Дворец Фронтейра: сад, цветущий уже 350 лет

Дворцы Лиссабона Музеи и дворцы Недалеко от центра Сады и парки Что посмотреть в Лиссабоне?

Palácio dos Marqueses de Fronteira — это пример довольно типичной загородной резиденции XVII века: относительно небольшой дворец и регулярный сад, разбитый по моде того времени. Таких поместий в Западной Европе, что называется, пруд пруди. Однако дворец маркизов Фронтейра уникален тем, что, во-первых, сохранил свой первоначальный облик, во-вторых, по-прежнему принадлежит семье, когда-то его построившей. Более того, потомки первого маркиза Фронтейра живут в этом поместье и по сей день.

Дворец Фронтейра: Карта — Как добраться — Часы работы

Largo São Domingos de Benfica 01, 1500-554

Метро — Jardim Zoológico, синяя линия
затем автобус 770

Дворец с 11.00-12.00 (Пн-Сб).
Парк с 10.00 — 17.00 (Пн-Пт), с 10.00 — 13.00 (Сб)

Вход в Дворец 13 Евро. Вход в парк 5 Евро

 

Итак, дворец маркизов Фронтейра был построен между 1670 и 1675 годами на северной окраине лесопарка Монсанту — сейчас это район Бенфика, в качестве охотничьего дома для Дона Жуана Маскареньяша, 1-го маркиза де Фронтейра. В 17 веке эти места были богаты дичью и достаточно удалены от центра столицы. Дорога в экипаже из городской резиденции маркиза в Шиаду занимала около трех часов.

Вот уже 13 поколений этот загородный дворец является собственностью семьи де Фронтейра. Нынешний его владелец — монсеньор Жузе Мария Пинту Башту Маскареньяш, 13-й маркиз де Фронтейра. Для посещения открыты часть залов дворца и великолепный итальянский сад, который включен в список 250 самых красивых парковых ансамблей мира по версии престижного издания The Gardener”s Garden.

История

Портрет маркиза де Фронтейры работы Фелисиано де Алмейды (Галерея Уффицы)

Аристократический род Фронтейра, один из самых значимых и влиятельных в Португалии, как и дворец, ведет свою историю с 17 века. Дон Жуан Маскареньяш, граф Торре, с юности был близок с будущим королем Педру II. Он отличался недюжинной физической силой и преуспел в военных науках, что позволило ему сделать успешную карьеру во время войны за независимость. Граф Торре участвовал во всех значимых сражениях этого периода и на поле битвы отличался храбростью и мастерством. Титул же маркиза Фронтейра он получил из рук Педру II за деятельную помощь в разрешении династического кризиса. В чем конкретно заключалась эта помощь, догадаться несложно: в сущности, Педру организовал и возглавил дворцовый переворот с целью смещения с престола своего старшего брата, короля Афонсу VI, страдавшего психическим расстройством и отдавшего управление страной в руки своих фаворитов. 1 октября 1667 года Педру со своими сторонниками захватил дворец и потребовал, чтобы Афонсу VI отрекся от престола. Король был вынужден согласиться, и в ноябре 1667 года Кортесы провозгласили Педру II королем-регентом. Новоиспеченный маркиз Фронтейра поддерживал своего короля во всем вплоть до окончания Войны за независимость в 1668 году.

После того, как двадцатисемилетняя война с Испанией увенчалась подписанием выгодного для Португалии мирного договора, маркиз Фронтейра едва ли не впервые в жизни смог посвятить себя обычной жизни. Поселился вместе с семьей в родовом дворце в Шиаду и с удовольствием предался своей давней страсти — охоте в собственных угодьях Монсанту. Он проводил там так много времени, что в 1670 решил построить охотничий домик. Выбрал место на склоне холма рядом со старой часовней, которая стояла здесь с 1584 года. Эта часовня и сейчас является частью дворцового комплекса.

Строительство обошлось недешево, но маркиз Фронтейра мог позволить себе такие траты. Небольшой особняк с двумя башенками был украшен великолепными панно из плитки азулежу, созданной по специальному заказу в Португалии, а также плиткой работы голландского мастера Адриана ван Оорта. Главной жемчужиной поместья стал великолепный итальянский сад.

На открытие усадьбы маркиз пригласил короля Педру II. В то время существовало негласное правило: все, к чему прикасался король во время пира, уже нельзя было использовать снова. Поэтому вся посуда с того роскошного приема была разбита, а осколки пошли на украшение старой часовни и грота.

Фрагмент украшения фасада часовни осколками посуды

Во время лиссабонского землетрясения 1755 года дворец в Шиаду был разрушен, и семье Фронтейра пришлось переехать в охотничий дом. Некоторое время после землетрясения жил и король Жузе I — пока не был построен Деревянный Дворец в Ажуде.

В 1770 году 5-ый маркиз Фронтейра решил дополнить загородный дом северным крылом и окончательно перенес сюда свою резиденцию. Именно в этом крыле в наше время проживает 13-ый маркиз Фронтейра со своей семьей. Вплоть до сегодняшних дней никаких значительных изменений в интерьер дворца не вносилось, если не считать некоторых удобств, необходимых для современной жизни.

12-ый маркиз де Фронтейра Фернанду Маскареньяш

В 1982 году дворец и сад были объявлены национальным памятником, а для публики они открылись в 1987 году решением 12-го маркиза де Фронтейра Фернанду Маскареньяша. В 1989 году он основал культурный Фонд Домов Фронтейра и Алорна и предоставил дворец, а также другую собственность семьи для осуществления культурных, научных и образовательных инициатив. Сама личность Фернанду Маскареньяша заслуживает отдельной книги. В период диктатуры он был известен как «красный маркиз»: за непримиримую оппозицию к режиму Салазара и не слишком-то скрываемую подпольную деятельность по его свержению. В конце 60-х годов маркиз Фронтейра начал проводить в своем дворце тайные встречи, в которых участвовали представители старой португальской аристократии — их целью была подготовка стратегии демократической оппозиции на выборах 1969 года. Деятельность эта довольно быстро стала известна тайной полиции ПИДЕ, однако арестовать 12 маркиза Фронтейра не решилось даже правительство Салазара. Однако Фернанду был вызван на допрос, на который явился во всем блеске своего имени: приехал на кадиллаке с водителем и потребовал, чтобы перед допросом были оглашены все его многочисленные титулы. Люди, знавшие его лично, утверждали, что такое демонстративное поведение было продиктовано не снобизмом, а большой личной храбростью и совершенно исключительной самоиронией.

Высокое положение и происхождение уберегли маркиза Фронтейра от тюрьмы, но Португалию ему пришлось покинуть. Он, как и многие диссиденты того времени, поселился во Франции, где продолжил политическую деятельность уже как политический эмигрант. Французская газета L’Express взглядам иронично называла его создателем «маркизо-ленинизма» — за левые взгляды, которых он никогда не скрывал. Революцию Гвоздик маркиз Фронтейра приветствовал с восторгом, не обратив особого внимания на то, что его поместье в Алентежу было реквизировано новыми властями. Сеньор Фернанду умер в 2014 году, и Португалия сохранила о нем самую лучшую память.

Прогулка по дворцу

Фасад дворца со стороны улицы

Во дворец можно попасть только в составе экскурсионной группы. Экскурсии проводятся в первой половине дня (см. расписание выше). Съемки в помещении дворца запрещены — все же это частная собственность, к тому же обитаемая. А вот в саду снимать можно.

Войдя во дворец через главный вход, мы проходим внутренний двор и попадаем в Библиотеку, из окон которой открывается вид на Регулярный сад дворца. Затем мы идем в Зал Сражений (Sala das Batalhas).

Панно из Азулежу в Зале Сражений «Битва при Монтеш Кларуш»

На стенах Зала Сражений размещены восемь панно из азулежу со сценами главных битв Войны за Независимость. Они были заказаны Доном Жуаном де Маскареньяшем, непосредственным участником этих сражений. На одном из панно художники изобразили самого Дона Жуана, бьющегося с испанским генералом. Дальше мы проходим через Столовую, украшенную голландской плиткой семнадцатого века, в Зал Четырех Элементов (Sala dos Quatro Elementos) и Зал Юноны (Sala de Juno). Здесь привлекает внимание маленький швейный стол, подаренный королевой Марией-Антуанеттой Леонор ди Алмейде, маркизе Алорна, которая приходилась 6 маркизу Фронтейра тещей.

Прогулка по саду

Выйдя из дворца, мы попадаем на террасу, которая называется Галерея Искусств (Galeria das Artes). Здесь на больших панно представлены семь гуманитарных наук. А нишах стоят статуи греческих богов и бюсты римских императоров.

Галерея Искусств

Галерея приводит нас к старой часовне. Фасад часовни, построенной в конце 16-го века и отреставрированной в 18-м веке, украшен камнями, ракушками, осколками стекла и фарфора. Это та самая посуда, которую перебили после королевского пира.

Старая часовня 1584 год

Спустившись чуть ниже, мы попадаем в сад Венеры (Jardim de Venus) или Верхний сад (Jardim da Cima). Это небольшой тенистый сад, защищенный от солнца кронами деревьев, тихий и с тщательно созданной атмосферой интимности. Сад заканчивается гротом, называемым Casa do Fresco (Дом Свежести), перед которым расположен Tanque dos Ss (Фонтан Двух «С»).

Дом Свежести и Фонтан Двух «С»

Стены и поверхности вокруг грота выложены двухцветными бело-голубыми изразцами, которые  визуально усиливают ощущение свежести. А сам грот помимо азулежу отделан кусочками фарфора, раковинами и стеклом. Внутри грота находится источник, который должен был не только освежать, но создавать шумовую завесу для приватных бесед и секретных переговоров. На фасаде грота изображен герб Доны Мадалены де Каштру, I маркизы де Фронтейра.

Фонтан Двух «С», расположенный перед с гротом, назван так за свою форму. Он окружен каменными скамьями, украшенными азулежу с росписью на морские темы.

Панель из азулежу с аллегоричными изображениями на стенах сада Венеры

А теперь мы выходим из Верхнего сада в большой Регулярный сад. Эти два сада абсолютно противоположны и при этом взаимно дополняют друг друга. Верхний задумывался как «женский» — немного хаотичный, богемный, интимный. Регулярный же должен быть олицетворять мужское начало: четкие линии, дисциплина, открытые, хорошо просматриваемые пространства.

Регулярный сад

Парадный Регулярный сад, раскинувшийся перед восточным фасадом дворца, являет собой классический пример итальянского сада эпохи Возрождения. Правильный прямоугольник разделен на 16 равных частей живыми изгородями из самшита. Углы изгородей украшают скульптуры, изображающие античных героев. Всего в саду пять фонтанов: четыре угловых и один центральный.

Регулярный сад. Вид из библиотеки дворца

С трех сторон сад огорожен невысокими стенами, украшенными панно из азулежу. На восточной стене можно увидеть 12 панелей с аллегорическим изображением месяцев года. Например, монах с бокалом изображает сентябрь, а сцена копчения мяса — ноябрь. Северную стену украшают двенадцать панно со знаками зодиака.

С запада сад ограничен дворцовой террасой, которая декорирована изображениями планет, созвездий и четырех стихий. Изображение стихии огня было когда-то сильно повреждено, и Фернанду Маскареньяш пригласил знаменитую художницу Паулу Регу сделать новый рисунок.

Пруд Рыцарей

На южной границе Регулярного сада находится большой Пруд Рыцарей с Галереей Королей над ним. Пруд обязан своим названием четырнадцати панелям, изображающим рыцарей из дома Фронтейра. По краям пруда расположены лестницы, ведущие к галерее, на которой размещены скульптуры королей Португалии — от Афонсу Энрикеша до Д. Педро II, включая Нуно Алвареша Перейру, который не был королем. А вот места испанским королям, занимавшим португальский трон, 1 маркиз Фронтейра места в галерее не предоставил. Позднее, в 18 веке, 5-ый маркиз Фронтейра дополнил галерею бюстами новых королей вплоть до Жуана VI. Фернанду Маскареньяш планировал расширить галерею и добавить бюсты последних королей, но осуществить этот план не успел.

Панно с рыцарями и Галерея Королей

Самым последним дополнением к садам дворца стал Jardim do Laranjal, построенный в 2010 году по заказу Фернанду Маскареньяша и спроектированный ландшафтным архитектором Криштиной Каштел-Бранку в арабском стиле. Панели азулежу для этой части сада были созданы по эскизам Эдуарду Нери.

Фотопрогулка по саду

Видеофильм о дворце Фронтейра на португальском языке

Тэги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *