10 португальских фильмов, от классики до наших дней, которые стоит посмотреть, чтобы лучше понять Португалию.

Искусство и литература Культура и традиции Португальское кино ТОП: лучшее

Список составил для портала portuguesa.ru профессор МГИМО, лектор Института Камоэнса Жуау Мендонса.

Aníki Bobó / Аники Бобо (1942, Manoel de Oliveira)

Первый полнометражный фильм великого Мануэла де Оливейры рассказывает о нескольких днях из жизни португальских детей. Мальчикам Эдуарду и Карлиту нравится одна и та же девочка — Терезинья. Несмотря на внешне безмятежную завязку, история эта отнюдь не детская: киноведы называли «Аники Бобо» португальским вариантом «Кармен» и писали, что в этом фильме воплощен лузитанский дух как определяющее отличие португальцев от испанцев.

Canção de Lisboa / Песни Лиссабона (1933, José Cottinelli Telmo)

Второй португальский звуковой художественный фильм — первым считается лента «Севера» 1931 года, биография первой в истории фадишты Марии Северы. Однако фактически «Песни Лиссабона» были первой звуковой картиной, полностью произведенной в Португалии, в лабораториях Lisboa Film и на оборудовании Tobis.

«Песни Лиссабона» стали также первой и самой главной картиной в жанре Comedia Portuguesa.

Вашку — студент-медик, живущий в Лиссабоне и готовящийся вот-вот получить диплом врача. Так, по крайней мере, считают его провинциальные тетушки из Траз-уж-Монтиж, которые оплачивают его обучение. Они не знают, что на самом деле их любимый племянник делает долги, волочится за девушками и мечтает стать знаменитым фадиштой. Но все тайное становится явным, и однажды тетушки приезжают в столицу, чтобы своими глазами увидеть успехи, которых добился на врачебном поприще их Вашку, знаменитый врач и один из столпов светского общества Лиссабона. 

Verdes anos / Юные годы (1963, Paulo Rocha)

Девятнадцатилетний Жулиу переезжает из провинции в Лиссабон. Он зарабатывает на жизнь сапожником и мечтает о лучшей жизни. Вскоре он знакомится с Илдой, молодой женщиной, что работает служанкой.  Недоверчивость Жулиу и его неспособность прижиться в большом городе приводит к тому, что Илда, поначалу принимавшая его ухаживания, начинает казаться ему лицемерной и распутной женщиной. 

«Юные годы» — это один из первых фильмов португальской «новой волны» и, возможно, самый значимый. Паулу Роша не избежал влияния итальянского неореализма и французской Nouvelle Vague, однако свою историю он рассказал абсолютно новым для кино языком. Также фильм примечателен саундтреком: мелодия Verdes anos, написанная для картины великим Карлушем Паредешем, открыла всему миру звучание guitarra portuguesa и стала одним из самых исполняемых произведений XX века. 

Belarmino / Белармину  (1964, Fernando Lopes)

Белармину — бывший чемпион по боксу, у коротого случались моменты славы, но все надежды которого уже в прошлом. Он живет воспоминаниями и бесцельными блужданиями по Лиссабону. 

Belarmino  это полнометражный документальный фильм, вдохновленный французской «новой волной», эстетикой Висконти и реализмом Жана Руша. Премьера фильма состоялась в кинотеатре Aviz в Лиссабоне 19 ноября 1964 года.

Recordações da casa amarela / Воспоминания желтого дома (1989, João César Monteiro)

Безудержный и эксцентричный Жуан де Деуш, дурно-воспитанный, деятельный и не слишком обремененный понятиями чести и достоинства, постоялец пансиона Виолеты. Стены пансиона, как и положено, — жёлтого цвета. Однажды, после нелепой попытки изнасиловать дочь хозяйки, он оказывается на улице, без семьи, больной и без гроша..

В фильме звучит музыка Франца Шуберта и Антонио Вивальди.

Приз «Серебряный лев» на Венецианском кинофестивале, Италия (1989).

O milagre segundo Salomé / Чудо, по словам Саломэ (2004, Mário Barroso)

Португалия, 1917 год. В стране происходят большие политические и социальные потрясения, и говорят, что в Фатиме Дева Мария предстала перед тремя маленькими пастухами. Саломея, молодая женщина из провинции, живет и работает в известном лиссабонском борделе. Однажды в нее влюбляется банкир, приглашает жить в его доме и представляет высшему обществу как свою подругу. Саломэ кажется, что у нее началась новая жизнь. Однако все оказывается гораздо сложнее и трагичнее, чем она могла ожидать. 

«Чудо, по словам Саломе» — первый художественный фильм режиссера Марио Баррозу, основанный на одноименной работе Хосе Родригеса Мигеиса с диалогами Карлоса Сабоги. 

Alice / Алис (2005,Marco Martins)

Каждый день житель Лиссабона Марио просыпается с одной и той же мыслью, садится в утренний поезд, доезжает до нужного места, расплачивается с уличным бедняком, покупая у того маленькую собачку-оригами, расклеивает одни и те же объявления о пропаже девочки, просматривает потоки городской жизни в камерах видеонаблюдения. Его четырехлетняя дочь пропала, и он одержим желанием отыскать ее. Питая себя ложными надеждами, Марио не замечает, что рядом с ним гибнут другие люди. 

Sangue do meu sangue / Кровь моей крови (2011, João Canijo)

На окраине Лиссабона живет семья: незамужняя женщина, ее сестра и дети – взрослые уже сын и дочь. Сын ничем не занят, но иногда откуда-то приносит деньги, дочь объявляет о своем романе с женатым мужчиной. По мере того, как герои всё глубже увязают в опасных отношениях, реальность картины становится всё мрачнее – пока не открывается страшная тайна, которую долгие годы скрывала мать.

Tabú / Табу (2012, Miguel Gomes)

Слоган фильма «За соседней дверью — целая вселенная!»

Умирая, эксцентричная старушка просит двух соседок разыскать некоего мужчину. Женщины находят незнакомца, который рассказывает им трогательную историю их любви в колониальной Африке и их преступления, после которого они больше никогда не виделись. 

Cavalo Dinheiro / Лощадь по кличке Деньги (2014, Pedro Costa)

«Я разговариваю со стенами», — говорит герой этого фильма по имени Вентура. Его окружают призраки и фантомы прошлого: солдат-революционер, покойный коллега по стройке или еще один выходец с Кабо-Верде, которого он чуть не зарезал по молодости спьяну. Но это не только тени людей; фантом — его лошадь по прозвищу Деньги, которой давно уже нет в этом мире.  Прогулки с призраками — вообще, кажется, излюбленный лиссабонский жанр. В фильмах Педру Кошты этот язык использован для рассказа о судьбах иммигрантов, которые пытаются изменить свою жизнь, и чем больше прилагают для этого усилий, тем меньше происходит перемен. 

São Jorge/ Сау Жорж (2016, Marco Martins)

Жоржи, безработный боксер, пытается найти способ заработать, чтобы содержать семью. После безуспешных попыток найти нормальную работу он устраивается в коллекторную контору и начинает выбивать долги из таких же бедолаг, как он сам. 

Фильм о том, как общество отреагировало на финансовый кризис, с которым всего несколько лет назад пришлось столкнуться Португалии. 

Mil e uma noites / Тысячи одна ночи (2015, Miguel Gomes)

«Тысяча и одна ночь» начинаются с комической предыстории с участием самого режиссера Гомеша, который убегает от съемочной группы, а та настигает его и зарывает в песок. И тут появляется юная красавица Шахерезада со своими сменяющими друг друга историями о жителях Португалии.

Героями документальных съемок первой части становятся русалки, взрывающиеся киты, требующие справедливого к себе отношения безработные, говорящий петух, боющийся с пчелами крестьянин, льстивые политики с эрекцией волшебного происхождения. Необыкновенные истории, происходящие с этими персонажами, словно кусочки мозаики, которые в итоге, после просмотра всех трех частей, сложатся в цельную картину.

Трилогия была впервые показана на Каннском кинофестивале в этому году и была единогласно признана кинокритиками лучшим произведением фестиваля.

O Ornitólgo /Орнитолог (2016, João Pedro Rodrigues)

«Орнитолог онлайн» — драма о философских вопросах бытия. Основой для этого фильма стала легенда о святом Антонии Лиссабонском, которого чтят католики. Католики почитают Антония как покровителя странников: согласно легенде, на его долю выпало много мучительных испытаний, которые он стоически переносил, моля Бога о спасении и избавлении.

И если легенда рассказывает о давно минувших событиях, то фильм посвящен современнику, ученому-орнитологу. Обстоятельства сложились так, что орнитолог Фернандо оказался один на один со стихией, так как отрезан от цивилизации и не может никому рассказать о своих злоключениях. Теперь не Фернандо наблюдает за птицами и их повадками, а они с высоты своего полета видят его злоключения. Птицы-стервятники в предвкушении трапезы, но Фернандо не намерен просто так сдаваться

Raiva / Гнев (2018, Sérgio Tréfaut)

Португалия, 1950 год. Пустынный и величественный ландшафт Юга, пронизанный ветром, изнуренный страданием и голодом, сотрясает насилие: в одну ночь происходит чреда хладнокровных убийств. Каковы причины этих преступлений? Эпическая история одной крестьянской семьи, для которой чувство собственного достоинства оказывается сильнее голодающих детей. История основана на романе Мануэла да Фонсеки, который в свою очередь основан на реальной истории о человеке, который в течение трех дней в одиночку оказывал сопротивлении армейским частям. 

4 thoughts on “10 португальских фильмов, от классики до наших дней, которые стоит посмотреть, чтобы лучше понять Португалию.

  1. Роскошная подборка!
    Добавил бы разве что «Capitaes de Abril» Марии де Медейруш

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *