Символ Лиссабона. Фаду и Жозе Мальоа.

Амалия Искусство и литература Фаду Что такое ФАДУ?
«O fado» Жозе Мальоа — это картина, которая в том или ином виде присутствует почти во всех лиссабонских домах фаду. Биографию ее автора, одного из крупнейших португальских живописцев ХХ века, можно почитать тут. А историю создания картины я в двух словах расскажу.
Жозе Мальоа задумал это полотно как жанровую сценку из жизни обитателей старейших районов Лиссабона — Алфамы, Морарии, Мадрагоа. Сюжетом и главной героиней картины должна была стать музыка фаду. В начале прошлого века фаду, как уже вполне сложившийся музыкальный стиль, шагнул с лиссабонских улиц в аристократические салоны. Стремясь «облагородить» уличные романсы, светские музыканты исполняли его под аккомпанемент рояля. Мальоа решил напомнить, где родилась эта музыка.
Два месяца он работал с профессиональными натурщиками, одетыми точно также, как коренные обитатели Алфамы. Но ему картина не двигалась, художнику чего-то не хватало. Чего именно — он понял, когда случайно познакомился с проституткой по имени Аделаида и ее любовником. Когда-то, задолго до встречи с Мальоа, Аделаида была хороша собой. Но то ли сутенер, то ли ревнивый любовник изувечили ее лицо — за длинный шрам от уха до рта, рассекавший ее левую щеку, Аделаиду прозвали Facada, «Порезанная». Она жила в крошечной комнатушке и все заработанные гроши отдавала своему любовнику, неудачливому торреро, пьянице и мелкому воришке. Впрочем, даже у этого мерзавца были кое-какие достоинства. Например, он неплохо играл на гитаре и пел.
Работать с этой маргинальной парой оказалось очень непросто.  Аделаида наотрез отказалась приходить в мастерскую Мальоа. Ее любовник больше времени проводил в полицейском участке, чем на свободе, и художнику приходилось то и дело пускать в ход свои связи, чтобы вытаскивать засранца из неприятностей. Иногда модели напивались, и сеанс позирования заканчивался дракой. Периодически Мальоа приходилось доказывать полицейским, что он не клиент Аделаиды.
Но мучения того стоили. В 1910 году картина была закончена и произвела настоящий фурор на международных выставках в Париже, Ливерпуле, Буэнос-Айресе и еще много где. Теперь это полотно — один из самых узнаваемых  символов Португалии.

В 1947 году Амалия Родригеш записала песню Fado Malhoa, написанную специально для нее композитором Фредерико Валериу. Мало того, Амалия сняла один из первых клипов в истории современной музыки. Посмотрите, как полотно Мальоа оживает под звуки фаду. Оживает в буквальном смысле этого слова.
Тэги

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *