думаешь: щас я поднимусь на этот маленький балкончик, сделаю фотографию — и сразу вниз. Шиш. Вниз-то вы пойдете, но окажетесь совсем не в том месте, откуда пришли.

площадь1

Ну а потом мы пошли в город — пошакалить еды полюбоваться историческим центром. Шахматная площадь, традиционная для средневековой Европы.

монумент

Этот суровый мужчина, в каменных ладонях которого так трогательно устроились голуби — Гуалдин Паиш, крестоносец, Великий Магистр ордена тамплиеров и собственно основатель Томара. Судьба, достойная романа, честное слово. Говорят, был он жесток, злобен и жутко властолюбив. Но все равно, спасибо ему за город.

Пойду читать про тамплиеров. Один хрен уснуть не могу, так хоть узнаю что-нибудь полезное.


Как добраться:

На автомобиле по магистрали А1 затем А23 и А13. Время в пути 1 час 30 минут. Стоимость проезда по магистрали около 9 евро. Внимание магистраль А23 не оборудована пунктами оплаты не забудьте оплатить проезд на почте после поездки или взять в прокате автомобилей сервис Via Verde для автоматической оплаты. Оценочная стоимость бензина 15-16 евро.

На автобусе от Sete Rios / Jardim Zoologico. Время в пути 1 час 45 минут. Стоимость билета 9.80 евро. Ежедневно.

На поезде от станции Oriente. Время в пути 1 час 30 мин. Стоимость билета от 9,5 евро. Ежедневно.
Расстояние от Лиссабона: 138 км.

Тэги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *