Триумфальная арка на Руа Аугушта

Байша Мирадоры Лиссабона Памятники и монументы Что посмотреть в Лиссабоне?

Триумфальная арка на Руа Аугушта — это действительно символ настоящего триумфа: великий город возродился после Великой Катастрофы. По крайней мере, именно таков был изначальный замысел маркиза Помбала, который руководил восстановлением Лиссабона после разрушительного землетрясения 1755 года. Каждый, кто прибывал в португальскую столицу морем, должен был сойти на площади Коммерции и попасть в город через Арку, великолепные новые ворота возродившегося Лиссабона, которые вели бы на Королевскую улицу — руа Аугушта.

Карта — Адрес — Как добраться

Rua Augusta, 2. Baixa

Метро Terreiro do Paço 

Работает ежедневно с 9.00 до 20.00

Вход 3 Евро. Подъем на лифте.

Строительство арки было задумано сразу после землетрясения в рамках реконструкции района Байша, за которую отвечал архитектор Эужениу душ Сантуш (Eugénio dos Santos). Одной из главных задач будущей триумфальной арки, помимо торжественного входа в восстановленный центр города, было «обрамление» конной статуи короля Жузе I, установленной в центре новой Торговой площади (Praça do Comercio).

Картина, предстающая перед глазами каждого путешественника, должна была, согласно мысли архитектора, выглядеть так: пристань Cais das Colunas, огромное пространство Торговой площади и ее логический центр: скульптура короля-восстановителя в обрамлении величественной триумфальной арки. Помимо эстетического, был у этого плана и политический подтекст: подчеркнуть незыблемость абсолютизма и конкретно династии Браганса как главного и единственного столпа государственности. Эта мысль трансформировалась в народном сознании удивительным образом: горожане стали говорить, что арка эта будет защищать Лиссабон от новых катаклизмов. Мол, она так хитро придумана, что остановит любое цунами. Поразительно, но в эту городскую легенду, не подтвержденную никакими инженерными фактами, верили даже некоторые иностранные дипломаты при португальском дворе.

Один из первых проектов городских ворот 1759 года архитектора Дионисиу де Сан-Дионисиу (Dionísio de São Dionísio)

Строительство арки при Помбале так и не было начато. Королева Мария I, взошедшая на престол в 1777 году отправила маркиза в ссылку, и многие начатые им проекты естественным образом «заморозились». Арке повезло: ее начали строить, все-таки речь тут шла о престиже династии Браганса. Но время бежало быстро, а строительство шло медленно. Наполеоновские войны и отъезд двора в Бразилию еще больше замедлили работы. Только в 1815 году были, наконец, установлены колонны, ставшие основанием будущей арки.

Колонны арки на Руа Аугушта. Гравюра 1820 года

На этом все снова остановилось. Город так и жил с половиной арки, и вспомнили о ней уже во время царствования королевы Марии II, в 1843 году. Был объявлен конкурс проектов по завершению работ. На этот раз королева, дочь либерального Педру IV, предложила архитекторам учесть веяния времени и отразить в проекте тот факт, что монархия в Португалии теперь не абсолютная, а вполне конституционная.

Конкурс выиграл архитектор Вериссиму Жузе да Кошта (Veríssimo José da Costa). Новый проект представлял арку не просто рамой для скульптуры короля Жузе, а самостоятельным сооружением. Увеличенный верхний объем со скульптурной группой из аллегорий Славы, Доблести и Гения выглядел как полновесная триумфальная арка. На северном фасаде, обращенном в сторону Руа Аугушта, были предусмотрены городские часы. Это добавляло арке второй, совершенно утилитарный смысл, и делало ее полезной для каждого горожанина.

Строительство арки 1855 год.

Итак, в 1844 году работы возобновились. Но продвигались так медленно, что в народе строительство арки стали сравнивать со знаменитым португальским долгостроем церкви Санта-Энграсия. Дошло до того, что изготовленные для арки часы некуда было ставить, так как основание для них еще не было построено. Поэтому несколько лет часы просто лежали на мостовой рядом с недостроенной аркой. Газеты того времени с сарказмом писали, что нынешнее поколение не должно лишать потомков возможности внести свой вклад в строительство арки, а потому стройка должна длиться вечно. Критика вынудила правительство выделить больше средств, ускорить работы и довести строительство до конца. 29 апреля 1873 года арку, наконец, открыли — скромно и без особой помпы.

Высота арки 30 метров. На главном фасаде, выходящем на площадь Коммерции, установлены две скульптурные группы, выполненные разными художниками. Верхняя группа французского скульптора Анатоля Кальмеля (Célestin Anatole Calmels) представляет аллегорические изображения Славы, Доблести и Гения. Слава в образе женщины, одетой в римский пеплум, стоит на трёхступенчатом троне и держит две короны над Доблестью и Гением. Высота скульптуры 7 метров. Доблесть олицетворяется амазонкой, покрытой хламидой, в шлеме с изображением дракона. Дракон этот едва ли не единственный реверанс в сторону династии Браганса — мифический зверь всегда был их геральдическим символом. В руке амазонки — меч-паразониум. Гений представляет собой статую Юпитера, в левой руке которого находятся атрибуты письма и искусства.

Нижняя скульптурная группа работы португальца Витора Баштуша (Vitor Bastos) представляет единение португальской нации и главных героев португальской истории. Слева направо: аллегорическое изображение реки Тежу; Вириат — лузитанский герой, противостоявший римлянам; Васко да Гама, олицетворяющий эпоху географических открытий; маркиз Помбал, восстановивший страну после великого землетрясения; Нуну Алвареш Перейра — герой битвы при Алжубаротте и почитаемый святой; последняя фигура — аллегорическое изображение реки Дору.

Под фигурой Славы наверху арки размещена надпись на латыни: «VIRTVTIBVS MAIORVM VT SIT OMNIBVS DOCVMENTO.PPD», что переводится, как «ДОБРОДЕТЕЛЯМ ПРЕДКОВ, ДАБЫ СЛУЖИЛО ВСЕМ УРОКОМ, ПОСВЯЩАЕТСЯ. Сооружено за государственный счёт»». Аббревиатура PPD, как раз и означающая «За государственный счет», немедленно стала объектом шуток для лиссабонцев, известных своей страстью насмехаться буквально над всем. Сразу после открытия арки лиссабонцы стали расшифровывать «PPD» как «Pra Passar Debaixo» — «Проходить под». Если, мол, кто не знает, как пользоваться этой штукой, то вот, все написано.

9 августа 2013 года на арке была открыта смотровая площадка. В течение первого года работы новый мирадор посетили 130 000 человек. Вход на арку стоит 3 евро с человека — и это, извините за тавтологию, того стоит. Вы сможете рассмотреть верхнюю скульптурную группу арки на расстоянии вытянутой руки и полюбоваться великолепным видом на город и Тежу.

Фотопрогулка

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *